Северчукова Марина Александровна
Мастер-класс для родителей «Дизайн в росписи народных промыслов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с понятием «пластилинография», с приемами и способами изображения, научить совместной с детьми деятельности в свободное время дома. Дать понятие о необходимости развития мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук у ребенка.
Задачи:
• Развивать интерес к изобразительной и художественной деятельности.
• Знакомить с новым способом изображения – пластилинография, создавать выразительные образы, посредством формы, цвета и элементов узора.
• Научить приемам и способам изображения пластилином.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Дизайн в росписи народных промыслов“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Родительские собрания в детском саду
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2019
• Познакомить с приемами смешивания цветов и влиянием цвета на образ или объект изображаемого.
• Предложить варианты «росписи» по мотивам дымковских, полхово-майдановских мастеров, изделий хохломы, жостова, гжели.
• Познакомить с традициями росписи российских умельцев.
• Вызвать интерес к использованию игр-занятий с использованием пластических материалов, для развития мелкой мускулатуры пальцев и кистей рук.
Участники мастер-класса : родители воспитанников старшей группы.
Место проведения — игровая группы детского сада
Материалы и инструменты:
1. Набор цветного пластилина.
2. Стеки, зубочистки.
3. Дощечки.
4. Силуэты.
5. Салфетки.
6. Емкости с водой
7. Бросовый и природный материал.
Предварительная работа:
• Организация пространства для проведения мастер-класса.
• Подготовка демонстрационного материала, образцов, силуэтов, пластического материала, инструментов.
• Подборка методического материала, составление конспекта.
• Организация родителей на практическое занятие «Мастер-класс».
• Подготовка памяток, рекомендаций для родителей.
План:
1. Представление «Давайте познакомимся».
2. Практические занятия.
3. Обмен мнениями, впечатлениями.
4. Раздача буклетов-памяток.
Ход мастер-класса :
Уважаемые родители, вас, конечно интересует и волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Ученые доказали, что развитие кисти и пальцев руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточна развита память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Изобразительная деятельность ребенка в нашем детском саду является одним из естественных специфических детских видов деятельности, здесь решаются многие задачи, в том числе и на развитие мелкой мускулатуры рук. Работая много лет в детском саду с детьми с нарушением функций ОДА, и другими сопутствующими заболеваниями, что является следствием слабо развитой мускулатуры пальцев и кистей рук и отрицательно сказывается на результатах продуктивной деятельности, поняла, что помимо традиционной техники рисования и лепки необходимо вводить занятия с использованием техники «пластилинография». Ведь в процессе лепки совершенствуются все психические функции: память, воображение, зрительное восприятие, развитие глазомера, мышления, умение анализировать, сравнивать, формируется сенсорное восприятие.
Вашему вниманию предлагаю опыт работы по художественно-изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинография.
Понятие пластилинография имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать и пластилин – подразумеваемый материал, которым наносится изображение.
Осваивание детьми приемов работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций с использованием других приемов: декоративные налепы, прищипывание, оттягивание деталей соединение частей путем примазывания.
Важное значение имеет цвет пластилина, как средство выразительности предмета или образа, дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого или темного оттенков.
Предложенные мною творческие задания направлены не только на развитие мелкой мускулатуры пальцев и кисти руки ребенка, но и на ознакомление детей с промыслами народных мастеров-умельцев, что прививает любовь и уважение, чувство гордости за страну в которой мы живем.
1 творческое задание
«Дымковский козленок»
Есть в России уголок, где из труб идет дымок.
Кто хоть раз попал туда – не забудет никогда.
Знаменита деревушка яркой глиняной игрушкой
И свистулькой звонкой, с голосочком тонким.
Пестрыми фигурками, крошечными мурками.
Веселит, ласкает взор пестрый радостный узор.
Просто загляденье, всем на удивленье.
Вот на карусели все игрушки сели,
По кругу помчались, все цвета смешались.
Предлагаю рассмотреть дымковские игрушки, элементы росписи, определить цветовую гамму. Для примера росписи в технике пластилинография предлагаю выбрать дымковского козленка и поэтапно украсить его.
1 этап. «Колечки» Отделить от общего бруска пластилина красного цвета кусочек, раскатать на дощечке колбаску, разделить стекой на равные части, выложить в виде колечек на силуэте козленка, плотно прижимая к картону. (Напоминание родителям, что пластилин липкий материал, поэтому пальцы нужно периодически смачивать в воде)
2 этап. «Кружочки» Отделить от общего бруска пластилина зеленого цвета кусочек, раскатать толстую колбаску, разделить стекой на равные части, скатать между пальцами шарик, сплющить и прижать в середине каждого колечка.
3 этап. «Горошины» Отделить от большого бруска пластилина желтого цвета кусочек, отщипнуть небольшой кусочек, раскатать пальчиками горошину, наклеивание их по всей поверхности силуэта козленка хаотично.
4 этап. Для дополнения можно предложить украсить мордочку козленка, изобразить копытца, рожки.
2 творческое задание
«Матрешка»
Есть у нас для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка-
Красавица девица,
У нее сестрицы.
Каждая сестрица –
Для маленькой темница.
Рассматривание матрешек, определение элементов узора растительного орнамента, цветовой гаммы Полхово-Майдановских мастеров. Пояснить, что игрушка выполнена из дерева и подразделяется на виды «Семеновская», «Загорская». Предложить родителям украсить силуэт матрешки.
1 этап. «Цветы» От общего бруска красного пластилина отделить кусочек, разделить стекой на небольшие части, круговыми движениями пальцев раскатать в шарик. Каждый шарик разложить по диаметру круга, прижимая их к основе, серединку цветка выполнить так же другим цветом пластилина.
2 этап. «Листочки» Раскатать колбаску зеленого цвета, стекой разделить на части, раскатать овал, сузить с обеих сторон, сплющить по форме лепестка, прикрепить к основе, стекой процарапать прожилки.
3 этап. «Ягоды» Раскатать колбаску оранжевого цвета, разделить на маленькие части, из каждого кусочка раскатать шарик, сформировать из них малинку, прикрепляя к основе. Из кусочка зеленого пластилина раскатать тонкую колбаску прикрепить к верхней части листочки.
4 этап. «Веточки» Раскатать из зеленого пластилина длинные узкие колбаски, прикрепить к основе головки цветка, по бокам веточки сформировать листочки и завитки.
3 творческое задание
«Хохломская ложка»
Представить для рассматривания предметы хохломы, рассматривание элементов росписи растительного характера, определение цветовой гаммы и этапов работы.
1 этап. «Роза» Раскатать колбаску из пластилина желтого, охристого, красного цвета, разделить стекой на 8 частей, разного размера, сузить каждую колбаску с одной стороны, прикрепить на силуэт, примазывая к середке цветка и располагая по кругу.
2 этап. «Серединка» Раскатать колбаски из пластилина контрастных цветов, разделить на небольшие части, расположить в серединке цветка, сдавливающими движениями соединить.
3 этап. «Цветок» Раскатать колбаску из пластилина охристого цвета, разделить на 5 частей, скатать в шарики, сплющить в лепешку, расположить по кругу. Из кусочка пластилина желтого цвета скатать шарик, прикрепить к середине цветка.
4 этап. «Веточки» Раскатать из пластилина зеленого цвета длинную узкую колбаску, по силуэту выложить завиток влево и вправо от цветка, с верху и снизу расположить листочки, стекой прорисовать прожилки.
5 этап. «Ягода» Из пластилина красного цвета скатать шарик, сузить с одного конца, придавая форму сердечка, прикрепить к силуэту слегка сдавив, стекой или зубочисткой изобразить на ягоде семечки. В качестве альтернативы предложить выложить семечки из бисера черного цвета. Из зеленого пластилина скатать тонкую колбаску, изобразить листочек для ягодки.
4 творческое задание
«Гжельская роза»
Рассматривание изделий гжельских мастеров, определение характера росписи, цветовой гаммы изделия. Предложить родителям украсить чайную чашку гжельским розаном. Определение этапов работы.
1 этап. «Розан» Смешать синий и белый пластилин, взяв по кусочку и пальцами перемешать, чтобы получился голубой. Раскатать тонкие колбаски синего и голубого цветов, выложить в определенном порядке, сначала синим цветом, затем голубым по внутреннему силуэту розана, соединяя цвета прижимая их к основанию.
2 этап. «Веточки», «Елочки» Раскатать тонкие колбаски голубого и синего цвета, прикрепить к основанию цветка, слегка придавливая, с лева и с права от стебелька выложить спиральки, елочки, веточки, чередуя голубой и синий цвета колбасок.
3 этап. «Листочки» Раскатать из пластилина голубого цвета колбаски, заузить с обеих сторон, сплющить пальцами рук, прикрепить к стебелькам букета, стекой или зубочисткой прорисовать прожилки.
4 этап. «Тычинки» Из кусочка пластилина черного цвета раскатать тонкие колбаски, расположить в середине розана, наискосок в виде сеточки, слегка придавив.
5 творческое задание
«Жостовский букет»
Рассматривание изделий жостовских мастеров, определение цветовой гаммы. Предложить родителям украсить поднос элементами жостовских растительных узоров. Для этого необходимо определиться с цветовой гаммой, найти тона и полутона при помощи смешивания кусочков пластилина.
1 этап. Тона. Из общего бруска пластилина красного и белого цвета отделить кусочки, разминая их пальцами рук в однородную массу, получив при этом розовый цвет.
2 этап. «Роза» Из бруска красного цвета отделить кусочек, раскатать колбаску, разложить по контуру в виде звезды, придавливая и растягивая пластилин к центру цветка. Из кусочка пластилина розового цвета раскатать тонкие колбаски, разделить на части и нанести на основу красной розы, изображая лепестки роз. Из кусочка пластилина белого цвета раскатать тонкие колбаски, разделить их на части, разложить дугами на основе розы рядом с розовыми лепестками, выполнить растяжку цвета пальцами рук от белого к розовому и наоборот.
3 этап. «Веточки и листочки» Из бруска пластилина зеленого цвета скатать колбаску, выложить по контуру стебелек и веточку, из кусочков пластилина скатать широкие колбаски, сузить их с обеих сторон, сплющить пальцами в виде листочка, расположить на веточке, зубочисткой прорисовать прожилки.
Сегодня мы с вами освоили несколько приемов «пластилинографии», для применения этой техники работы с детьми дома. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.
Буду очень рада увидеть творческие фантазии ваших детей в новой технике «пластилинография». Желаю творческих успехов!