Кравцова Наталья Владимировна
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика весело и интересно»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей и педагогов на тему : «Артикуляционная гимнастика весело и интересно».
Подготовила: учитель-логопед
МКДОУ д/с № 499 г. Новосибирска
Кравцова Наталья Владимировна
Публикация «Мастер-класс для родителей „Артикуляционная гимнастика весело и интересно“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цель: Повышать эффективность коррекционной работы с помощью активного привлечения родителей и педагогов к процессу преодоления речевых нарушений у детей, по средствам правильного выполнения артикуляционной гимнастики. Задачи: - повышать уровень педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей, познакомить с понятием «артикуляционная гимнастика»; - познакомить родителей и педагогов с комплексами артикуляционных гимнастик для исправления нарушений различных групп звуков; - научить выполнять специальные упражнения в игровой форме для развития артикуляционного аппарата; - способствовать формированию у родителей чувства сопричастности, ответственности за результативность коррекционной работы. Оборудование: индивидуальные зеркала по количеству участников; бумажные салфетки; дидактические игры для развития дыхания: «Футбол», «Сдуй снежинку», «Подними шар», «Дракончики»; картотеки комплексов артикуляционной гимнастики для постановки разных групп звуков; презентация с картинками-иллюстрациями к артикуляционным упражнениям; памятки для родителей. Участники мастер – класса : родители детей с ОВЗ, педагоги комбинированных групп учреждения. Ход мастер-класса : Все участники мастер- класса усаживаются за столы, расположенные полукругом, учитель – логопед сидит в центре. Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги!
Как много надо потрудиться,
Чтобы р-р-рычать красиво научиться,
Чтоб, как змея, ш-ш-шипеть притворно,
Как жук, ж-ж-ужать задорно.
С протяжным л-л-л летать, как самолет,
Как злой комар, з-з-звеня отправиться в полет.
Страну Волшебных Звуков посетим,
С игрой не расставаясь по дороге.
И не грустите, мамы! Мы заговорим!
Исчезнут все сомнения Ваши и тревоги!
Произношение звуков - сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. Мы собрались сегодня здесь для того, чтобы помочь нашим детям разговаривать понятно и разборчиво, именно для этого нужно научить их правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Я рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика весело и интересно»! Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит учителю - логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно, для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения специальная артикуляционная гимнастика с педагогами в группе и с родителями дома.
Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика. Что же это такое?
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.
Таким образом, говоря о специальной (артикуляционной) логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Целью артикуляционной гимнастики является - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение ребёнку. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука. Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков. Кроме основного комплекса артикуляционной гимнастики, разработаны 4 комплекса артикуляционной гимнастики для постановки разных групп звуков:
• свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц]
• шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]
• для звуков [Р], [Р’]
• для звуков [Л], [Л’]
Показ картотеки комплексов артикуляционной гимнастики.
Начинать занятия артикуляционной гимнастикой лучше с нескольких упражнений дыхательной гимнастики (1 – 2 упражнения). Ведь правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т. е. коротких и длинных.
В тренировке дыхания важно соблюдать некоторые правила:
• Вдох носом, выдох ртом;
• При дутье щёки не надуваются;
• Выдыхаемая струя плавная, непрерывная.
Приглашаю желающих для выполнения дыхательной гимнастики.
«Фокус» – кладем немного ваты на кончик носа. Складываем язычок желобком, поднимаем его к верхней губе и сдуваем ватку на выдохе.
«Футбол» - из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует, не надувая щеки, на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.
Выполнение дыхательной гимнастики с родителями и педагогами, показ дидактических пособий и оборудования для развития речевого дыхания.
На начальных этапах артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом под руководством взрослого, который рассказывает и показывает выполнение упражнения. Ребёнок выполняет упражнение, а взрослый контролирует его действия, следя за точностью движений, плавностью, темпом выполнения и переходом от одного движения к другому.
Упражнения выполняются перед зеркалом, медленно, т. к. ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как движения будут уяснены, зеркало можно убрать. При этом, полезно задавать ребенку вопросы: Что делают зубки? Что делает язычок? Где он находится?
Затем темп упражнений можно увеличивать и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
В дальнейшем, когда ребёнок усвоит элементы гимнастики, применяются различные игровые приё мы: показ картинок, предметных символов, графических символов, использование стихотворных текстов, считалки, театр пальчиков и язычка, рисунки – подсказки, картины-образы, адаптируемые истории и сказки, «сказки о весёлом Язычке».
Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.
Как мы знаем, основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Именно поэтому, важно помнить, что основная деятельность детей – игровая! Все занятия должны строиться по правилам игры.
Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или придумать сказку про веселый Язычок. Ребенка сложно уговорить заниматься, но не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится! Сейчас, я предлагаю взять зеркало и рассмотреть основные органы артикуляции : язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя, твердое и мягкое небо, альвеолы, причем язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, а остальные неподвижные).
Родители и педагоги смотрят в зеркало и рассматривают свои органы артикуляции.
И вот, наконец, мы подошли к самому главному: предлагаю вашему вниманию мастер-класс по обучению артикуляционным упражнениям с применением мультимедийной презентации, где мы свами научимся выполнять упражнения из основного комплекса.
1.«Окошко» : открыть рот, губы округлить.
Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
2. «Чистка зубов» : рот закрыт, круговым движением языка обвести между губами и зубами.
Чищу зубы, чищу зубы
И снаружи, и внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели, чтоб они.
3.«Дудочка» : вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
Мои губы – трубочка
Превратились в дудочку.
4. «Заборчик» : губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем
5. «Пароход гудит» : слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы» : «ы-ы-ы».
Вывожу язык вперёд,
Закушу его – и вот:
«Ы» — так гудит пароход.
6. «Футбол» : губы сомкнуты, упираться кончиком языка поочерёдно в одну и другую щёки.
Я у мамы футболист, бью мячом я метко.
Эй, в воротах, берегись, мячик - не конфетка!
7. «Лопаточка» : рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять и под счё т его держать:
Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.
8. «Качели» : рот открыт, напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
На качелях я качаюсь:
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
Потренировавшись в выполнении упражнений артикуляционной гимнастики, я хочу вам дать рекомендации для проведения её дома:
Перед началом выполняем несколько упражнений дыхательной гимнастики.
1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность – от простых упражнений к сложным, упражнения выполняются в медленном темпе.
2. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, в игровой форме.
Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
4. Предварительно ребенок должен увидеть правильный образец упражнений – покажите ему, как правильно выполняется упражнение.
5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений, для этого необходимо находиться перед настенным зеркалом.
6. Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
В заключение хочется подвести итог нашей встречи и отметить, что артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
И помните, уважаемые взрослые: НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ! Выполнение артикуляционных упражнений - трудная для ребёнка работа. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придаст малышу уверенность в себе и в своих силах, поможет быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением.
Уважаемые родители и педагоги, хочу поблагодарить вас за внимание и работу! Спасибо, что нашли время и пришли сегодня к нам! Надеюсь, что вы получили полезную информацию, которую будете применять в коррекционной работе с детьми! Предлагаю взять себе памятку по выполнению артикуляционной гимнастики.
Список используемой литературы:
1. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989 г.
2. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика : Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей : Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей.
Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Издательство: Литера Год: 2004
3. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие Е. Краузе Издательство: Корона-Принт, Год:2007
4. Веселая артикуляционная гимнастика Нищева Н. В. Издательство: Детство-пресс Год: 2009
5. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Издательство: Гном и Д Год: 2005
6. Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика Серия : Для самых-самых маленьких Издательство: Карапуз Год: 2005
7. Т. А. Куликовская Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках Издательство : ГНОМ и Д Год:2007
8. Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5
9. Интернет-ресурсы