Ирина Штельма
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика и её значение в исправлении речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
Штельма Ирина Александровна
учитель-логопед
МКДОУ №4 г. Сим
Цель: Повысить интерес родителей к логопедической работе МКДОУ №4 г. Сим, привлекая к сотрудничеству. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности в вопросах речевого развития детей. Задачи: Стимулировать к активному взаимодействию с учителем-логопедом.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Артикуляционная гимнастика и её значение в исправлении речи детей“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2020
Помочь родителям овладеть основными комплексами артикуляционной гимнастикой.
Осознать свою позицию в общении с ребенком в рамках семейного воспитания.
Ход мероприятия:
Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что пришли на наше мероприятие! Предлагаю вам представиться - назвать своё имя и отчество, затем охарактеризовать себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества. Педагог называет своё имя и подбирает слова: «Меня зовут Ирина Александровна - исполнительная, аккуратная! (родители здороваются и представляются)
Очень приятно познакомиться с вами!
Формирование у родителей мотивации к занятиям со своим ребенком. Уважаемые родители, как вы считаете, нужно бороться с речевыми недостатками? И кто должен этим заниматься? (ответы родителей) Раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений - главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учитывая, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, даёт первые знания и умения. Приглашаю вас к сотрудничеству, взаимодействию. Родитель - не гость, а полноправный член команды ДОУ. Только совместными усилиями родителей и детского сада можно решать любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Объявление теоретической части семинара .
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом.
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Показывает его выполнение.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
Объявление практической части семинара.
Обычно нарушаются следующие группы звуков у детей: «свистящие», «шипящие», «сонорные».
Предлагаю выполнить основные комплексы для губ и языка: (презентация «Артикуляционная гимнастика»)
«Блинчик»
«Грибок»
«Вкусное варенье»
«Дятел»
«Чистим зубки»
«Индюк»
«Киска сердится»
«Качели»
«Маляр»
«Парус»
«Часики»
«Чашечка»
А сейчас ещё раз вспомним и повторим эти упражнения в форме сказки «О весёлом язычке». (презентация «Веселый язычок»). На каждого из детей я сделала альбомы-подсказки по артикуляционным укладам и основным упражнениям, учитывая индивидуальные особенности язычка ребёнка. Наша встреча подходит к завершению. Вы познакомились с основными специальными упражнениями для постановки звуков. Спасибо за внимание и помощь. И с вашими детьми заниматься одно удовольствие благодаря интересу и желанию. Может быть, наши дети станут в будущем знаменитыми артистами, грамотными журналистами или просто хорошими людьми, правильная речь им, несомненно пригодится, и мы ими будем очень гордиться! И мы очень надеемся на вашу помощь и в дальнейшем!