Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Знатоки природы»

ольга фомина
Мастер-класс для педагогов «Знатоки природы»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов

«Знатоки природы»

Подготовила воспитатель: Фомина Ольга Александровна

Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

1. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;

2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Знатоки природы“» размещена в разделах

3. Воспитывать любовь к природе.

- Удивительный мир природы – он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки, у крошечной лужицы.

- Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

Когда-то, собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую

Дал ей форму шара большого

И посадил там деревья, цветы

Травы невиданной красоты.

Много животных там стало водиться

Змеи, слоны, черепахи и птицы

Вот вам подарок, люди владейте

Землю вспашите, хлебом засейте

Всем завещаю вам я отныне –

Вы берегите эту святыню.

Взгляни на глобус – шар земной

Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Мне не унять метели,

Не растопить снега,

Но чтобы птицы пели-

Это в моих руках.

В. Сухомлинский.

- Природа – источник доброты.

Природа - источник познания.

Природа – источник укрепления здоровья.

- А вы уважаемые педагоги, что вы знаете о природе, просим вас ответить на простые вопросы.

- Зачем белке длинный и пушистый хвост?

(главное, для чего нужен белкам хвост – для «полетов». Во время прыжков белки с дерева на дерево, хвост служит своеобразным парашютом-крылом, с помощью которого белка удерживается на «заданной» высоте, ловит нужный поток воздуха. Кроме того, хвост – это руль, помогающий изменить направление полета при необходимости.)

-Почему листья летом зеленые, а осенью желтые и багряные?

(Свой сочный зеленый цвет листья приобретают благодаря пигменту хлорофиллу. Пигмент перехватывает лучи солнца и с помощью солнечной энергии через воду и углекислый газ делает простые сахара, которые становятся питанием для растений. Поэтому летом листья зеленые. Осенью обмен соками между листьями и ветвями деревьев, за которые они держаться, уменьшается и содержание хлорофилла падает. Таким образом, проступают другие пигменты, которые всегда находились в меньшем количестве в листе - это каротиноиды. Кстати, именно от каротиноидов, например, морковка красная. Так, осенние листья приобретают желтые и красные цвета.

- Дым столбом, какую погоду предвещает?

(Если он идет ровно вверх, и на улице сейчас зима, то ожидайте в ближайшие часы сильных морозов. Если же дым столбом в летнее время, тогда вам повезло, эта примета говорит, что будет ясная и теплая погода. По дыму, идущему ровно вверх, нам становится ясно, что на улице стоит безветренная погода и в ближайшее время к нам не придут осадки в виде снега или дождя.)

- Почему стриж никогда не садится на землю?

(Стрижи не могут ни ходить, ни плавать: их ноги не приспособлены ни к какому виду передвижения. В лучшем случае, оказавшись вдруг на земле, стриж сможет проползти несколько метров. Даже взлететь с земли он не способен, так как крылья слишком длинные, а ноги — слишком короткие. Единственное исключение — чёрные стрижи, они могут подпрыгнуть, чтобы взлететь.)

- Закончите стихотворение: «Еще в полях белеет снег…»?

(Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят.

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.» Ф. Тютчев)

- Какой праздник отмечается 22 апреля? (Каждый год 22 апреля отмечается не просто большой, а поистине глобальный праздник — Международный день Матери-Земли - день нашего общего уютного дома.

Праздник был учрежден на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2009 году.)

- Что такое экология и чем она занимается?

(Экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Исходя из перевода составного термина, это наука о доме. Экология изучает всё, что как-то взаимодействует или влияет на живые организмы.)

- По результатам ваших блестящих ответов можно сделать вывод, что перед нами настоящая команда «Знатоков природы».

Задание № 1 «Законы природы»

Четыре закона экологии.

Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.

Первый закон: «Всё связано со всем».

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться».

Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром».

Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвё ртый закон: «Природа знает лучше».

Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов.

У природы нет никаких отходов : для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Задание № 2 «Экологическая разминка»

1. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)

2. У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)

3. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба - ночное)

4. Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? (потому что красный цвет

– сигнал опасности)

5. Почему листья зеленые? (потому что в них содержится хлорофилл)

6. Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)

7. Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)

8. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)

9. Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)

10. У кого уши на ногах? (у кузнечика)

11. Какую траву любят кошки? (валериану)

12. Самая высокая трава? (бамбук)

13. Опасен ли укус гадюки летом? (Нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи)

14. Какая птица не строит гнезда? (кукушка)

Задание № 3 – «блиц. Три вопроса по 20 секунд.»

1. Какое дерево цветёт первым? (Верба)

2. Какое дерево даёт сладкий сок? (Берёза)

3. Какое дерево один раз в год приносит много радости детям? (Ель)

Задание № 4 «Простые истины»

текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача «Знатоков» сымпровизировать и проиграть сценку, продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение.

1. Педагогическая ситуация

Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

2. Педагогическая ситуация

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации.

Задание №5 «Вопрос – Ответ»

Внимание, вопрос: «Откуда божья коровка получила свое название?»

Ответ: По аналогии "божьим человеком" называют доверчивых и безобидных людей. За это и божья коровка получила свое название. А коровкой она называется потому, что в минуту опасности на сгибах ее ножек выделяется оранжевая жидкость - молочко.

К какой категории животных относятся ехидна и утконос?

Ответ:- птицезвери. У них, как и у птиц, есть одно выходное отверстие. Оно служит и для испражнения и для откладки яиц. Но, несмотря на то, что они откладывают яйца, утконос и ехидна считаются млекопитающим, поскольку детенышей выкармливают молоком.

Задание № 6 «Народные приметы»

Как много было дедовских примет!

Иных из них давно уж нет в помине.

Другие сквозь десятки зим и лет

Дошли до нас и вот – живут поныне.

Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.

- Кошка свернулась клубочком – к похолоданию

- Ворона кричит зимой – к метели

- Лягушки квакают – к дождю

- Воробьи в пыли купаются – к дождю

- Около луны звезда народилась – к потеплению

- Собаки катаются – к пурге

Задание № 7 “Черный ящик”

В этом ящике лежит то, из чего добывают этиловый спирт, глицерин, кормовые дрожжи. Что лежит в черном ящике? (ветки ели, пихты).

Задание №8. «Творческое задание»

А сейчас музыкальная загадка (Звучит пение снегирей). Отгадайте пение птицы.

Говорят, что эти очень красивые и яркие птицы приносят в наш дом удачу и счастья. Статуэтка снегиря улучшит атмосферу вашего дома. Она не позволит угаснуть теплу души, привлечет благополучие и великодушие.

Сегодня давайте с вами сделаем маленьких снегирей!

Итак начнем.

1. Наматываем 50 - 60 витков чёрной нитью вокруг длинной стороны прямоугольника (20см.). Если нитки тонкие, число витков надо увеличить пропорционально толщине. В нашем случае это объемные нитки.

2. Разрезаем намотанные нитки с одной стороны пополам.

3. Откладываем пучок в сторону.

4. А теперь обмотаем красной ниткой 40 витков.

5. Также разрезаем пополам и откладываем в сторону.

6. Аналогично намотаем и разрежем серую нить.

7. Накладываем черный пучок на красный.

8. Соединяем по середине, связывая ниткой.

9. Черный сгибаем сверху и перевязываем ниткой, формируя хвост.

10. Серые нитки располагаем перпендикулярно снизу.

11. Красные сгибаем пополам, формируя грудку у птички.

12. Серые концы ниток поднимаем вверх, формируя крылья.

13. Завязываем хвостик. Можно его немного подрезать.

14. Вклеиваем клюв - семечку и глазки - бусинки или бисер, крупу.

- Ну вот и всё! Наши птахи готовы. Сейчас давайте поселим их в кормушку.

- Мы с Вами сегодня отлично потрудились. Я предлагают тем, кому понравился наш мастер-класс, взять одну из разноцветных ленточек и завязать на нашем дереве. Не забудьте загадать заветное желание, которое непременно сбудется.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Бинарный мастер-класс для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников «Удивительный мир природы!»Бинарный мастер-класс для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников «Удивительный мир природы!» Цель: - распространение и передача педагогического опыта в сфере организации познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности.

Конспект занятия-викторины «Знатоки природы» Цель: -Обобщить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы. Задачи: - Развитие творческого воображения, внимания,.

КВН «Знатоки природы» (старшая группа) Воспитатель: Загоскина Лариса Геннадьевна КВН «Знатоки природы» (старшая группа) Цель: Систематизировать знания детей о природе. Задачи:.

НОД по экологическому воспитанию «Знатоки природы» Конспект НОД по экологическому развитию «Знатоки природы» в подготовительной группе №11 МАДОУ детский сад комбинированного вида №22 «Ладушки».

Открытое занятие «Знатоки природы» Воспитатель: Сушкова Евгения Юрьевна Конспект квест–занятия по экологии в подготовительной группе «Знатоки природы» Цель: Формирование учебной.

Конспект СОД «Знатоки природы» в подготовительной группе Конспект Совместной деятельности с детьми по экологическому воспитанию - игра экологический КВН (подготовительная к школе группа) Тема:.

Викторина «Знатоки природы»Викторина «Знатоки природы» Викторина «Знатоки природы»[/b] Цель: формировать познавательный интерес и целостное представление о живой и неживой природе. Задачи:• обобщить.

Сценарий викторины «Знатоки природы» Цель: • Закреплять знания детей о природе. Задачи: • Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.

Викторина «Знатоки природы» в подготовительной группе Викторина «Знатоки природы». Цель: • Закрепление знаний детей о природе; 1 Ведущий Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с.

Сценарий экологического квеста «Знатоки природы» Экологический квест «Знатоки природы». Цели: - показать красоту родной природы, воспитывать уважение и любовь к ней; - раскрыть экологическую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Знатоки природы»
Опубликовано: 2 декабря 2019 в 12:24
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Знатоки природы»» (включая файлы) размещена пользователем ольга фомина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД