Анна Гусакова
Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии и их использование в работе педагогов ДОУ»
▼ Скачать +Заказ
Цель: распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
• Формирование представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностей их применения
• Познакомить педагогов с приемами и методами здоровьесберегающих технологий
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Здоровьесберегающие технологии и их использование в работе педагогов ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
• Познакомить с методикой применения здоровьеcберегающих технологий.
Ход мастер-класса
Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами проводим мастер-класс на тему «Здоровьесберегающие технологии и использование их в работе педагогов ДОУ».
А вы мне в этом поможете, исполните практическую часть нашего мастер-класса.
Что же такое здоровьесберегающие технологии?
Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития и обучения.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — это самая главная задача не только для родителей, но и для педагогов. Для эффективного решения данной проблемы в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии. В своей работе я использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: пальчиковую гимнастику, массаж, Су - Джок - терапию, дыхательную и вибрационную гимнастику, гимнастику для глаз, релаксацию. Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий. И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
1. Су-Джок-терапия
В переводе с корейского языка Су-кисть, Джок-стопа. Эта технология оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма.
Для выполнения нам понадобится специальный массажный шарик.
Упражнение направлено на микромассаж и рефлексотерапию кистей рук. Шипы при перекатывании шарика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение.
Берем шарик, в левую руку, приговаривая:
Этот шарик непростой, (Любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот такой. (накрываем правой ладонью)
Будем c шариком играть (катаем шарик горизонтально)
Свои ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
В руку правую возьмём, (движения по тексту в правой руке)
В кулачок его сожмём.
В руку левую возьмём, (движения по тексту в левой руке)
В кулачок его сожмём.
2. Вибрационная гимнастика «Радужные брызги»
Встряхивание расслабленных кистей в различном ритме, имитирующие разбрызгивание капель воды. При этом дети пытаются «обрызгать» друг друга. Далее им предлагается представить, как капли переливаются на солнце всеми цветами радуги. Задаются вопросы: «Куда летят брызги», «Какого они цвета?». Можно предложить набрать в ладошки холодной, ледяной воды и вылить её на себя, при этом отряхивая произнести «б-р-р».
Наряду с задачами оздоровления детей решаются задачи образовательного характера.
3. Пальчиковая гимнастика
О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь.
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)
Мы во двор пошли гулять («Идут» по ладошке указательным и средними пальчиками.)
Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)
Птичек крошками кормили, («Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались, (Опустить руки сверху вниз)
А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на колени то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивают ладошки.)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)
4. Гимнастика на сенсорной дорожке
Выполняется упражнение «Тропинка»
По тропинке шел Кирилл,
И в колючки угодил.
Постоял, потопал ножкой,
Прикоснулся к ним ладошкой.
На колючках он попрыгал,
Отдохнул, ногой подрыгал.
Нужно двигаться вперед,
Впереди нас мостик ждет.
Мы по мостику пройдем,
И немножко отдохнем.
5. Гимнастика для глаз
Глазная гимнастика рекомендована всем, в том числе и детям. Она помогает снять мышечное напряжение, улучшить кровообращение, развить амплитуду движений. Гимнастика для глаз способствует восстановлению зрения, улучшает внимание. Рекомендуется делать гимнастику для глаз каждый день, медленно и спокойно.
«Елка»
Вот стоит большая елка, (Выполняют круговые движения глазами.)
Вот такой высоты. (Посмотреть снизу вверх.)
У нее большие ветки.
Вот такой ширины. (Посмотреть слева направо.)
Есть на елке даже шишки, (Посмотреть вверх.)
А внизу – берлога мишки. (Посмотреть вниз.)
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу. (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.)
6. Уделим внимание массажу
Как писал русский физиолог И. М. Сеченов: «работа мышц есть работа мозга». Двигательный аппарат напрямую связан с работой нервной системы, и там где двигательная функция находится в неблагоприятных условиях для развития, задерживается и общее развитие нервной деятельности. Недостаток двигательной активности частично может восполнить массаж в сочетании с различными упражнениями. Ласковые касания рук приносят массу удовольствия малышу, помогают наладить эмоциональный контакт, снять мышечное напряжение, повысить настроение. Легкие поглаживающие движения по спинке малыша, растирания (вдоль позвоночника, не по нему, спины, рук, кистей, массаж кончиков пальцев - все это позволяет улучшить нейродинамику и стимулирует рост нервных клеток. В своей работе с детьми младенческого и раннего возраста можно использовать сказки-массажики. Сказки-массажики снимают напряжение, тревожность, агрессивность. Их цель расслабить ребенка, подарить ему время любви, радости и покоя, которое сейчас принадлежит только ребенку и вам.
Упражнение «У оленя дом большой»
У оленя дом большой (поднимаем ручки вверх и разводим)
Он глядит в свое окно (подтягиваем за ручки)
Зайка по лесу бежит (топаем ножками)
В дверь ко мне стучится (ручками стучим)
Тук-тук, дверь открой (ручки сводим к груди и разводим)
Там в лесу охотник злой (ручками вверх и вниз машем)
Зайка, зайка забегай (сгибаем и разгибаем ручки)
Лапу подавай-ка!
Массаж «Снеговик»
Раз — рука, два — рука. (Вытянуть вперед одну руку, потом — другую)
Лепим мы снеговика. (Имитировать лепку снежков)
Три-четыре, три-четыре, (Погладить ладонями шею)
Нарисуем рот пошире.
Пять — найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз. (Кулачками растереть крылья носа)
Шесть — наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас. (Приставить ладони ко лбу «козырьком» и
растереть лоб)
Семь и восемь, семь и восемь
Мы плясать его попросим. (Погладить колени ладошками)
7. Дыхательная гимнастика
При выполнении дыхательных упражнений поза ребенка всегда спокойная, расслабленная, спинка прямая, грудная клетка раскрыта.
Упражнение «По горам»
Выполняется лежа. Ребенок лежит на спине, спокойно, расслаблено. Взрослый опускает ему мягкую игрушку на животик и просит покатать ее «по горам».
Горка получается, когда животик надут, когда воздуха нет - «ямка».
Упражнение «Снежинки»
Выполняется сидя. Привяжите к тоненькой леске, разной длинны вырезанные снежинки. Затем попросите ребенка поиграть со снежинками, посмотреть какая улетит дальше. Важное условие – снежинки руками трогать нельзя, можно только дуть.
8. Релаксационные техники
Релаксация (от лат. relaxation - расслабление, ослабление) - глубокое мышечное расслабление, сопровождающиеся снятием психического напряжения.
Упражнение «Волшебный сон»
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают…засыпают…
Шея не напряжена…
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Все волшебно расслабляется…
Дышится легко, ровно, глубоко…
(Пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем
Потянуться! Улыбнуться!
Глазки всем открыть! Проснуться!
На этой приятной ноте мы заканчиваем мой мастер-класс, я надеюсь, что вы узнали что-то новое для себя, а также вспомнили то, что чуть-чуть позабыли.
Спасибо за внимание!