Ольга Валерьевна Шабашная
Мастер-класс для педагогов «Элементы АРТ-терапии в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках курсов повышения квалификации воспитателей ДОУ был проведен мастер-класс «Элементы АРТ-терапии в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста»
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Элементы АРТ-терапии в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
А бывает, что ребёнок не может словами выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.
Это и есть песочная терапия – одно из направлений арт-терапии.
Педагоги получили возможность поработать с кинетическим песком.
Познакомила воспитателей с мотивационными играми с песком:
1. Знакомимся с песком, исследуем его возможности.
Из кучки песка предлагаем сделать максимально высокую горку.
Из кучки песка предлагаем сделать песочный дождь
Есть три песочных дождя - низкий, средний и высокий.
Пропускаем песок через пальцы струйкой и отслеживаем, какой высоты дождь больше всего соответствует нашему состоянию.
Наблюдаем, как «оживают» песчинки.
Из кучки песка вылепить животное – не важно, на плоскости или объемное. Попробуйте узнать – какое животное изобразил ваш сосед.
2. Работа в парах.
Придумать по 5 способов перемещения песочных масс.
Работа по очереди, сначала один человек показывает способ, потом второй отвечает. Каждый демонстрирует по 5 вариантов.
Смысл – соревнование, здоровая конкуренция. Упражнение подходит для работы в парах: ребёнок - родитель, пара конкурентов.
Пальчиковые походы.
Упражнение может использоваться как для развития мелкой моторики, так и мотивационная техника. Развивается мелкая моторика, чувство пространства, тактильные ощущения, скорость движения, стратегия работы.
Делаем из песка круг толщиной в мизинец. Выбираем 2 или 3 маленькие игрушки (можно брать игрушки из киндер-сюрприза). Показываем их партнёру, чтобы он потом смог определить, что это за игрушки. Партнёр закрывает глаза, а мы ставим игрушки в разные места круга из манки. За пределами круга ставить нельзя.
Партнёр с закрытыми глазами отправляется в поход на поиски игрушек. Для этого нужно поставить его пальцы на вход в круг.
Задача: микрошагами, используя два пальца, исследовать поле и найти игрушки.
3. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
через одновременную работу двумя руками.
Из кучки песка создайте блинчик толщиной в мизинчик. Постарайтесь, чтобы он был круглый и ровный. Представьте, что это - тарелка, которую нужно расписать. Используя только мизинчики обеих рук, украсьте узорами свою «тарелку». Старайтесь работать двумя мизинцами одновременно.
А теперь обратите внимание, у нас получилась мандала, символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть (круг, так и невидимый мир (центр, который сокрыт внутри нас.
Кинетический песок можно применять в любом виде образовательной деятельности.
Формирование элементарных математических представлений –
Лепка геометрических фигур (объемных и на плоскости, цифр. Лепка предметов разных по размеру. Счет решение элементарных задач и т. д.
Обучение грамоте, логопедические занятия – прорисовывание, лепка букв.
Конструирование – создание построек, замков, городов из песка самостоятельно и с помощью формочек.
Художественно-эстетическое развитие – как материал для лепки, выкладывания на песке картин с помощью природного материала, декоративных камней и т. д.
Вторым этапом мастер-класса была работа в технике правополушарного рисования.
Маленький ребенок берет в руки кисть и увлеченно водит по листу, размазывает пальцем краску и по праву гордится своим шедевром. Ему не важно, правильно он это делает или нет, главное – удовольствие от процесса. Подрастая, человек все больше обрастает условностями и определенными стереотипами. Детская увлеченность исчезает, и на ее место встает страх сделать неправильно. Преодолеть зажим и вернуть детское отношение к художественному творчеству помогает правополушарное рисование, потому что абсолютно в каждом из нас заложен потенциал творческих способностей
Ученые уже давно доказали, что правое и левое полушария отвечают за разные способности и мысли человека. Левое – это формальное восприятие, логика, символы и разум. Правое – наша интуиция, эмоции, чувства, вдохновение. Современная жизнь устроена таким образом, что люди больше доверяют левому полушарию. Постоянно учатся слушать разум, а не чувства.
Правое полушарие возвращает рисование в область творчества из сферы аналитического мышления. Отсутствие анализа помогает успокоиться и исключить из живописи психологическую нагрузку, снять ограничители. Творчеству сопутствуют расслабление и наслаждение самим процессом, а не результатом.
Чем же отличается правополушарное рисование? Методика его строится на открытии неосознанного творчества и блокировании страхов. Когда маленький ребенок впервые рисует, он сначала просто мажет лист и только потом определяет, на что это похоже. Со временем, под действием обучения, начинают воспроизводиться определенные символы. Голова – круг, нога или рука – палка, глаза – точки, и далее в том же духе. Когда взрослый берет в руки карандаш, собираясь воспроизвести портрет, левое полушарие мозга подсовывает символы, пришедшие из детства. В результате вместо шедевра на бумаге выходят детские каракули.
Главная задача – избавиться от этих символов, для чего нужно задвинуть логику на задний план и вывести вперед интуицию и вдохновение. Научиться переносить на бумагу свое видение предмета, а не символ, его обозначающий.
Правополушарное рисование для детей представляет собой естественное занятие. У маленького ребенка изначально больше развито интуитивное и творческое начало, пока мы не начали его заглушать своим обучением и воспитанием. Детям не нужно умышленно фантазировать, для них мечта становится неотъемлемой частью реальности. Первые рисунки по-своему уникальны. Не важно, что вышло, а что нет, важен сам процесс творчества и удовольствие от того, что кисть или карандаш оставляет след на бумаге.
Для взрослых задача нарисовать эмоции оказывается очень сложной. Чаще всего они переходят в символы: любовь – сердечко, надежда – голубь. Особенность детского рисунка в том, что малышам не свойственна символика, пока о ней не расскажут взрослые. Яркое цветовое пятно может оказаться портретом, пока ребенку не расскажут, что голова круглая, а глаза можно нарисовать точками. Малыш часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные. Еще ни один ребенок не рисовал солнце как желтый круг с улыбкой и глазками самостоятельно, пока ему это не показали.