Анастасия Янушевская
Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности для педагогов «Весёлая наука»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Веселая наука».
Образовательная область «Познавательное развитие»,
раздел «Ознакомление с миром природы».
Цель: Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности для педагогов „Весёлая наука“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
Продемонстрировать опыт работы с детьми по развитию познавательной активности через экспериментальную деятельность;
Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников;
Продемонстрировать преимущество применения набора для наблюдений и экспериментирования «Дошкольник» ЗАО «Крисмас +» при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в области познавательного развития дошкольников.
Практическая значимость: Данный мастер-класс поможет педагогам при создании условий для совершенствования у дошкольников действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов.
Материалы и оборудование:
Набор для наблюдений и экспериментирования «Дошкольник» ЗАО «Крисмас +»;
Опыт 1 : стеклянный стакан с водой, плотный лист бумаги;
Опыт 2 : стеклянный стакан с водой, марля, резинка, зубочистка;
Опыт 3 : полиэтиленовый зип-пакет, вода, карандаши;
Опыт 4 : большой химический стакан (обычный стеклянный стакан, лист бумаги с изображением стрелок, вода;
Опыт 5 : пустая емкость, пластилин, спичечный коробок, небольшое количество окрашенной воды в стакане;
Ход мастер-класса :
Анастасия Павловна: Здравствуйте, уважаемые коллеги. В содержании психолого-педагогической работы в разделе «Развитие познавательных действий» детей старшего дошкольного возраста говорится что, педагоги должны создавать условия для самостоятельного установления детьми связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств. Поэтому сегодня я хочу провести с вами мастер-класс, который поможет вашим детям в совершенствовании действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов.
Содержание этих экспериментов предполагает расширение представлений у дошкольников:
об атмосферном давлении;
о свойствах воды преломлять свет.
Анастасия Павловна: Прежде чем проводить эти эксперименты, детям необходимо дать представление о воздухе, а также расширить их представления о воде, их свойствах. Только после этого переходить к экспериментам.
Но для начала педагог должен сам предварительно провести подобные эксперименты, чтобы убедиться в возможности их проведения.
Первый эксперимент называется «Ковер-самолет».
Цель: Показать детям силу атмосферного давления.
Оборудование и материалы: стеклянный стакан с водой, плотный лист бумаги.
Также потребуется: полотенце, бумажные салфетки, пустая емкость.
Стакан с водой накрыть листом бумаги. Воспитатель перед проведением опыта должен поинтересоваться у детей, выльется ли вода из стакана. Предложить проверить их предположения.
Аккуратно перевернуть стакан над емкостью, сильно прижимая ладонью лист к стакану. Убираем руку – лист держится, вода осталась в стакане.
Вывод: Давление окружающего воздуха, то есть атмосферное давление, больше, чем давление воды в стакане. Значит сила атмосферного давления плотно прижала лист и не дала вылиться воде.
Второй эксперимент называется «Волшебная ткань».
Цель: Показать детям силу атмосферного давления.
Оборудование и материалы: стеклянный стакан с водой, марля, резинка, зубочистка.
Также понадобится: пустая емкость, полотенце, бумажные салфетки.
Накрыть стакан с водой марлей, хорошо натянуть марлю и закрепить резинкой. Воспитатель должен спросить у детей, прольется ли вода сквозь марлю, если перевернуть стакан? Выслушать их предположения.
Перевернуть стакан над емкостью. Вода не течет.
Аккуратно протолкнуть сквозь марлю зубочистку. Она поднимется вверх, а вода из марли так и не вытекает.
Вывод: в стакане с водой есть внутреннее давление, которое подняло вверх зубочистку, но оно меньше, чем атмосферное. Поэтому сквозь марлю вода не вытечет из стакана.
Следующий эксперимент - «Трюк с пакетом».
Цель: Показать детям, что в пакете с водой тоже есть давление.
Оборудование и материалы: полиэтиленовый зип-пакет, вода, карандаши.
Также потребуется: пустая емкость, полотенце, бумажные салфетки.
Налить воду в пакет наполовину, застегнуть пакет.
Прежде чем проткнуть пакет карандашом, воспитатель должен поинтересоваться у детей, что произойдет, если проткнуть пакет. Проткнуть пакет карандашами в том месте, где он наполнен водой. Важно! Карандаш должен быть хорошо наточен. Вода не течет.
Вывод: Вода не вытекает из пакета потому, что давление внутри пакета на месте прокола становится больше.
Четвертый эксперимент называется «Оптический обман».
Цель: Выявить свойство воды преломлять свет, тем самым создавать оптический обман, то есть ошибку в зрительном восприятии.
Оборудование и материалы: большой химический стакан (пустой, лист белой бумаги формата А4 с изображением стрелок, вода.
Поставить пустой большой химический стакан (обычный стеклянный стакан) на ровную поверхность. Важно! Стакан необходимо поставить по центру поверхности!
Поместить за него лист с изображением стрелок. Важно! Лист необходимо поставить на расстоянии не менее 20 см от стакана!
Сквозь стекло видно, что направление стрелок осталось без изменений.
Наполнить большой химический стакан водой (обычный стеклянный стакан). Поместить за него лист с изображением стрелок. Важно! Лист необходимо поставить на расстоянии не менее 20 см от стакана! Стрелки поменяли направление.
Вывод: При прохождении луча света через разную среду, а именно через воздух, стекло стакана, воду, опять стекло стакана и обратно через воздух свет преломляется, т. е. переворачивается. Поэтому кажется, что стрелки поменяли направление.
Пятый эксперимент - «Куда исчезла вода?».
Важно! Данный эксперимент проводится непосредственно только воспитателем с соблюдением мер безопасности, так как при проведении используется огонь.
Цель: Помочь детям узнать, что при горении давление воздуха внутри сосуда меньше, чем снаружи за счет сжигания кислорода в стакане.
Оборудование и материалы: пустая емкость, небольшое количество окрашенной воды в стакане, пластилин, 2 спички, зажигалка (спичечный коробок).
В пустую емкость поместить небольшой кусочек пластилина, закрепить его на дне емкости. В пластилин воткнуть две спички.
Вылить в емкость небольшое количество окрашенной воды.
Поджечь спички, воткнутые в пластилин. Накрыть пустым стаканом.
Спички потухли. Вода втянулась внутрь стакана.
Вывод: При горении давление воздуха в стакане меньше, чем снаружи. Это происходит потому, что в стакане из-за горения спичек стало меньше кислорода, чем кислорода в открытом пространстве.
Заключительная часть.
- Уважаемы коллеги! С помощью таких занимательных экспериментов вы будете совершенствовать умение детей определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. Разовьете умение самостоятельно действовать в соответствии с прилагаемым алгоритмом. Кроме того вы подарите детям массу положительных эмоций, научите наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли. Спасибо за внимание!