МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов на тему «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Оксана Яхно
Мастер-класс для педагогов на тему «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание практической помощи педагогам в использования приемов ТРИЗ в играх.

Задачи: Создать творческую атмосферу;

Познакомить и обучить внедрению игр, на основе технологии ТРИЗ, для развития связной речи дошкольников и обогащению словаря.

Материалы: круги луллия, проектор, столы и стулья.

Публикация «Мастер-класс для педагогов на тему „Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада“» размещена в разделах

Ход мероприятия:

Воспитатель: Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня у нас необычная встреча, мы с вами окажемся в интересной и увлекательной стране. И эта страна называется ТРИЗ.

Воспитатель: Что же такое ТРИЗ вам поможет понять следующая история:

«В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь. Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей. Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца».

Теперь представьте, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Ответы педагогов.

Педагог : Что же такое ТРИЗ?

ТРИЗ : теория решения изобретательских задач.

ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечественный изобретатель, ученый, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Начал поиски и аспекты своей программы и системы в 1945 году, но в начале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику, а сейчас это очень важное направление используется для развития многих технологических систем. С 1987 года ТРИЗ пришёл в детские сады. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются детском саду.

Существует несколько методов :

Метод фокальных объектов (развитие воображения, фантазии, обучение управлению своим мышлением – обезьянозаяц)

Морфологический анализ

Метод золотой рыбки (развитие фантазии, обогащение словаря, заучивание стихотворений)

Мозговой штурм (постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения)

Моделирование маленькими человечками

Системный оператор

Метод противоречий

Во-первых, здесь нет оценок и единственно правильного ответа: дети должны рассуждать, размышлять, искать противоречия и необычные признаки в условиях задачи.

Во-вторых, для того, чтобы приступить к основам ТРИЗ, ребёнок совсем не обязательно должен уметь читать, писать и считать: заниматься с ребенком можно с того момента, как он становится способен отличить игру от реальности, то есть примерно с 3 лет.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество игровых приемов, которые хорошо себя зарекомендовали.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ребенком истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Цель нашей технологии- не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов

Наша задача:

- помочь детям увидеть этот многогранный мир, научить видеть в нем чудеса, совершенствовать себя, свою жизнь и жизнь окружающих людей.

- развивать фантазию и воображение детей,

- учить их системному мышлению и осознанию происходящего вокруг,

-обучать детей находить выход из любой сложной ситуации.

Предлагаю вам познакомиться с развивающими играми технологии ТРИЗ.

И так давайте поиграем.

Игра «Что бы это могло быть?»

Цель: Формировать умение на основе восприятия заместителей предметов давать в воображении новые образы, развивать ассоциативное мышление. Вам нужно подобрать как можно больше предметов похожих, на заданные геометрические фигуры Изображения красного круга, зеленого треугольника, синего квадрата.

Игра «Объяснялки»

Цель: Формировать умение строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

Изображения яблони и ложки.

Задача: Составить объяснение (цепочку-рассказ, как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, коллеги продолжают. Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.

— В саду росла яблонька, на которой …

— Висели вкусные и спелые яблочки.

— Яблочки были спелые и поэтому сами …

— Сами падали на землю.

— Так как яблочки падали, бабушка…

— Бабушка их собирала.

— Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…

— Варила вкусное варенье.

— Варенье было вкусное, поэтому…

— Внуки ели его прямо ложками.

Игра «Хорошо — плохо»

Цель: Сформировать умение выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление у которых, определяются положительные и отрицательные свойства. Предлагаю вам разделиться на две команды. Первая команда называет хорошие качества, вторая плохие.

Картинка Весна — это: ХОРОШО: Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т. д.

ПЛОХО: Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться и т. д.

Игра «Не да, а нет!»

Необходимость переключаться с одного способа работы на другой, с одной деятельности на другую, делают мышление ребенка динамичным, гибким, способным справляться с нестандартными, неожиданными задачами, развивает его творческое мышление. Для этого отлично подходит игра «Не да, а нет!». В ней нужно отвечать на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ, отрицательно:

Машина всегда обгонит пешехода? Нет, если машина стоит на светофоре, пешеход её легко обгонит!

Днем всегда светло? Нет, если погода плохая и на небе тучи, то даже днём будут сумерки.

У всех деревьев есть листья? Нет, у ёлки — иголки.

Попробуйте задать такие вопросы ребёнку и порассуждать вместе с ним, а если ребёнок еще маленький, сами расскажите ему, как по-разному устроен окружающий мир и обратите внимание на интересные вещи.

«ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ»

Что же такое «Кольца Луллия»? Хочу кратко познакомить вас с тем, кто является основоположником этого метода.

Раймунд Луллий - поэт, философ, миссионер;

На 32 году он имел видение Христа, это произвело в нём переворот, Луллий оставил двор, семью и поселился на пустынной горе Мирамар, где стал размышлять над смыслом жизни, с точки зрения христианства. Путём этих размышлений он заложил основы комбинаторики, считал, что можно путём различных комбинаций уже известных понятий выводить новые истины (подобно тому, как из отдельных букв складываются отдельные слова-в том числе и новые)

Так, Раймунд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов.

Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал метод луллизма и они решили адаптировать его к образовательной деятельности дошкольников. Данная методика реализуется с помощью пособия «Кольца Луллия».

Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффекитивным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.

Детям очень нравится это пособие.

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей :

снимается чувство скованности,

преодолевается застенчивость,

развивается воображение, речевая и общая инициатива,

повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.

ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Публикации по теме:

Фотоотчёт из жизни детского сада «Осень разноцветная»Фотоотчёт из жизни детского сада «Осень разноцветная» Автор: Кожанова Е. М. С 9 октября по 20 октября 2017 г. в нашем детском саду реализовывался тематический модуль «Осень разноцветная» с целью.

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Оформление территории детского сада. Мастер-класс для педагогов «Рыбка желаний»Оформление территории детского сада. Мастер-класс для педагогов «Рыбка желаний» редлагаю вашему вниманию скульптуру для оформления территории детского сада На территории нашего детского садика имеется газон в виде.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Консультация для педагогов «Музыка в повседневной жизни детского сада» Музыка в повседневной жизни детского сада Детский голос звучит так чисто, так нежно, но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они.

Консультация «Музыкотерапия в повседневной жизни» «Музыкотерапия в повседневной жизни». Консультация для родителей. Уже давно всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает.

«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников О том, что мне нравиться использовать в работе что-то необычное, я писала в предыдущих публикациях. Сегодня хочу остановиться на применении.

Мастер-класс для педагогов «ТРИЗ — игротека»Мастер-класс для педагогов «ТРИЗ — игротека» Многие убедились на собственном опыте, что ТРИЗ - методика с интересом воспринимается детьми, вносит оживление и увлекательность в образовательный.

Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?»Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?» «Кто что ест?» Мастер – класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ - Круги Луллия. Методы теории решения изобретательских.

Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов на тему «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»
Опубликовано: 27 сентября 2020 в 20:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов на тему «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Яхно в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД