Юлия Макарикова
Мастер-класс для педагогов «Технология обучения детей составлению загадок»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Автор: Макарикова Юлия Павловна, воспитатель МБДОУ детский сад № 10 «Родничок»
Описание: В статье представлен опыт работы по использованию инновационных методов ТРИЗ в развитии связной речи детей на примере технологии составления загадок.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Технология обучения детей составлению загадок“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- Темочки
Цель мастер-класса : Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию современных инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективным методом развития связной речи детей дошкольного возраста.
2. Освоить с участниками мастер-класса модели составления загадок, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, а также родителям.
Добрый день, уважаемые коллеги!
- Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе.
- В одной известной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму».
- Эти слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.
- Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.
- Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса, я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?
Воспитывает, но не родитель
Обучает, но не учитель
Учится, но не ученик
Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ)
- Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? ЗАГАДКА
Итак, тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Технология обучения детей составлению загадок».
Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.
Коррекционно-развивающие возможности загадок :
Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
Стимуляция умственной активности;
Развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
Развитие сенсорной сферы.
Основные задачи для речевого развития:
обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
помогают увидеть вторичные значения слов;
формируют представления о переносном значении слова;
помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.
Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.
А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей.
Но при использовании загадок я выявила, что многие дети, даже дети старшего дошкольного возраста, не умеют отгадывать загадки, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями, достаточными для отгадывания загадок.
А конкретно выявились следующие проблемы:
• невнимательно слушают текст загадки;
• не запоминают полностью содержание загадки;
• полностью или частично не понимают текст загадки;
• при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
• не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.
Учитывая то, загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки : не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ, с которым я сегодня хочу вас познакомить.
Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.
Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 4 – 5 летним детям.
Прием данного развивающего обучения детей основаны на «Технологии развития связной речи», разработанной Сидорчук Татьяной Александровной (кандидат педагогических наук, сертифицированный специалист по ТРИЗ Международного уровня) и Хоменко Николаем Николаевичем (сертифицированный специалист по ТРИЗ Международного уровня) для детей дошкольного возраста и направлены на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности с использованием элементов ТРИЗ.
Система работы по развитию связной речи состоит из :
• Технологии обучения детей созданию образных характеристик объектов.
• Технологии обучения создания рифмованных текстов.
• Технологии обучения составления рассказа по картине.
• Технологии обучения составлению текстов сказочного содержания.
Разработанные алгоритмы по созданию образных характеристик, предлагаемые Сидорчук Татьяной Александровной и Хоменко Николаем Николаевичем, достаточно легко усваиваются дошкольниками и дают возможность значительно повысить уровень выразительности их речи, в чём мы убедились на практике.
Работа по обучению детей образной речи начинается:
обучения детей созданию сравнений (первый этап,
обучение детей составлению загадок (второй этап,
обучение детей составлению метафор (третий этап).
Объектами для составления загадок для детей 4-5 лет служат предметы, с которыми дети чаще всего сталкиваются, многократно воспринимают и которые оказывают на них эмоциональное воздействие: игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные и т. д. Детям предлагается назвать яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форму, величину, отметить те качества и свойства, которые дети хорошо знают.
У детей старшего дошкольного возраста значительно расширяется кругозор. Следовательно, и тематика для составления загадок становится разнообразнее. Детям предлагается сочинить загадки о насекомых, рыбах, современной технике, о буквах и словах.
Цель: обучение детей загадывать загадки.
Задачи:
Младший возраст:
учить детей выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов;
упражнять в сравнении объектов по признакам, значениям признаков;
Средний возраст:
продолжать учить составлять сравнение по двум – трём признакам;
побуждать детей к созданию двух – трёхстрочных загадок по разным моделям;
Старший возраст:
продолжать учить детей самостоятельно сравнивать объекты по разным признакам;
побуждать детей объяснять смысл данного сравнения;
учить детей самостоятельно составлять загадки по разным моделям;
учить оценивать сравнение и выбирать лучшее.
При составлении загадок с детьми дошкольного возраста используются три основных модели. Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект
Модель 1. «Какой?»
Определение свойств и качеств, выбранного объекта.
Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
- Какой самовар по цвету? - Блестящий. Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы:
Какой? Что бывает таким же?
Блестящий Монета
Шипящий Вулкан
Круглый Арбуз
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Пример: Блестящий, как монета, шипящий, но не вулкан, круглый как арбуз.
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком
Можно предложить детям дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы). Пример: блестящий – монета, но не простая, а начищенная монета и т. д.
Табличка может выглядеть следующим образом:
Какой? Что бывает таким же?
Блестящий Начищенная монета
Шипящий Проснувшийся вулкан
Круглый Спелый арбуз
Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар : «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».
После освоения модели: "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета).
Модель 2. «Что делает? Что (кто) делает так же?»
Определение действий, выбранного объекта.
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Пример составления загадки про ежика с детьми 5 лет.
- Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает, семенит.
- Пыхтит как кто или что?
- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение"). Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").
- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение"). Собирает как жадина (сравнение на "занижение").
- Семенит, как трудолюбивый муравей (сравнение на "завышение"). Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").
Что делает? Что (кто) делает так же?
Пыхтит Новенький паровозик
Собирает Хорошая хозяйка
Семенит Трудолюбивый муравей
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".
Пример: Составление загадки про ежика с приемом "завышение" : "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не трудолюбивый муравей".
Пример: Составление загадки про ежика с приемом "занижение" : "Пыхтит, но не старый чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый дедушка".
Модель 3. «Части»
«На что похоже? Чем отличается?»
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
Пример составления загадки про гриб :
- На что похож гриб? - На гнома.
- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.
- Еще на что похож? - На дом, но без окон.
- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
На что похоже? Чем отличается?
Гном Без бороды
Дом Без окон
Зонтик Толстая ножка
Текст получившейся загадки : "Похож на гнома, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".
Практическая часть. Педагоги составляют загадки.
Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно по подгруппам с помощью этой методики составить загадки по опорным таблицам.
Модель 1 «Какой?» - елка, яблоко
Модель 2 «Что делает?» - заяц, кошка
Модель 3 «На что похоже» - пирамидка, автомобиль
Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.
- Скажите, какие речевые задачи вы решали при составлении загадок? (ответы воспитателей).
- Как можно играть в загадки? Можно использовать различные формы.
Формы работы с детьми по составлению загадок :
1. Составление загадок коллективно для одного отгадчика.
Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.
2. Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.
3. Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.
Составленные с детьми загадки можно оформить в «Книгу загадок», которая может являться самостоятельным продуктом деятельности или итоговым продуктом в рамках определённой тематической недели. Так же составление загадки можно использовать как одно из заданий во время образовательной деятельности по любой из областей.
Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть «неожиданное рядом».