Наталья Шардакова
Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
«Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности»
- Для начала проведем небольшую разминку.
Сейчас мы проверим, какие вы знатоки театра.
(Педагоги отвечают на вопросы.)
1. В какой стране появился первый театр? (В. Греции)
2. Как называли в старину первых актеров на Руси? (скоморохами)
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
3. Главное место в театре? (сцена)
4. Как называются шторы, которые закрывают сцену? (Занавес)
5. Перерыв во время спектакля? (Антракт)
6. Обьявление о спектакле? (Афиша)
7. Что такое мимика? (Выражение лица, отражающее эмоциональное состояние)
8. Что означает слово «жесты»? (это движения, передающие чувства и мысли)
9. Что такое декорация? (Художественное оформление театральной сцены)
10. Искусство изменения внешности актера специальными жировыми красками, которые наносятся на лицо, предварительно смазанное кремом, и легко снимаются. (Гримм)
11. Первое представление спектакля? (премьера)
12. Что такое декорации? (оформление сцены и спектакля художником)
13. Что такое антракт? (время, предназначенное для отдыха исполнителей и перемены декораций)
18. Что такое аншлаг? (объявление у кассы театра о том, что все билеты проданы).
На столах лежат полоски бумаги с разными утверждениями. Ваша задача выбрать фразы, соответствующие понятию:
Творчество – это…
1. Высшее проявление активности человеческой деятельности.
2. Способ самоутверждения, самовыражения, самореализации.
3. Целенаправленная деятельность по созиданию новых, общественно значимых ценностей.
4. Вид продуктивной активности, приводящей к созданию нового за счет преобразования прошлого опыта.
И следующее утверждение:
Театр– это…
1. Мир идей и творческих образов.
2. Зрелище.
3. Сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
4. Один из видов искусства, в котором образное отражение жизни достигается средствами сценического представления.
Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театральная деятельность стоит в этом ряду на первом месте. Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; личностно-социальному развитию детей.
Для развития выразительности речи детей используют для губ и языка, дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное, - дети любят эти упражнения, что способствует положительному эмоциональному настрою на занятия. Также необходимо включать фольклор: скороговорки, загадки, потешки, дразнилки, заклички, что также способствует развитию эмоциональной сферы, речевому развитию в целом. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Дети становятся не зажаты, выразительны и эмоциональны. Полученные знания, умения и навыки они могут применить в любом другом виде деятельности, будь то домашний спектакль или городское мероприятие.
Во первых - специфика работы воспитателя предусматривает проведение различных праздников и развлечений, в ходе которых дети (и сами педагоги) должны выполнять различные роли, передавать характерные особенности того или иного персонажа.
Во вторых - привычку к выразительной публичной речи, эмоциональной передаче какого либо образа, можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед большой аудиторией.
Итак, начинаем наш мастер-класс.
1. Для начала позовем в круг друг друга с разной силой голоса.
Я зову: «Татьяна (шепотом, Татьяна (средней силой голоса, Тать-я-на! (очень громко)». Вызываем в круг 6-7 человек.
2. А теперь пора пришла общаться жестами, да-да!
Я жест сейчас вам покажу, что означает он – скажи!
Иди сюда! (Машу рукой). До свидания! (Жест прощания). Тихо (Палец к губам). Отстань! (Отталкивающее движение рукой). Погоди у меня! (Грожу пальцем).
3. Педагоги, стоящие в кругу произносят фразу «Тренировка требует труда». Каждый произносит эту фразу, добавляя какое-либо действие и жест. Далее произносим эту фразу хором и повторяем все ранее показанные действия и жесты.
4. Большое значение для развития театральной деятельности имеет приём выразительности речи. Интонация- произношение, выражающее наши чувства. Каждый педагог получает скороговорку и читает её быстро и с разной эмоцией и интонацией:
тихо, громко, удивлённо, вызывающе, восторженно, удивленно, печально.
5. Мимические упражнения.
А) Я даю вам каждому по яблоку. У каждого из вас оно будет разным по вкусу. И вы должны изобразить это мимикой. У вас яблоко: сладкое, кислое, очень сочное, жесткое, червивое.
Б) Чистим и едим лук.
От лука слезятся глаза. Он горький.
В) Огородное пугало.
Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.
6. Коммуникативные упражнения, игры, танцы. Игра «Зеркало» .
Встаём парами. Один – «зеркало», другой – «отражение». «Зеркалу» необходимо движения показывать медленно, чтобы «человек» мог их предугадать и синхронно повторять.
7. Куклы своими руками.
Показываю, какие куклы можно приготовить из подручных материалов для игры с детьми. Из старых колготок можно сшить гусениц, червячков, улиток, надев их на палочки- шпажки. Глазки из губки, пришитые на резинку, можно надеть на любую перчатку. Они легко двигаются, могут выполнить несколько различных движений.
8. У нас в зале много замечательных, талантливых, творческих людей и я предлагаю вам проявить свои творческие способности стать артистами.
-Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать, быстро руку поднимай-ка, сказка к нам придет опять! (Кто отгадает загадку, тот выходит, я даю слова. А герой готовит себе костюм из подручных материалов).
1. Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка).Покажи как мышка пищит?
2. Приветливо хозяину хвостиком виляет, но вот чужих людей к дому не пускает.
3. У порога плачет, коготки прячет, тихо в комнату войдет, замурлычет, запоет.
4. Самый старший он в семье, самый мудрый во дворе, голова вся в седине, а встает он на заре.
5. Кто носки внучатам свяжет, сказку старую расскажет, с медом даст оладушки? Это наша…
6. Бантики, заколочки, юбочки, футболочки, куколки и феечки, Это?
7. Кругла, а не луна, с хвостом, а не мышью
- Сказку все мы очень ждали. Сказку в гости мы позвали. Сказка здесь уже, друзья. Сказка вновь пришла сюда! А как называется она?
Сказка Репка
Коллеги необходимо слушать текст сказки и используя мимику и пантомимику выполнять действия
Пробудившись ото сна,
Поспешила к нам весна.
"Не пора ль сажать нам репку?"-
Бабка спрашивает дедку.
Дед кивает головой:
" В самый раз, пошли со мной. "
Посадили в землю репку,
Пусть сидит она там крепко.
Репка выросла большая,
Необъятная такая.
Тянет- тянет репку дед,
Да, как видно, силы нет.
И позвал тогда подмогу:
"Бабка, помоги немного. "
Тянет бабка, тянет дед,
Да, как видно, силы нет.
"Ну-ка, внучка, помоги,
Встань за бабкой позади".
Видно внученька мала,
Сил еще не набрала.
Ну не вытащить им репку,
Что в земле сидит так крепко.
И тогда позвали Жучку,
Чтобы встала та за внучкой.
Репка только улыбнулась,
Хитро Жучке подмигнула:
"Вам не хватит даже дня,
Чтобы вытащить меня. "
Что же делать, как им быть?
Может кошку пригласить?.
Быстро Мурочка пришла,
Крепко Жучку обняла.
Тянет - тянет репку дед,
И с подмогой силы нет.
Прибежала даже мышка,
Ну совсем еще малышка.
Берегись теперь ты, репка,
Что в земле сидишь так крепко.
Мигом вытащим тебя,
Не удержит и земля.
Тянем репку мы все вместе,
С песней даже интересней.
Вот такая в дружбе сила,
Даже репку победила!
-Вот и сказке сей, конец, кто играл в ней молодец!
-Спасибо за активное участие.
Таким образом, очевидно, что театральная деятельность учит детей быть творческими личностями, общительными, коммуникативными, дружелюбными, добрыми, веселыми, образованными, интеллектуальными, умными, развитыми, талантливыми, музыкальными, терпеливыми, инициативными, эрудированными, художественно-литературными, художественно-изобразительными, непосредственными, здоровыми, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.