Светлана Щербак
Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель данного мастер - класса : познакомить педагогов с возможностью интеграции опытно – экспериментальной деятельностью с изобразительной деятельностью.
Всем давно известно, что в процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. И главное, что при этом взрослый должен быть не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую деятельность.
Темочки:
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности, а тесно связанный с другими видами деятельности. В своей работе я стараюсь проводить интеграцию образовательных областей, в том числе опытно – экспериментальной деятельностью с изобразительной деятельностью. Т. е. дети проводят опыт, выдвигают гипотезы, делают вывод, а впоследствии закрепляют это все на практике, с получением яркого и красочного продукта. Особый интерес у детей представляет использование нетрадиционных техник создания изображения, как части творческого экспериментирования. Это связано с тем, что они не требуют хороших технических умений, провоцируют на процесс работы, вызывают интерес к экспериментированию с материалами.
Предлагаю подробнее рассмотреть на практике, как же между детским экспериментированием и изобразительной деятельностью можно проводить интеграцию.
1. Экспериментирование с бумагой : сминание и сгибание бумаги, обрывание и разрезание; исследование разных видов бумаги; рисование на сухой и мокрой бумаге, на мятой бумаге, аппликации из разного вида бумаги (слайд).
Задачи:продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги; пополнять знания детей о характеристиках бумаги.
2. Экспериментирование с разного рода материалами –рисование при помощи пипеток, коктейльных трубочек, губок, пробок, зубных щёток, рисование листьями деревьев и еловыми веточками, аппликации из разных видов ткани. Использование природного и бросового материала при изготовлении поделок и лепке (слайд).
Задачи: Развивать умение определять и анализировать свойства и качества материалов, особенности и как взаимодействуют с другими материалами.
3. Экспериментирование с разными видами веществ - рисование песком, мыльными пузырями, аппликации с использованием разных круп (слайд).
Задачи: закрепить знания детей о свойствах веществ, их разновидностях, учить детей определять состав и физические свойства разных веществ.
4. Экспериментирование с водой. Повторяя свойства воды,поняли, что многие вещества растворяются в воде, например, краски, а в продолжение данного опыта рисовали по мокрому в технике «Монотипия» (слайд).
Задачи: выявить с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы. Закрепить представление детей о воде и ее свойствах.
Т. е. проводя данные опыты и решая поставленные задачи по познавательному развитию, можно параллельно решать и задачи по художественному творчеству (знакомить с приемами нетрадиционных техник, формировать эстетический вкус, развивать творческие способности детей и т. д.).
Предлагаю вам провести «Эксперимент со льдом».
Для этого нам понадобятся одноразовые тарелки, одноразовые стаканчики для заморозки льда, пипетки, лупы, гуашевая краска, соль.
Прошу занять рабочие места. Давайте представим себя в роли детей и будем, как маленькие «почемучки» знакомиться со свойствами льда.
Прежде, чем начать практическую деятельность, я прошу вас ответить на вопросы:
Из чего образуется лед? (из воды, жидкости).
Как это происходит? (Вода, жидкость под воздействием низкой температуры замерзает).
Какой он? (Холодный, мокрый, прозрачный, скользкий, сверкающий).
От чего он может растаять? (от солнца, от высокой температуры, если потереть его между ладоней).
Что можно добавить, чтобы лед растаял быстрей? (соль).
Давайте попробуем посыпать на него соль и посмотреть через лупы, как он изменится? (лёд начал таять быстрее сверху поверхность стала шершавая, внутри льда начали появляться бороздки).
Возьмите лупы и посмотрите, что происходит внутри льда? (Ответы).
Что можно добавить, для того чтобы нам было лучше видно, как тает лед внутри? (Педагог подводит к ответу : краски).
Берем пипетки и разными цветами красок сверху капаем на лед.
Что вам напоминает теперь, на что стал похож лед (На подводный мир, на северное сияние, на фейерверк и т. д.).
А почему так произошло, что мы сделали? (От воздействия соли лед начал таять быстрее, чтобы нам рассмотреть этот процесс мы добавили краску).
Наш мастер-класс подходит к концу, надеюсь, что вы с пользой провели время.
Рефлексия (в кругу) :
Передавая клубочек, продолжите предложение:
Мастер-класс помог мне понять, осознать, научиться, узнать и т. д. ….
На мастер-классе самым трудным для меня было, самым полезным было….
В заключение хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».