Елена Клинкова
Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательных способностей дошкольников через игры с межполушарным взаимодействием»
▼ Скачать + Заказать документы
«Движение может заменить лекарство, но
ни одно лекарство не заменит движения».
Ж. Тассо.
Цель: познакомить педагогов с методикой развития познавательных процессов у дошкольников через межполушарное взаимодействие.
Задачи: - привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;
- заинтересовать их в обучении новым приемам и методам работы с детьми.
Категория слушателей: воспитатели ДОУ.
Темочки:
- Игры для детей. Игровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Оборудование: презентация, тренажеры: «Кулак, ребро, ладонь», «Апельсиновый нейротренажер», игра «Попробуй повтори», шаблоны для рисования двумя руками, фломастеры.
Начнем мастер-класс c теста, чтобы педагоги активно включились в работу.
Тест: что вы знаете о мозге?
1. Какие связи образуются в головном мозге?
- спутниковые
- беспорядочные
- нейронные (клетка мозга называется нейроном, укрепление нейронных связей – это процесс развития мозга)
- нейтронные
2. Как долго хранится информация в кратковременной памяти?
- 20-30 сек +++
- 2- 3 мин
- 20 мин
3. Как сокращенно называется коэффициент интеллекта?
- ID
- IP
- IQ
- KI
4. Где еще, кроме головы у человека располагается мозговой центр? Так называемый «второй мозг»?
- в желудке (вся его поверхность покрыта нейронами)
- это неприлично произносить вслух
- в сердце
- я не киборг, у меня один мозг и он в голове
5. Какова средняя скорость нервных импульсов в головном мозге, т. е. скорость мысли?
- 50 м/с
- 100 м/с + (диапазон от 70 до 125)
- 500 м/с
- 1000 м/с
6. Что происходит с мозгом, когда человек спит?
- мозг тоже спит, разумеется
- мозг активно работает, иногда даже активнее, чем в период бодрствования+
- мозг отключается полностью для перезагрузки
7. Что такое «эффект дверного проема»?
- что-то типа дверной непроходимости, когда не помещаешься в дверной проем
- это выдуманный термин такого эффекта не существует
- это, когда ты забываешь зачем шел, едва переступив порог + (наш мозг воспринимает дверь, как некий барьер)
- это что-то про котов, которые вечно сидят посреди прохода
8. Какое из этих явлений не относится к особенностям восприятия информации?
- дежавю
- прескевю (навязчивое чувство, когда долго не можешь вспомнить знакомое слово, которое вертится на языке, «почти увиденное»)
- жамевю (это обратное дежавю чувство, когда знакомая обстановка или ситуация, кажется нам совершенно новой, будто мы переживаем ее впервые)
- мэтювю +++
Итак, наш мозг – сложная структура. Чтобы развивать его, есть простой и увлекательный способ - регулярно в игровой форме тренировать память внимание и мышление.
Статистика последних лет неутешительна – педагоги детских садов и начальных классов все чаще сетуют на трудности при взаимодействии с детьми. Все педагоги сталкивались с детьми, которых даже близкие им люди называют невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную работу. В школе такие дети плохо читают, медленно и коряво пишут, делая большое число ошибок, которые взрослые называют "нелепыми". В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием.
Межполушарное взаимодействие – основа интеллектуального развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а, следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов.
За что отвечает каждое полушарие мозга?
Правое за: обработку невербальной информации, эмоции, творческие способности и воображение, ориентацию в пространстве.
Левое за: логику, память, аналитическое мышление, обработку вербальной информации.
От развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. В результате нарушений связей возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Чем более они развиты, тем легче ребенку осваивать чтение, письмо, достигать успехов в спорте и даже строить межличностные отношения.
Задания на развитие связей между двумя полушариями способствуют разностороннему развитию ребенка и эффективному восприятию информации. Включать такие задания в игровую и образовательную деятельность целесообразно с 4-5 лет, когда моторика и психические процессы готовы к межполушарному взаимодействию.
В нашей группе дети среднего дошкольного возраста и мы с удовольствием и интересом стали внедрять игры и упражнения, подразумевающие одновременную работу двух рук. Начали с крупной моторики: выполняли задания на одновременное и разнонаправленное движение руками, которое, после усвоения техники, сопровождается стихотворением или скороговорками.
Игра «Попробуй повтори»
Затем перешли на освоение игр направленных на мелкую моторику. (как в начале мастер-класса)
Параллельно занимались развитием навыка письма двумя руками. Сначала, использовали межполушарные доски, через которые, как по лабиринту, нужно провести разных героев. Затем рисовали в них карандашом сначала ведущей рукой, затем неведущей, и на последнем этапе одинаковые картинки двумя руками. Самый сложный уровень: рисовать двумя руками разные картинки. Кроме межполушарных досок используем карточки для рисования двумя руками (пишем на них фломастером на водной основе). Это карточки многоразовые, используем часто в свободное время. Еще один вариант рисования – это раскраски, поделенные пополам: сначала обводим по пунктирным линиям, а затем раскрашиваем, используя обе руки.
Рисование двумя руками
Еще одна игра на развитие обоих полушарий, это «Апельсиновый нейротренажер». Он состоит из набора карточек четырех видов: изображение кисти человека, цифры от 1 до 10, цветные круги от 1 до10, изображения апельсинов от 1 до 5.
Мы использовали три варианта игры с ним. Первый: дети показывают пальцами цифру, или количество предметов, изображенных на карточках двумя руками сразу. Второй: дети прикладывают руки так, как изображено на картинке. Третий: дети выстукивают деревянными ложками то число, которое изображено (с помощью картинок, пальцев или цифр) тоже обеими руками сразу. Простой уровень - это игра с карточками из одной серии, сложнее становится, когда с одной стороны цифра, а с другой апельсины. Детям приходится считывать одновременно значение символа и считать количество изображенных фруктов.
Игра «Апельсиновый нейротренажер» (с руками и ложками)
Регулярные занятия с этим тренажером активизируют мыслительную деятельность и способствует образованию новых нейронных связей
Недавно мы освоили новое кинезиологическое упражнение для развития межполушарного взаимодействия: «Кулак-ребро-ладонь». На листе кулаку соответствует круг, ладони – широкий прямоугольник, а ребру ладони - длинный, узкий прямоугольник. Порядок выполнения: два (на первом этапе, или три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Упражнения усложняются введением нового движения и изменением цвета фигур. Позже можно ускорять темп и подключать дыхательные упражнения, чистоговорки, проговаривание стихотворений.
«Кулак, ребро, ладонь» с проговариванием стихотворения «Белая береза»
Кроме вышеперечисленных мы играли в игру «Накорми птичку»: двумя руками ложками разных размеров нужно переносить мелкую крупу и крупные кусочки из одной чашки в другую. Игра «Найди тень»: на столе разбросаны зубочистки и зерна риса, а на листе бумаги нарисованы полоски и точки. Работая сразу двумя руками, нужно разложить предметы на их тени.
Итог систематической работы по развитию межполушарных связей:
- улучшилась концентрация внимания детей и усидчивость;
- формируется более точная координация движений;
- сформировалось ощущение детьми своего тела в пространстве;
- значительно развилась мелкая моторика, и сенсомоторная координация, что положительно отразилось на рисовании и навыке вырезания ножницами.
Ребята запоминают больший объем информации во время НОД, быстрее реагируют на задания, выполняют инструкции четко без дополнительных повторений.
Итак, обобщив все сказанное, можно прийти к выводу, что взаимосвязанная работа двух полушарий обеспечивает нормальную работу всех процессов, происходящих в головном мозге, а, следовательно, способствует развитию познавательных способностей дошкольников. Советую вам попробовать представленные игры в работе с дошкольниками!
Спасибо за внимание!