Елена Окулова
Мастер-класс для педагогов «Развитие певческих навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Тема: «Развитие певческих навыков»
Цель: Овладение вокальными навыками воспитателей и специалистов детского сада.
Задачи:
-Пробудить интерес к певческой деятельности.
-Научить «певческому дыханию».
-Научить пению в унисон.
-Развитие дикции.
- Развитие ансамблевого пения.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие певческих навыков“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада вас приветствовать на нашей встрече. И сегодня мы свами научимся с вами правильно петь. И чтобы перейти к практике, мы с вами сейчас разогреем наши голосовые аппараты.
И начнём мы с певческой установки.
Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания.
Запомните следующие правила:
-сидеть (стоять) ровно;
-не сутулиться;
-корпус и шею не напрягать;
-голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
-дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
-петь естественным голосом, избегая резкого звучания;
-рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;
-нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
Сейчас мы с вами сделаем упражнение, чтобы найти свою певческую установку. Оно называется «Берёзка».
«Берёзка»
Упражнение делается стоя. Тело должно быть максимально расслабленным. Можно поболтать руками и головой, они должны висеть как «плети». И как только вы почувствовали полное расслабления своего тела, можно очень медленно выпрямляться, «идут позвонок за позвонком», затем плечи и последней будет голова. Упражнение нужно проделать несколько раз перед началом пения.
Итак, с певческой установкой мы разобрались, идем дальше.
Дыхание-бывает бытовым и певческим. Чем же певческое дыхание отличается от бытового? Как вы думаете? Во первых, не в коем случае нельзя поднимать плечи. Дышим мы диафрагмой-она отделяет лёгкие от желудка.
Чтобы её почувствовать необходимо положить руки в нижнюю часть рёбер и удерживать при взятии дыхания.
И так давайте попробуем набрать воздух в лёгкие, «надуть шарик» как говорят вокалисты.
Дыхательное упражнение «Шарик»
Сейчас мы берём хорошее дыхание через нос и выдыхаем через рот сначала на звук «С…», а затем на «Ф….».
Очень важно запомнить что, дыхание мы берём ровно столько, сколько требует фраза, которую вы будете петь. Если надо спеть отрывисто одно слово, то дыхание берём коротко, а если вам предстоит спеть длинную фразу, то рассчитывайте свой вдох так, чтобы вам хватило дыхания на всю фразу.
И так теперь поговорим о звукообразование. Наша задача, научиться петь без крика и напряжения. Большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). И в этом нам помогают различные распевания. А так же пение гласных букв под музыку.
Распевание «А, о, у, э, и, ы»
Следующая работа над дикцией. Она начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных. Улучшить дикцию можно с помощью различных упражнений, артикуляционной гимнастики, скороговорок, речевых зарядок и пр.
Мы с вами будем петь сложное сочетание букв.
«Распевание»
Педагоги поют под инструмент следующее сочетание звуков:
«Бра-брэ-бри-бро-бру,
Мра-мрэ-мри-мро-мру,
Пля-пле-пли-плё-плю,
Тля-тле-тли-илё-тлю.»
Теперь нам надо поработать над чистотой интонирования.
Чистое интонирование-это точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Это использование различных упражнений на звукоподражание. Моё любимое упражнение «Эхо, отзовись». Петь мы будем сначала все вместе, а потом по одному.
«Эхо, отзовись» муз. и слова М. Андреевой.
Эхо, отзовись!
Чисто петь научись!
Слушай не зевай!
Всё за мной повторяй!
Ещё очень хорошо развивает музыкальный слух и улучшает чистоту интонирования упражнение «Музыкальные узоры». Для этого нам понадобятся карточки.
«Музыкальные узоры»
Ещё очень полезно петь различные попевки, прибаутки на одной ноте, моя любимая попевка- «Андрей воробей». Сейчас мы попробуем спеть.
Видеоклип «Андрей-воробей»
(Педагоги смотрят на видеоряд и поют попевку).
Андрей-воробей не гоняй голубей,
Гоняй галочек из под палочек
Не клюй песок, не тупи носок
Пригодится носок клевать колосок.
Вот мы и подготовили свои голосовые аппараты для пения.
Сегодня мы разучим песню, которая называется «Мой любимый детский сад». Петь мы её будем в дуэте с детьми. Педагоги начинают петь I куп и припев, дети поют II куп и припев.
Работа над песней «Мой любимый детский сад»
(После того как педагоги выучили слова, поработали над текстом, интонацией, ритмом, динамикой и пр., следует поработать над ансамблевым строем.)
Ансамбль-стройное целое, ещё говорят «поют как один».
В пении ансамблем, нужно слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь в одном лишь случае: одновременно вступать, выдерживать общий темп, одновременно начать и оканчивать певческие фразы. Петь в единой динамике и выразительности.
Вот после такой подготовительной работы мы можем приступить к исполнению песни ансамблем, ведь пение-это вокальное искусство. А человек не может петь совершенно, ему постоянно надо работать над голосом.
Я надеюсь, что вы узнали сегодня для себя что-то полезное и новое, а кто-то заинтересовался данным видом искусства и будет совершенствоваться!
Всем спасибо за внимание!