Скрипова Наталья
«Зимующие птицы». Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зимующие птицы»
Занятие 4
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление знаний детей о зимующих птицах. Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы». Совершенствование грамм. строя речи (употребление существительных в родит. падеже. Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом, с одним открытым слогом). Закрепление знания пройденных букв
Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений, определение места звука в словах. Развитие общей, мелкой моторики, координации движений, зрительно-моторной координации, умения использовать самомассаж, восприятия и внимания. Развивать речевое дыхание.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Ноутбук, экран, флешка, предметные картинки по теме с изображением зимующих птиц, игра рамки-вкладыши «Домики для птиц», кормушка, дерево, плакаты с изображением букв, снежинки для развития речевого дыхания, снежинки и картинки с еловыми ветками для игры «Найди птичек», наклейки с изображением зимующих птиц, картинка «Зимой в лесу».
Предварительная работа. Изготовление с помощью родителей кормушки для птиц, вывешивание ее на участке, подкармливание зимующих птиц, наблюдение за ними. Беседа с воспитателями о зимующих птицах. Чтение рассказов В. Зо-това «Снегирь», «Клест-еловик».
Ход занятия
I. Орг. момент. [Создание эмоционально положительного фона занятия. Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы».]
Дети заходят в группу по очереди, каждый получает наклейку на руку зимующей птицы
На магнитной доске висит картинка с изображением зимнего леса
- Ребята, посмотрите какой красивый зимний лес. Но кажется, что кого-то здесь не хватает. Как вы думаете, кого?
Д. Птичек.
- А давайте поместим птичек, которые у вас на ручках в этот лес. Приклеивайте птичку и называйте, кого вы приклеили.
Дети приклеивают птиц на картинку.
- Скажите, а как всех этих птичек назвать одним словом?
Д. Зимующие птицы
2. Упражнение «Снегопад». [Формирование направленной воздушной струи. Совершенствование умения делить слова на слоги. Расширения словаря прилагательных, словами-признакми]
Л. Ребята, подумайте и ответьте, какое сейчас время года?
Д. Зима.
Л. А вы хотите попасть в зимний лес?
Д. Для того, чтобы в него попасть вы должны ответить на мой вопрос. А какая бывает зима?
Д. Белая, пушистая, холодная, веселая, снежная, теплая, суровая и т. д.
Л. – (на экране появляется зимний лес) Посмотрите мы уже с вами попали в зимний лес, посмотрите какой он красивый, заснеженный. Видимо недавно выпал снег. Как называется природное явление, когда сильный снег падает?
Д. Снегопад.
Л. Разделите слово снегопад на слоги. Сколько слогов получилось?
- А давайте мы с вами тоже устроим снегопад. Подставьте мне ладошки (раздаю снежинки) со словами: «Как подул Мороз воздухом морозным, полетели, закружились золотые звезды». Подставьте ладошки со снежинками ко рту, наберите воздух и долго подуйте на снежинку.
- Посмотрите, какой снегопад мы устроили! Сразу стало холодно. А что можно сделать, чтобы стало тепло?
Д. Можно тепло одеться. Попить горячего чая и т. д.
Л. А еще можно сделать массаж.
Выполняем самомассаж под стишок про птичек.
«Чтоб не кашлять, не чихать
Нужно носик растирать.
Лоб- мы тоже разотрем
Ладошки держим козырьком.
Знаем, знаем
Да, да, да
Нам простуда не страшна (трем ладошки).
3. Упражнение «Кого домик?» [Развитие зрительно-моторной координации, восприятия и внимания. Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование грамм. строя речи (употребление существительных в родит. падеже).]
Стучит дятел.
- Л. Ой, ребята, послушайте, что за звуки доносятся? Что это?
Д. Это стучит дятел.
На экране появляется дятел.
- Л. Вы правы, конечно же это дятел. Ребята, дятел просит нас о помощи, он говорит, что птички вылетели погулять, но заблудились. А теперь они хотят вернуться обратно в свои гнездышки. Помогите каждой птичке найти свой домик.
Дети ищут птичек под снежинками и картинками веток ели, затем вставляют фигурки птичек в рамки-вкладыши и называют чей это домик. Например: «Это домик дятла» и т. д.
4. Подбор слов со звуками [в] и [в’] и определение места этих звуков в словах. [Развитие фонематических представлений и навыков звукового анализа. ]
Л. А вот еще птички прилетели. Давайте теперь посмотрим на птиц (подходим к дереву с птицами)
Логопед предлагает детям внимательно посмотреть на дерево, назвать птиц, сидящих на дереве в названии которых есть звук [в], определить место звука [в] в этих словах.
Д. Сова. Звук [в] стоит в середине этого слова.
Д. Ворона. Звук [в] стоит в начале этого слова.
Д. Воробей. Звук [в] стоит в начале этого слова.
Л. – А в слове дерево есть звук [в]? Где он находится?
А это что у дерева? (показываю на ветки дерева).
Д. Ветки.
-А в слове ветки, какой звук слышен, звук [в] или звук [в’]? Определите место звука [в’] в этом слове.
Д. Звук [в’] стоит в начале слова.
5. Упражнение «Воробьиная дискотека» [Развитие общей моторики, координации движений]
Л. Ребята, а вы хотите стать маленькими воробьишками? Давайте устроим с вами воробьиную дискотеку. (на экране появляются воробьи зимой)
Подходите все сюда, встаньте, так чтобы не мешать друг-другу.
Звучит песня «Воробьиная дискотека»
6. Пальчиковая гимнастика «Сказка о зиме и птицах»» [Развитие речевого слуха, мелкой моторики]
Л. Вы, наверное, устали? Садитесь на свои стульчики. А теперь, я расскажу вам сказку. Но я ее не только расскажу, но и покажу, а вы внимательно слушайте и повторяйте за мной.
Приготовили ручки: «В некотором царстве, в некотором государстве стоял волшебный лес (растопыриваем пальцы на руках)
В этом лесу росло много деревьев (сжимаем пальцы в кулачки)
И жили в том лесу множество птиц (соединяем пальцы с большим)
И шустрые воробьишки, и юркие синички и прожорливые голуби, и красногрудые снегири и еще много-много других птичек. (соединяем пальцы с большим)
Но пришла зима. Птичкам стало холодно и голодно (потираем ладошками руки)
Стали птички летать в поисках пищи (машем ручками, как крылышками)
Долго летали птички, летали, летали и вдруг увидели волшебный домик. (складываем ладони в «домик»)
В нем было много разной еды, и сало для синичек, и ягоды рябины для снегирей и крошки для воробьишек, и семечки для голубей, и орешки для дятлов (загибаем пальчики, начиная с большого). Наелись птички, полетели и рассказали другим птичкам, что нашли такой волшебный домик.
- А как вы думаете, как называется этот волшебный домик?
- Кормушка.
- Теперь я хочу проверить, какие вы внимательные. Скажите, о ком была эта сказка?
Дети. О зимующих птицах.
- Перечислите их названия.
- Давайте теперь, подойдем к кормушке. Подходим к кормушке
7. Игра «У кормушки». [Совершенствование грамм. строя речи (употребление предлогов, умения деления слов на слоги).]
Л. Вот она кормушка, которую сделали вы с родителями. Разделите слово кормушка на слоги. Скажите сколько слогов в слове кормушка?
- Три слога
Посмотрите, где сидит воробей? (логопед показывает различные действия с птичками)
Д. Воробей сидит в кормушке.
Л. А где сидит сорока?
Д. Сорока сидит на кормушке
Л. А что делает синичка?
Д. Синичка улетает от кормушки
Л. А что делает снегирь?
Д. Снегирь подлетает к кормушке.
Л. А что делает голубь?
Д. Голубь летает над кормушкой.
8. Упражнение «Найди букву» [Закрепление знания пройденных букв. Развитие фонематических представлений]
На ковре разложены плакаты с изображением согласных букв.
Л. Варя встань на букву В
Ребенок находит и встает на названную букву.
Л. Какие звуки обозначает буква В?
Д. Два звука [в] и [в’]
Л. Какие это звуки?
Д. Это согласные звуки. Их нельзя петь, открыв рот.
Л. А теперь вспомните названия птиц, которые начинаются со звука в
Д. Воробей, ворона.
Так с другими буквами (Д, Г).
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]