Татьяна Ельмекеева
Мастер-класс для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников посредством использования развивающих игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логического мышления при формировании математических представлений в процессе игровой деятельности.
Задачи:
• Познакомить педагогов с опытом работы по использованию развивающих игр с детьми дошкольного возраста;
• Обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования игр в педагогическом процессе;
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логическое мышление
- Логическое мышление. Консультации для педагогов
- Логическое мышление. Семинары, мастер-классы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика, логика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;
• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Актуальность
С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать логические задачи, придумывать сказки и рассказы. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Развитие логики и мышления для ребенка очень большой труд, именно по этой причине к развитию следует подойти правильно. Необходимо учитывать возрастные особенности ребенка.
В дошкольной педагогике известно множество игр, направленных на формирование логического мышления. Мы используем игры Б. П. и Е. А. Никитиных, головоломки: «Колумбовое яйцо», «Танграм».
Используемые игры помогают :
1. Развивать у детей образное логическое мышление, познавательные интересы, творческое воображение и произвольное внимание.
2. Развивать у детей речь, умение рассуждать.
3. Воспитывать коммуникативные навыки, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя придти на помощь сверстникам.
Для успешного интеллектуального развития в группе создан центр «Умных игр», оборудованный необходимыми учебно-игровыми пособиями: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Квадрат Воскобовича».
Сегодня мы вас познакомим с такими играми Никитиных, как «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Уникуб».
(Слайд) Игра «Сложи квадрат»
«Сложи Квадрат» - одна из самых увлекательных развивающих игр для всей семьи.
Со «Сложи квадрата» можно начинать знакомство детей с развивающими играми Никитиных.
Основная задача игры - складывание целых квадратов из одноцветных фрагментов различной формы, начиная с самых простых. В игре «Сложи квадрат» как и в других развивающих играх Никитиных, сложность заданий увеличивается постепенно. Этот принцип «от простого к сложному» дает детям возможность находить решения самостоятельно, без подсказки взрослого.
Данная игра наиболее эффективна для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и развивает :
• логическое мышление,
• способность к анализу и синтезу (умение анализировать задачу и находить решение);
• творческие способности (умение решать нестандартные задачи);
• глазомер;
• умение достраивать до целого;
• цветовое восприятие;
• умение сосредотачиваться;
• формирует эталон формы квадрата;
• дает представление о геометрических формах: четырехугольник, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция, параллелограмм.
Игра «Сложи узор»
«Сложи узор» – одна из самых популярных игр Никитиных, очень любимая детьми и взрослыми. И не удивительно: из содержимого этой маленькой коробочки рождаются причудливые узоры, цифры, буквы, симпатичные животные и ещё много всего интересного. А главное, создаёт их сам малыш!
Играя в эти кубики, ребенок складывает по рисункам-заданиям множество интересных узоров, начиная с самых простых одноцветных из 4-х кубиков и доходя до красивых сложных узоров из всех 16-ти кубиков. А когда ребёнок начнёт придумывать узоры сам, ему откроется необъятное поле для фантазии и творческой деятельности!
Игра «Сложи узор» развивает :
• наглядно-действенное мышление;
• мыслительные операции сравнения;
• цветовое восприятие;
• способности комбинирования;
• зрительную память;
• самоконтроль и самоанализ;
• целеустремленность и усидчивость;
• чувство симметрии;
• воображение.
Игра «Уникуб»
Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. Игра чрезвычайно эффективна для развития математического мышления ребенка.
В Уникуб можно играть, начиная с 3 – 4 лет.
Игра состоит из 27 деревянных кубиков, окрашенных по-разному в три цвета: красный, желтый и синий, и 60-ти оригинальных заданий.
В игре Уникуб, как и в других развивающих играх Никитиных, сложность заданий увеличивается постепенно. Сначала малыш собирает модели, ориентируясь только на их внешнюю расцветку, затем появляются задания, где надо учитывать и то, что «внутри» модели, и наконец, ребёнку приходится ставить каждый кубик, ориентируясь на его окраску со всех 6-ти сторон!
Игра Уникуб развивает :
• пространственное мышление;
• наглядно-действенное мышление;
• операции сравнения;
• способности комбинирования;
• самоконтроль и самоанализ;
• цветовое восприятие;
• точность движений, аккуратность и предусмотрительность;
• внимательность, усидчивость.
Игра «Колумбово яйцо»
Овал из 10 частей: среди них 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких, 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которой округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной.
В ходе приобщения детей к игре «Колумбово яйцо» необходимо соблюдать последовательность в усложнении, учитывая индивидуальные возможности ребят.
Детей просят подумать, что можно составить из набора к игре «Колумбово яйцо». Они предлагают изобразить птиц в полете, пингвинов, людей. Педагог показывает образцы (с указанием частей и без них, предлагает составить фигуру-силуэт по образцу или воссоздать задуманное изображение.
Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей на основе восприятия и сформированного представления. У детей формируется привычка к умственному труду.
Игра «Колумбово» яйцо развивает :
• сенсорные способности у детей;
• пространственные представления;
• образное и логическое мышление;
• воображение, смекалку и сообразительность.
Игра «Танграм»
Игра Танграм - игра головоломка для детей, которая состоит в решение различных задач с магическим квадратом. Это одна из несложных головоломок, которая под силу ребенку дошкольного возраста. Суть игры - собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики.
В результате упражнений и заданий к этой игре ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.
Игра Танграм развивает :
• умения играть по правилам и выполнять инструкции;
• наглядно-образное мышление;
• воображение, внимание, понимание цвета, величины и формы, восприятие.
- Какие игры для развития логического мышления детей можно использовать в детском саду, мы рассказали, а сейчас покажем и поиграем. Для начала встаньте, пожалуйста, все в круг. Посмотрите, в чудесном мешочке у нас элементы игры «Колумбово яйцо». С помощью «Колумбова яйца» мы поделимся на команды, по цветам. Займите, пожалуйста, свои места за столами и выложите яйцо. У нас получились 3 команды.
Сейчас мы проведем соревнования между командами.
Правило - кто выполнит задание первым, получает - 3 фишки,
вторым - 2 фишки, третьим - 1 фишку.
Игра «Танграм»
Первое задание: Посмотрите на экран. Выберете по желанию любой образец и выложите по схеме.
Игра «Сложи квадрат»
Следующее задание: Высыпьте все части квадрата из рамок - вкладышей, перемешайте и соберите.
Игра «Сложи узор»
Задание: Посмотрите на экран. Сложите по схеме и продолжите симметричный узор.
Игра «Уникуб»
Самое сложное, собрать уникуб полностью, по цветам или с чередованием цветов. Я покажу один вариант уникуба в собранном виде.
Задание: Сейчас, посмотрите на экран. Соберите, пожалуйста, по схеме лесенку.
Итог: Общее подведение итогов
Таким образом, при использовании логических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.