Тамара Ахполова
Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: Знакомство воспитателей с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Задачи:
• Представить воспитателям приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей
дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Используемый материал: варежковый театр, фланелеграф, карточки, детские музыкальные шумовые инструменты.
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Структура мастер-класса:
1. Теоретическая часть:
«Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.
3. Рефлексия – итог мастер-класса
1. Теоретическая часть
Вступительное слово
Ритм - чередование различных длительностей звуков в музыке
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Если чувство ритма несовершенно - у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.
Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Я использую речевые и музыкальные игры, пальчиковую гимнастику, ритмические упражнения.
В нашей стране система ритмического воспитания разработана Н. Г. Александровой, Е. В. Кононовой. Специальные исследования проведены Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, Б. М. Тепловым. Программой «Ладушки», авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева, разработаны системы музыкальных занятий с дошкольниками. В основе их разработок – идея об интеграции движения и его перцепции в эмоционально окрашенной и субъективно значимой для ребёнка игровой деятельности.
Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами.
Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ и детских музыкальных шумовых инструментов «Лягушкины ритмы»
Цель: Закрепление полученных знаний в процессе развития чувства ритма
Рефлексия
- Наше путешествие закончилось. Прошу вас из предложенных карточкахвыбрать эмоцию, которую вы испытали во время нашего путешествия.
11. Библиографический список
1. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. –М. ,: Просвещение, 1981.
2. Новоскольцева И., Каплунова И. Этот удивительный ритм. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. -Изд. -во «Композитор. Сакт-Петербург», 2005.
3. Рокитянская Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до9 лет. / Ярославль: Академия развития, 2006.
4. Т. Рокитянская «Музыкальная грамота в образе и движении». 13/2003г. «Дошкольное образование».
5. М. Александровская «Каждый ребенок – музыкант». 13/2001 г. «Дошкольное образование».
6. Т. Э. Тютюнникова «Движение и музыка». 4/1999г. «Дошкольное воспитание».