Елена Орлова
Мастер-класс для педагогов «Работа со сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Цель: развивать профессиональную компетентность, творческий потенциал педагогов.
Задачи:
– расширить представления педагогов о методах и приемах работы с русской народной сказкой;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Работа со сказкой“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
– показать возможность использования текста сказки для решения творческих и развивающих задач;
Материал: иллюстрации к сказкам, карточки с заданиями, символы для составления пространственно-временной модели, аудиозапись, слайдовая презентация, фишки (силуэт гуся).
Ход:
1. Уходящая корнями в культуру, язык народа, сказка представляет определённый интерес для педагога, открывая новые возможности в его практической деятельности. Для ребёнка нет лучшего чтения, чем сказка, позволяющая решать педагогические задачи.
• Сказка как способ развития мышления и воображения дошкольников.
• Сказка как способ развития речи.
• Сказка в системе социальной адаптации.
• Сказка в системе нравственного воспитания.
На примере одного произведения хочу показать, как можно использовать материал сказки для решения творческих и развивающих задач.
2. Педагоги разбиваются на 2 команды. Выбирается жюри.
Звучит музыка. Командам предлагается отгадать загадку – показать соответствующую иллюстрацию к сказке :
Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла красивая голубая речка.
Все нам помогали,
Все нас укрывали,
К батюшке и матушке
Мы домой попали.
Кто унёс братишку?
Назовите книжку. («Гуси-лебеди»)
Затем командам предлагается поочередно ответить на следующие вопросы /за каждый ответ команда получает фишку/ :
Задания по развитию речи:
а) «Назови грустные (1-я команда); ласковые слова (2-я команда) из сказки».
б) «Объясни значения слов, выражений: «причитала» (1); «заливалась слезами» (2).
в) «Назови ласково» : платок, трава, дочь, сын, пирог, сливки, яблоко, кисель, (1) окно, курья нога, лавка, каша, мышь, река, печь (2).
г) «Кто больше подберёт определений?»
Маша (какая) … (1)
Баба-Яга (какая) … (2)
д) Восстанови глаголы в предложении:
Она в чистое поле и только: вдалеке гуси-лебеди и за тёмным лесом. (1)
е) «Составь предложение из слов: дальше, яблоня, побежала, стоит, девочка». (2)
ж) «Конструирование предложений». /Наращивание по одному слову. / (Поочередно1 и 2)
Девочка побежала.
з) «Продолжи предложения» :
Речка глубокая, а лужа …
Камень тяжёлый, а листик …
Яблоня высокая, а трава …
В печке жарко, а в воде … (1)
Яблоко сладкое, а лимон …
Тропинка узкая, а река …
Маша большая, а Ваня …
В лесу темно, а на поляне …
Баба-Яга злая, а Маша … (2)
Задания, способствующие развитию мышления:
а) Почему так называется сказка? Придумай другое название. (Поочередно 1 и 2)
б) Найди лишнее слово: печка, яблоня, речка, мышка, избушка. (1)
в) «Метод аналогий».
Вспомни, в каких сказках главную героиню звали Машенька. (2)
г) Познакомить с двумя вариантами сказки. Найти отличия. (Поочередно 1 и 2)
Задания, способствующие развитию воображения:
а) «Старая сказка на новый лад» :
Дело было зимой… (1)
Ввести новый предмет, который встретился на пути Маши. (2)
б) Составь словесный портрет Бабы-Яги. (Поочередно 1 и 2)
Задания, направленные на выявление жанровых особенностей сказки :
а) Почему это произведение можно назвать сказкой? (1) Найти олицетворения в сказке. (2)
б) Определите жанр сказки. (1) Почему её можно назвать? (2)
в) Найти антитетическую пару в сказке.
Какие темы для занятий по народоведению можно взять из этой сказки? (Поочередно 1 и 2)
Подобрать пословицы. Какую из пословиц можно выбрать, чтобы раскрыть нравственный урок данной сказки? (Поочередно 1 и 2)
Составить пространственно-временную модель сказки. (Одновременно 1 и 2)
3. Подведение итогов: подсчет фишек членами жюри.
4. Рефлексия
Уважаемые педагоги, возник ли у вас интерес к использованию на практике полученных знаний, является ли для вас интересным и полезным изученный материал?
Спасибо за внимание!
Предполагаемые ответы:
а) Грустные: Ласковые:
причитала доченька
слезами заливалась батюшка
кликала умница
в печь посадит, зажарит и съест братец
ни жива ни мертва добренькое скажу
плачет печка (речка, яблонька, матушка
б) «причитать» – плакать, приговаривая, жалуясь на что-нибудь.
Причитания (плач) – жанр фольклора разных народов, связанные с обрядами.
«заливаясь слезами (разг.) – горько плакать
г) Маша – непослушная, смелая, храбрая, капризная, добрая, ответственная, маленькая, заботливая.
Баба-Яга – злая, хитрая, старая, некрасивая, длинноносая, горбатая, беззубая, лохматая, страшная.
д) Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом.
е) Побежала девочка дальше – стоит яблоня.
ж) Девочка побежала дальше.
Девочка с братцем побежала дальше.
Девочка с братцем побежала скорее дальше.
а) «Как Машенька братца искала».
«Как Машенька братца выручала».
«Маша и братец Иванушка».
«Приключения Маши и Вани».
а) Неодушевлённые предметы наделяются способностью разговаривать;
мышка разговаривает, мыслит, чувствует.
Народоведение: прясть кудель (пряжу, веретено; устьице (устье) – наружное отверстие в русской печи; пшеничные и ржаные пироги; лапти.
Как аукнется, так и откликнется. /Как сам отнесёшься к другому, так и к тебе будут относиться. /
Сумел ошибиться, сумей исправиться.
Трудно найти, легко потерять.
И мутную воду пьют в невзгоду.