Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Путешествие по пальчиковой стране»

Светлана Фомина
Мастер-класс для педагогов «Путешествие по пальчиковой стране»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги, приглашаю вас в путешествие по Пальчиковой стране, в ходе которого я познакомлю вас с технологией развития у дошкольников мелкой моторики рук.

Приглашаю всю аудиторию принимать активное участие в моём мероприятии. У вас есть шаблоны, которыми я буду просить вас выразить своё мнение о представляемом мною материале:

большой палец вверх: «информация нужная, обязательно использую в работе»;

указательный палец вверх: «информация полезная, но её нежно «переработать»;

большой палец вниз «информация «лишняя».

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Путешествие по пальчиковой стране“» размещена в разделах

В основе представляемой технологии лежат исследования и практические наработки Марии Монтессори, Л. С. Выготского, И. П. Павлова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Е. И. Исенина и многих других учёных и педагогов.

Все они едины в мнении, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Я являюсь разработчиком и руководителем педагогического проекта «Пальчиковая страна». Проект рассчитан на 4 года для детей с 3-х до 7-ми.

Цель проекта: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи:

• Учить правильно держать карандаш, ручку, фломастер, формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений;

• Развивать мелкую моторику занимаясь продуктивной деятельностью;

• Работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве;

• Формировать познавательные психические процессы (произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память).

Игры и занятия по проекту проводятся на протяжении всего дня во время пребывания ребёнка в дошкольной организации.

В своей возрастной группе я реализую проект с сентября 2015 года. В течение всего периода обучения, по окончанию каждого года, поэтапно проводится диагностика достижения поставленных задач.

Результативность проекта:

1-й год (3-4 года, май, 2016 года, 24% :

держат карандаш пальцами;

собирают и строя из 9 кубиков

берут мелкие предметы (крошки, бисеринки, песчинки) кончиками большого и указательного пальцев повторяет простейшие рисунки (геометрические фигуры) с образца.

2-й год (4-5 лет, май, 2017 года, 47% :

рисуют прямые горизонтальные и вертикальные линии

раскрашивают простые формы, уверенно использует трафареты

рисуют простой дом (квадрат и крыша, человека (2–3 части тела)

складывают бумагу более чем 1 раз

нанизывают бусины средней величины на толстую леску или проволоку; определяет предметы в мешке на ощупь

лепят из пластилина

шнуруют ботинки

3-й год (5-6 лет, май, 2018 года 76,5% :

копируют сложные рисунки, раскрашивают, не выходя за контур изображения

выполняют штриховку, вырезают по контуру, уверенно пользуется ножницами

изготавливают простые фигурки из бумаги путем складывания

4-й год (6-7 лет, январь, 2019 года, 89% :

владеют графическими навыками.

выполняют сложные движения: завязывание шнурков, заплетание кос

ориентируются в тетради, на странице, на строке

Прошу вас выразить своё мнение об организации деятельности по проекту.

Я предлагаю всем желающим опробовать игровые приёмы технологии развития мелкой моторики, которые я применяю в ходе реализации проекта.

Раздать по залу прищепки, зубные щётки, шестигранные карандаши, платочки

Игры с прищепками

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха. После первого двустишия – смена рук. (проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугие).

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь. (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться — скажу тебе: «Кыш!»

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог– от большого пальца к мизинцу

«Гусь» (В. Цвынтарный)

Гусь стоит и все гогочет –

Ущипнуть тебя он хочет.

Га-га-га!

Игры с зубными щетками

«Моя семья» (Е. Синицына)

Дети берут в руки зубную щетку, растирают щеткой ладони, затем подушечки пальцев, начиная с большого пальца и, заканчивая мизинцем.

Раз, два, три, четыре,

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять,

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, щегол и я!

Вот и вся моя семья!

Массаж шестигранными карандашами.

Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами, движениями вверх-вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).

Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.

Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Платочки.

Ребенок комкает платочек пальцами в ладонь, начиная с угла. Платочки из кулачка торчать не должны. Сначала, можно помогать себе рукой, но потом выполнять это упражнение одной рукой.

У меня живет проглот –

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

В своей работе я активно применяю упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк: т. д. слайд4

Ухо—нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Лягушка» (кулак — ребро — ладонь).

Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют

друг друга: кулак (ладонью вниз, ладонь ребром, ладонь вниз:

Лягушка (кулак)

хочет (ребро)

в пруд (ладонь,

Лягушке (кулак)

скучно (ребро)

тут (ладонь)

«Оладушки».

Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одно-временная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.

Мы играли в ладушки –

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

Прошу вас выразить своё мнение об опробованных игровых приёмах.

А сейчас я приглашаю 4-х человек для участия в работе в парах.

Пуговичный футбол

Для этой игры понадобится 7 пуговиц.

Выбирают игровое поле, например, стол. По одной стороне делают ворота (ставят пуговицы на расстоянии примерно 10 см друг от друга). Также делают ворота и по другой стороне ковра. Оставшиеся три пуговицы - это мячи. Чтобы сделать удар, нужно щелкнуть пальцем пуговицу. Причем бить можно, только по той пуговице, которая находится между двух других. По воротам игроки бьют по очереди.

Пирамида

Чтобы выиграть в этой игре, нужно быть очень аккуратным. Задача игроков - построить пирамиду из пуговиц. Первый игрок кладет в центр стола большую пуговицу, второй игрок поверх первой кладет пуговицу поменьше и так далее. Чем выше пирамидка, тем сложнее выкладывать пуговицы. Пирамидка начинает шататься и от любого неосторожного движения может рухнуть. Тот игрок, который разрушит пирамидку, проиграл.

«Зеркальное рисование». Это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

«Гофротрубочки».

И в преддверии 8 марта предлагаю своими руками вместе создать свой «шедевр» с помощью нетрадиционной техники «Гофротрубочки». А именно популярный комнатный цветок, имеющий народное название "женское счастье". Со спатифиллумом связано огромное количество различных примет и поверий. Приносит в дом гармонию, счастье и благополучие. Благодаря ему, в семье заканчиваются ссоры, конфликты, прекращается недопонимание. Он очищает души от разочарований, прошлых обид, боли и печалей. Я предлагаю создать своими руками свое женское счастье!

Нам понадобится: гофрированная бумага белая и зеленая, желтые бумажные салфетки, клей, ножницы, шпажки, горшочек для цветка. Слайды 5-6Начинаем изготавливать пестик цветка. Закручиваем шпажку на желтую салфетку. Закрутив до конца, сжимаем салфетку с концов к середине, формируя гофротрубочку. Сдвигаем гофротрубочку к концу шпажки, не вынимая ее. Лишнее срезаем. Пестик готов. Приступаем к лепестку спацифиллума. Закручиваем шпажку на белую полоску гофробумаги не доводя до середины Сжимаем бумагу с обоих концов к середине и вынимаем шпажку. Аккуратно формируем лепесток, складывая гофротрубочку по его форме. Приклеиваем готовый лепесток к пестику, получаем цветок спацифиллума. Вырезанную заранее полоску зеленой бумаги, оборачиваем и приклеиваем вокруг стебля. Надеюсь, что Вас,как и меня, заинтересовала техника «Гофротрубочки» и Вы будете ее применять в своей практике, а сделанный Вами цветок принесет только истинное счастье!

Прошу вас выразить своё мнение об использовании необычных материалов для развития мелкой моторики.

В завершении своего выступления я предлагаю всем мысленно положить на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс : свой багаж мыслей, знаний, опыта; на правую руку – то, что получили на мастер-классе нового.

А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

И с помощью шаблонов отрефлексировать наше путешествие в «Пальчиковую страну».

Физиолог писал: "Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга", я надеюсь, что сегодняшний Мастер класс в полной мере подтвердил это высказывание.

А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу.

-Вы прекрасно потрудились! Удачи вам и успеха! слад 9

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста «Путешествие в страну мальчиков и девочек» Мастер-класс «Путешествие в страну мальчиков и девочек» Цель:Представление педагогического опыта гендерного подхода к воспитанию дошкольников.

Мастер-класс по мнемотехнике «Путешествие по золотому кольцу России» для педагогов Мастер-класс для педагогов по мнемотехнике "Путешествие по золотому кольцу России"Ход мероприятия: Добрый день Ув. Коллеги! СЛАЙД 1 Сегодня.

Мастер-класс для педагогов «Путешествие в песочную страну на остров детства»Мастер-класс для педагогов «Путешествие в песочную страну на остров детства» Участники: воспитатели. Форма проведения: путешествие. Продолжительность мастер-класса: 25 минут. Продукт мастер-класса: сказочная композиция.

Мастер-класс для педагогов «Путешествие в сказку, или Волшебные краски»Мастер-класс для педагогов «Путешествие в сказку, или Волшебные краски» Цель: познакомить педагогов с опытом использования нетрадиционных техник рисования в работе со сказкой. Задачи:. - познакомить с педагогов.

Мастер-класс для педагогов «Работа с детской цифровой лабораторией Наураша в стране Наурандия» Презентация поможет познакомить педагогов с особенностями работы с детской цифровой лабораторией "Наураша в стране Наурандия". 1. Добрый.

Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологии в работе педагогов» Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе. Ход проведения: Здравствуйте,.

Мастер-класс для педагогов «В стране волшебников. Обобщение опыта работы по развитию ранней одаренности» Мастер – класс для педагогов «В стране волшебников» Цель: Обобщение своего опыта работы по использованию приемов для развития ранней одаренности.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики» Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ. Материал: крышечки.

Мастер-класс по изготовлению пальчиковой куклы «Свинка» из фетраМастер-класс по изготовлению пальчиковой куклы «Свинка» из фетра Хочу предложить для Вас, уважаемые коллеги,свой вариант изготовления пальчиковых игрушек своими руками из фетра. Выбор материала – фетр.

Мастер-класс по пальчиковой живописи «Красавец Павлин» для старшей группыМастер-класс по пальчиковой живописи «Красавец Павлин» для старшей группы Подготовила педагог дополнительного образования: Сигарева С. В. Цель: • Укрепление партнерских взаимоотношений детей и родителей в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Путешествие по пальчиковой стране»
Опубликовано: 1 апреля 2019 в 11:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Путешествие по пальчиковой стране»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Фомина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД