Светлана Фомина
Мастер-класс для педагогов «Путешествие по пальчиковой стране»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, приглашаю вас в путешествие по Пальчиковой стране, в ходе которого я познакомлю вас с технологией развития у дошкольников мелкой моторики рук.
Приглашаю всю аудиторию принимать активное участие в моём мероприятии. У вас есть шаблоны, которыми я буду просить вас выразить своё мнение о представляемом мною материале:
большой палец вверх: «информация нужная, обязательно использую в работе»;
указательный палец вверх: «информация полезная, но её нежно «переработать»;
большой палец вниз «информация «лишняя».
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Путешествие по пальчиковой стране“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В основе представляемой технологии лежат исследования и практические наработки Марии Монтессори, Л. С. Выготского, И. П. Павлова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Е. И. Исенина и многих других учёных и педагогов.
Все они едины в мнении, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Я являюсь разработчиком и руководителем педагогического проекта «Пальчиковая страна». Проект рассчитан на 4 года для детей с 3-х до 7-ми.
Цель проекта: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи:
• Учить правильно держать карандаш, ручку, фломастер, формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений;
• Развивать мелкую моторику занимаясь продуктивной деятельностью;
• Работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве;
• Формировать познавательные психические процессы (произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память).
Игры и занятия по проекту проводятся на протяжении всего дня во время пребывания ребёнка в дошкольной организации.
В своей возрастной группе я реализую проект с сентября 2015 года. В течение всего периода обучения, по окончанию каждого года, поэтапно проводится диагностика достижения поставленных задач.
Результативность проекта:
1-й год (3-4 года, май, 2016 года, 24% :
держат карандаш пальцами;
собирают и строя из 9 кубиков
берут мелкие предметы (крошки, бисеринки, песчинки) кончиками большого и указательного пальцев повторяет простейшие рисунки (геометрические фигуры) с образца.
2-й год (4-5 лет, май, 2017 года, 47% :
рисуют прямые горизонтальные и вертикальные линии
раскрашивают простые формы, уверенно использует трафареты
рисуют простой дом (квадрат и крыша, человека (2–3 части тела)
складывают бумагу более чем 1 раз
нанизывают бусины средней величины на толстую леску или проволоку; определяет предметы в мешке на ощупь
лепят из пластилина
шнуруют ботинки
3-й год (5-6 лет, май, 2018 года 76,5% :
копируют сложные рисунки, раскрашивают, не выходя за контур изображения
выполняют штриховку, вырезают по контуру, уверенно пользуется ножницами
изготавливают простые фигурки из бумаги путем складывания
4-й год (6-7 лет, январь, 2019 года, 89% :
владеют графическими навыками.
выполняют сложные движения: завязывание шнурков, заплетание кос
ориентируются в тетради, на странице, на строке
Прошу вас выразить своё мнение об организации деятельности по проекту.
Я предлагаю всем желающим опробовать игровые приёмы технологии развития мелкой моторики, которые я применяю в ходе реализации проекта.
Раздать по залу прищепки, зубные щётки, шестигранные карандаши, платочки
Игры с прищепками
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха. После первого двустишия – смена рук. (проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугие).
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь. (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться — скажу тебе: «Кыш!»
Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог– от большого пальца к мизинцу
«Гусь» (В. Цвынтарный)
Гусь стоит и все гогочет –
Ущипнуть тебя он хочет.
Га-га-га!
Игры с зубными щетками
«Моя семья» (Е. Синицына)
Дети берут в руки зубную щетку, растирают щеткой ладони, затем подушечки пальцев, начиная с большого пальца и, заканчивая мизинцем.
Раз, два, три, четыре,
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, щегол и я!
Вот и вся моя семья!
Массаж шестигранными карандашами.
Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами, движениями вверх-вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).
Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Платочки.
Ребенок комкает платочек пальцами в ладонь, начиная с угла. Платочки из кулачка торчать не должны. Сначала, можно помогать себе рукой, но потом выполнять это упражнение одной рукой.
У меня живет проглот –
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота!
В своей работе я активно применяю упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк: т. д. слайд4
Ухо—нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Лягушка» (кулак — ребро — ладонь).
Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют
друг друга: кулак (ладонью вниз, ладонь ребром, ладонь вниз:
Лягушка (кулак)
хочет (ребро)
в пруд (ладонь,
Лягушке (кулак)
скучно (ребро)
тут (ладонь)
«Оладушки».
Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одно-временная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.
Мы играли в ладушки –
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
Прошу вас выразить своё мнение об опробованных игровых приёмах.
А сейчас я приглашаю 4-х человек для участия в работе в парах.
Пуговичный футбол
Для этой игры понадобится 7 пуговиц.
Выбирают игровое поле, например, стол. По одной стороне делают ворота (ставят пуговицы на расстоянии примерно 10 см друг от друга). Также делают ворота и по другой стороне ковра. Оставшиеся три пуговицы - это мячи. Чтобы сделать удар, нужно щелкнуть пальцем пуговицу. Причем бить можно, только по той пуговице, которая находится между двух других. По воротам игроки бьют по очереди.
Пирамида
Чтобы выиграть в этой игре, нужно быть очень аккуратным. Задача игроков - построить пирамиду из пуговиц. Первый игрок кладет в центр стола большую пуговицу, второй игрок поверх первой кладет пуговицу поменьше и так далее. Чем выше пирамидка, тем сложнее выкладывать пуговицы. Пирамидка начинает шататься и от любого неосторожного движения может рухнуть. Тот игрок, который разрушит пирамидку, проиграл.
«Зеркальное рисование». Это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
«Гофротрубочки».
И в преддверии 8 марта предлагаю своими руками вместе создать свой «шедевр» с помощью нетрадиционной техники «Гофротрубочки». А именно популярный комнатный цветок, имеющий народное название "женское счастье". Со спатифиллумом связано огромное количество различных примет и поверий. Приносит в дом гармонию, счастье и благополучие. Благодаря ему, в семье заканчиваются ссоры, конфликты, прекращается недопонимание. Он очищает души от разочарований, прошлых обид, боли и печалей. Я предлагаю создать своими руками свое женское счастье!
Нам понадобится: гофрированная бумага белая и зеленая, желтые бумажные салфетки, клей, ножницы, шпажки, горшочек для цветка. Слайды 5-6Начинаем изготавливать пестик цветка. Закручиваем шпажку на желтую салфетку. Закрутив до конца, сжимаем салфетку с концов к середине, формируя гофротрубочку. Сдвигаем гофротрубочку к концу шпажки, не вынимая ее. Лишнее срезаем. Пестик готов. Приступаем к лепестку спацифиллума. Закручиваем шпажку на белую полоску гофробумаги не доводя до середины Сжимаем бумагу с обоих концов к середине и вынимаем шпажку. Аккуратно формируем лепесток, складывая гофротрубочку по его форме. Приклеиваем готовый лепесток к пестику, получаем цветок спацифиллума. Вырезанную заранее полоску зеленой бумаги, оборачиваем и приклеиваем вокруг стебля. Надеюсь, что Вас,как и меня, заинтересовала техника «Гофротрубочки» и Вы будете ее применять в своей практике, а сделанный Вами цветок принесет только истинное счастье!
Прошу вас выразить своё мнение об использовании необычных материалов для развития мелкой моторики.
В завершении своего выступления я предлагаю всем мысленно положить на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс : свой багаж мыслей, знаний, опыта; на правую руку – то, что получили на мастер-классе нового.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
И с помощью шаблонов отрефлексировать наше путешествие в «Пальчиковую страну».
Физиолог писал: "Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга", я надеюсь, что сегодняшний Мастер класс в полной мере подтвердил это высказывание.
А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу.
-Вы прекрасно потрудились! Удачи вам и успеха! слад 9