Людмила Яричина
Мастер-класс по мнемотехнике «Путешествие по золотому кольцу России» для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов по мнемотехнике
"Путешествие по золотому кольцу России"
Ход мероприятия:
Добрый день Ув. Коллеги!
СЛАЙД 1 Сегодня я представлю вам технологию, которая называется «Мнемотехника», думаю, что многие из вас о ней слышали.
СЛАЙД 2 Почему же меня заинтересовала именно эта технология. К знакомству с ней меня подтолкнула моя младшая дочь. Для нее заучивание стихов было долгим и трудоемким процессом, она меняла слова местами, это занимало большое количество времени и каждый раз мне приходилось ее уговаривать. И тогда я вспомнила про «мнемотехнику», я стала ее изучать, и пробовать некоторые методы со своей дочерью. Мы стали рисовать стихи. И у нас получилось. Она научилась представлять стихи образами, их смысл стал более понятен. И сейчас будучи в 4-ом классе, проблем с запоминанием нет. Она уже ничего не зарисовывает, времени на заучивание уходит 10-15 мин., делает она это самостоятельно. Я увидела, что эта технология работает, и стала погружаться в нее все глубже и глубже. Я решила попробовать ее со своими малышами.
Публикация «Мастер-класс по мнемотехнике „Путешествие по золотому кольцу России“ для педагогов» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Моя Родина Россия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Ведь во времена технического прогресса нашим детям приходится запоминать большое количество разного рода информации. В век компьютеризации у детей западает связная речь, практически отсутствует живое общение, дети страдают скудным словарным запасом. А мнемотехника помогает облегчить и ускорить процесс запоминания, делает его интересным для детей.
СЛАЙД 3
Я хочу поделиться с вами опытом использования мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста. Показать, как научить детей быстро запоминать, сделать этот процесс интересным и увлекательным для детей.
Ведь Мнемотехника – это совокупность приемов и методов запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Она призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.
СЛАЙД 4 результат
По результатам наблюдении за своими детьми, я отметила,что при использовании мнемотехники:
У детей
• Увеличилась скорость запоминания текстов
• Они самостоятельно составляют описательные рассказы
• Могут схематически изобразить разного рода информацию, кодировать ее
• У них вырос интерес к запоминанию
• Мышление и воображение детей стало более разнообразным.
• они чувствуют себя успешными, потому что у них все легко получается.
СЛАЙД 5
Я бы хотела рассказать вам о приемах и методах в мнемотехнике, которые я использую в своей работе с детьми. Уверена, что с некоторыми из них вы знакомы, но возможно никогда не думали, что эти приемы относятся к мнемотехнике.
СЛАЙД 6
МНЕМОНИЧЕСКИЕ ФРАЗЫ
Это фразы которые несут в себе зашифрованную информацию. Они помогают запомнить детям последовательность чего-либо по первому звуку слов в фразе.
Например:с помощью таких фраз мы запоминаем цвета радуги, название планет – «Мы Ведь Знаем Мама Юли Села Утром На Пилюли», Может кто-нибудь из вас вспомнил мнемоническую фразу?
РИФМИЗАЦИЯ
Я использую для того чтобы с помощью рифмы помочь запомнить детям последовательность цветов на российском флаге, порядок нот в музыке, дней недели, месяцев и т. д. существует множество таких стихов и фраз. Мы с детьми разучиваем такие стихотворения, тем самым запоминаем необходимую информацию.
СИМВОЛИЗАЦИЯ
Этот прием применяется для запоминания абстрактных понятий, не имеющих четкого образного значения. Например: символ мира – голубь. Одно и то же слово разными людьми может быть по-разному закодировано в образы. Я с детьми обговариваю разные символы одного слова например: слово ХОЛОД- можно изобразить как лед, снежинку и т. п.
Какой символ возникает у вас со словом ЛЕТО, БЕСКОНЕЧНОСТЬ.
СЛАЙД 7
«ЧЕПУХА»
Слова связываются в ассоциации попарно, по цепочке, предыдущее слово связанно с последующим. Мы с детьми, чтоб запомнить цепочку слов или набор картинок, дурачась составляем рассказ чепуху, тем самым я учу детей устанавливать взаимосвязи между разного рода словами,строить простые предложения, развиваю воображение и память.
Например….Заяц, мяч, трава, цыпленок.
Заяц играет в мяч, мяч лежит на траве, трава укрыла цыпленка.
МЕТОД ЦИЦЕРОНА
Метод состоит в том, что предметы, игрушки слова мы рассаживаем по хорошо знакомой комнате, Взрослый человек делает это мысленно, связывает нужные слова для запоминания с мебелью или элементами комнаты.
Для развития внимания и памяти детей, я предлагаю им такие варианты, как в течении 1 мин. Запомнить расположение предметов в комнате или на картинке, закрыть глаза, а потом сказать, «что изменилось», «чего не хватает», «восстановить рисунок», «разместить зверей». Такие задания я использую на занятиях по ФЭМП (Ориентация в пространстве, Развитию речи (Употребление предлогов в предложении)
МЕТОД ЗАПОМИНАНИЯ ЦИФР
С этим методом я тоже знакомила детей, мы запоминали номер телефона службы спасения, домашний адрес.
Чтобы запомнить цифру мы с детьми находим образы похожие на нее, а потом эти образы мы связываем между собой цепочкой действий, и для того чтобы вспомнить нужное число, мы вспоминаем свой рассказ и разворачиваем цепочку наоборот – от образов к цифрам.
Например:мы все можем представить цифры в виде каких-либо образов. Вот попробуйте отгадать число,которое я зашифровала, используя эти цифры. в небольшой рассказ 120 — сидящий на подъемном кране лебедь, смотрится в зеркало.
СЛАЙД 8
И наконец, метод «Кодирования», именно этот метод я и многие другие чаще всего используют с дошкольниками.
«Кодирование» - это использование чертежей, схем, набросков, зарисовок.
Для освоения этого метода в первую очередь детей знакомим с мнемоквадратом. Это понятная картинка, в которой изображен конкретный предмет, словосочетание или короткое предложение.
Мнемоквадраты сейчас очень актуальны в оформлении ППРС группы. Используются символы-знаки в игровых центрах (правила игры в них, н-р «больше 3-х не собираться», «попроси помощи взрослого» и др., даже известный всем нам знак запасной выход – это тоже мнемоквадрат.
Далее задания усложняются, знакомим с мнемодорожкой – четыре картинки на одном квадратеони обозначают последовательность действий, поговорки, скороговорки. Способ кодирования информации усложняется в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей, если сначала это изображения конкретных предметов, то потом его можно закодировать с помощью геометрических фигур.
Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это мнемотаблицы – здесь мы зарисовываем сюжет сказки,стихотворения,или более объемную информацию, с помощью начальных букв, слов,схематических знаков, геометрических фигур, символов. В таблицах применяются понятные и известные образы.
СЛАЙД 9
Сама таблица тоже усложняется, увеличивается количество окошек, цвет и изображение объектов запоминания. Очень важно чтобы рисунки были понятны детям и не вызывали отрицательных эмоций. Сначала дети учатся узнавать и запоминать информацию с помощью готовых таблиц, а потом учатся рисовать их сами.
НЕ ПЕРЕКЛЮЧАТЬ!
А сейчас я бы хотела показать вам, как можно применить данный метод кодирования в работе с детьми. Но так как мы люди взрослые запоминать мы будем более сложную информацию.
Давайте представим, что вам выпала удача отправиться в путешествие по «Золотому кольцу» России.
СЛАЙД 10
Обратите внимание на карту, нам предстоит посетить Сергиев Посад, Переславль Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир.
Во всех этих городах множество достопримечательностей, которые хочется посетить, но я подобрала более интересные места, на мой взгляд для вас, как для педагогов.
СЛАЙД 11
список достопримечательностей.
Кто-то запомнил города, которые нужно посетить? Хорошо, вы называйте город, а я назову куда нам нужно отправиться.
СЛАЙД 12
Кто-нибудь может назвать и город и достопримечательность?
Согласна, трудно. А поможет нам в этом мнемотаблица. Кодировать информацию в ней мы будем с помощью смысловых ассоциаций.
СЛАЙД 13
Приведу пример на столице нашей Родины г. Москва догадались какая достопримечательность зашифрована. Название города обозначайте первой заглавной буквой. По такому же принципу вы попробуете зашифровать этот список. На одном листе А4 нужно изобразить город и место.
Решите, как вам будет удобно работать, всем вместе или каждый возьмет себе город и зашифрует его. На эту работу вам дается 2 мин. Когда изображение будет готово, поместите его в таблицу по прядку.
СЛАЙД14
Итак, список.
Работа со стендом
Рисуют, помещают на стенд.
Работа с аудиторией
Пока педагоги работают покажу вам как можно привлечь детей к составлению описательных рассказов.
СЛАЙД 15
Существует много уже готовых мнемотаблиц, графические таблицы Ткаченко, Воробьевой. Мы сейчас попробуем поиграть в игру, которую очень любят дети «Угадай что загадала». Я используя данную таблицу загадаю слово, а вы должны его отгадать.
Работа со стендом.
Рассматриваем, задаем вопросы.
Спрашиваю в разноброс и закрываю.
Ну что, а теперь давайте проверим, что у вас получилось запомнить. Открываем окошки на стенде по вопросам.
Кто-то может похвастаться, что запомнил весь маршрут.
СЛАЙД16
Пустая карта, открываются картинки достопримечательностей.
Давайте все вместе воспроизведем по порядку карту маршрута.
Вот мы и воспроизвели маршрут путешествия по «Золотому кольцу»
- как вы считаете, этот способ полезен для запоминания?
Вызвал ли он у вас какие-либо трудности?
Сможете ли вы использовать его по необходимости в своей жизни или работе?
А вам на память я хотела бы подарить буклеты, с изображением достопримечательностей «Золотого кольца». Я думаю, что желание посетить эти города вас не покинет. И вы обязательно его исполните. Спасибо за помощь.
СЛАЙД17
Подводя итог, хочется сказать, что если использовать эту технологию в системе, дети научатся представлять информацию образами, они смогут это делать не зарисовывая предметы. Сокращается время запоминания, тем самым увеличивается время для свободной игры. Этот способ уместно использовать в работе с детьми в разных видах организованной деятельности.
Эта технология может быть полезна как взрослым, так и детям. Надеюсь, что после моего мастер-класса, кто-то заинтересуется и увлечется этой технологией как я.