Альфия Воробей
Мастер-класс для педагогов-психологов «Сказочная куклотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №89 «Крепыш»
Тема: СКАЗОЧНАЯ КУКЛОТЕРАПИЯ
(мастер-класс для педагогов-психологов)
педагог-психолог А. Г. Воробей
Г. Сургут
КУКЛЫ-МАРИОНЕТКИ
Марионетка прекрасна тем, что оживает в наших руках. Эти кукла достаточно самостоятельна, ибо находится на расстоянии от рук кукловода.
Публикация «Мастер-класс для педагогов-психологов „Сказочная куклотерапия“» размещена в разделах
- Куклотерапия
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» август 2018
В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы — процесс творения новой сказочной жизни. Иногда, создав куклу, клиенты испытывают чувство опустошенности. Говорят, что это были настоящие «роды», из них как будто что-то вышло. В этом случае необходимо объяснить, что эти чувства естественны: для того, чтобы открыться новой жизни, необходимо отпустить старое, дать ему свою жизнь в образе куклы. Некоторые клиенты, наоборот, создав куклу, испытывают прилив сил и радость. А кукла становится для них помощником.
Принцип изготовления простых марионеток предложен Вальдорфской школой, технология разработана нами. Кукла состоит из головы и платья, в которое вшиты кисти рук. Одна нить служит для уп-равления головой, другая нить помогает управлять руками. Кукла может быть с лицом и без него. Если кукла изготовлена без лица, это позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении, состоянии находится кукла. То, какое выражение лица и настроение куклы придумывает ребенок, помогает определить его собственную актуальную проблематику.
Важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы и каким характером он его наделяет. Детям до 8 лет еще сложно само-стоятельно изготовить даже простую куклу. Полезно к этому процессу привлекать родителей, старших братьев и сестер. Это сплачивает детей и родителей и позволяет им лучше понимать и чувствовать друг друга. Изготовление марионеток полезно и для детей, и для взрослых. Очень часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя. Поэтому процесс изготовления куклы — это всегда медитация. И главное, в конце работы человек получает замечательный продукт: куклу, которая уже может жить самостоятельной жизнью.
В рамках куклотерапии реально воплощаются воображаемые об-разы, что, собственно, многие и называют Волшебством (помните, в замечательном фильме «Формула любви» — «материализация чувственных идей»).
Цель: Таким образом, изготовление кукол-марионеток:
развивает мелкую моторику руки («мануальный интеллект»);
развивает фантазию и образное мышление;
развивает умение малыми средствами выражать характер;
развивает способность тонко чувствовать другого и происходящее вокруг;
развивает способность к концентрации внимания;
укрепляет союз Ребенок — Специалист — Родитель.
Обычно дети очень любят кукол, сделанных руками их близких. Отвергая самые дорогие игрушки, они могут с этой куклой спать, есть, играть часами. И это неудивительно, ведь в такой кукле частичка души самого близкого человека.
Куклы представляют собой различных персонажей нашего внутреннего сказочного Королевства. Они могут стать помощниками. Но так бывает не всегда.
Иногда больные люди, изготавливая куклу, бессознательно переносят на нее образ своего заболевания. В этом случае они агрессивно относятся к кукле, стараются сделать ей побольнее и в конце концов уничтожить. Разрывая или сжигая куклу, они чувствуют большое облегчение. Это является актом «отыгрывания» болезни, бессознательным и сознательным желанием освободиться от нее, поиском внутренних механизмов сопротивления.
Необходимый материал для изготовления кукол-марионеток.
• Небольшой камешек или красивая бусинка (бусинка – символ удачи);
• Капсула от «Киндер-сюрприза» или фотопленки;
• Вата или синтепон;
• Чулки или трикотаж телесного цвета;
• Белая ткань 50х50 см;
• Белые лоскутки – 2 кусочка 4х7 см;
• Пакля, пряжа или шерстяные нитки;
• Толстые нитки (лучше ирис);
• Иглы, большая игла;
• Ножницы;
• Украшения, тесьма. (для платья куклы)
Ход тренинга:
Разогревающие игры. Сидя в круге подколоть имена.
1. Имена – представьтесь и скажите, что для Вас значит ваше имя
2. Игра-приветствие: Сидя в круге один (Люда) просит другого (Валю) передать третьему (Томе) какую-либо приветственную фразу. Второй (Валя) уч. передает третьему (Томе) эту фразу, третий (Тома) просит второго (Валю) передать первому (Люде) несколько слов благодарности, а сама (Тома) тем временем просит четвертого (Олю) передать пятому (Наде) свое приветствие, посланную третьим (Томой) уч., тот посылает обратно благодарность и т. д. Слова-приветствия: одна две фразы- «доброе утро! Вы прекрасно выглядите», обратное послание-«спасибо! Ваши слова очень любезны». В воздухе всегда должно быть два послания.
3. Лишний стул (пересаживаемся местами, но не на рядом стоящий стул) : С целью знакомства или получить информацию друг о друге - Я хочу познакомиться с теми, у кого есть сестры и т. д.
4. Инициатор движения. Кто-то выходит за дверь, оставшиеся участники выбирают одного уч., который придумывает движения и постоянно меняет их. Тот, кто за дверью заходит, встает в центр круга и постарается понять, кто же является инициатором движения.
5. Найди пару животного
6. подарок соседу Невербальный подарок
7. Игра с мячом–бросив мяч, называю предмет и другой называет три нестандартных способа использования этого предмета (стр. 207) молоток- ручка для тяжелой авоськи и т. д.
8. Сидя беседа о нашем состоянии и о чувствах, которые Вы испытывали в процессе упражнений.
9. Подготовить место для работы с пошивом кукол-марионеток. Разложить на столах все, что Вы принесли с собой, все материалы. Расселись, достали бусинку. Возьмите в ладоши бусинку. (Включить музыку). И вот теперь сядьте удобно---сели удобно. У Вас в ладошках бусинка. Закройте глаза и представьте себе, что вошла Ваша самая заветная мечта. Сейчас, может быть, Вы покорили горную вершину, переплыли океан, или Вы, может быть обладатель несметных сокровищ, или циркач, странствующий по всему свету и дарующий людям радость. Иными словами, какой бы ни была мечта, она осуществилась. Представьте себя волшебником и сейчас мы будем вызывать образ куклы из сказочной страны представьте себе Какого она рода, королевского или простого народа, какой у него будет характер, мечты, желания.
В ваших руках – маленькая волшебная бусинка – подержите её в руках сотворившую чудо – реализовавшую вашу мечту! Прижмите её к сердцу, переполненную счастьем. Поднесите ее к пылающим от радости щекам. Пусть он пропитается вашей удачей, заполнит дыхание и биение сердца--- На счет 1,2,3, откройте глаза. (обсуждение) ---Поделитесь своими чувствами, ощущениями, которые у вас были.
Далее ведущий объясняет родителям и детям, как шьется кукла.
1. Изготовление куклы начинается с головы. Для этого капсула от "Киндер-сюрприза» (с начинкой) плотно оборачивается ватой или синтепоном. Если у куклы должна быть большая голова, значит, нужно сделать «кокон» побольше (использовав больше ваты или синтепона). После того как основа головы готова, сверху она обтягивается чулком телесного цвета и сшивается на «затылке» куклы. Затем поверх облицованной основы снова обтягивается чулком телесного цвета или
другой тканью для лица (куклу можно сделать темнокожей, розовой и т. д.). Важно, чтобы в том месте, где у куклы начинается шея, остался «хвостик» из ткани или чулка "не менее 5 см. Итак, голова готова. Волосы и украшения на голову пришиваются в последнюю очередь.
2. Изготовление «нижнего платья». Для этого берется белая ткань
50x50 см, и находится середина кусочка. В середине нужно сделать
маленькую дырочку и просунуть в нее «хвостик-шею». Далее необходимо пришить «нижнее платье» к «шее» куклы.
3. Одевание. Костюм куклы шьется из цветной красивой ткани размером 52 х 52 см. В кусочке ткани надрезается середина и вдевается «нижнее платье». Далее ткань расправляется и также пришивается к «шее» куклы. По бокам к костюму куклы пришиваются руки. Для изготовления рук берется та же ткань, что и для лица. Из нее нужно вырезать два прямоугольника 7 х 4 см, сшить их и оставить небольшую дырочку, чтобы можно было набить руки ватой. Когда костюм
куклы готов и руки вшиты, можно подумать об украшении куклы : сделать ей прическу, дополнительные детали костюма. Все, что подскажет воображение изготовителей куклы. На этом этапе важно, чтобы ребенок принимал особенно деятельное участие в процессе.
4. Когда кукла будет полностью готова, можно ее «подвязать». Для этого берется толстая длинная игла, заправленная толстой нитью (лучше, если это будет ирис). С помощью иглы голова куклы протыкается в области висков. Таким образом, кукла повиснет на нитке, пропущенной сквозь ее голову. Длина нити над головой куклы должна быть не больше 12-15 см (для того, чтобы ребенку было удобно ее «водить»). Концы нити (иглу к этому времени нужно вытащить) связываются. Для того чтобы «подвязать» руки, потребуется еще одна толстая длинная нить. Один ее конец привязывается к запястью правой руки куклы, а другой конец — к левому запястью куклы.
Итак, кукла готова, осталось только ее «оживить» : взять в руки и начать «водить». Для этого ребенок берет в одну руку нить, управляющую головой, а в другую руку — нить, управляющую руками куклы. На этом этапе родитель помогает ребенку учить «ходить» куклу.
Можно придумать специальные ритуалы «оживления».
Изготовление куклы-марионетки (без отделки) занимает от одного до полутора часов. Если родители не успели дошить куклу или хотят сделать особую отделку или прическу, они могут сделать это дома. Важно только договориться с родителями, чтобы на следующее занятие ребенок пришел с готовой куклой.
По взаимному желанию родителей и ведущего можно создать кукольный театр, в работе которого принимали бы участие и родители, и дети.
Знакомство с куклой
Общение с куклой-марионеткой предполагает выполнение трех важных правил.
1. Кукловождение осуществляется двумя руками. Это важно для
координации правой и левой руки.
2. Кукла ходит по «земле», а не летает по воздуху (некоторые куклы, конечно, могут летать, но с перерывами).
3. Поскольку в кукле мгновенно отзывается каждое движение кукловода, он должен внимательно следить за движениями куклы (оживляя куклу, нельзя, например, смотреть в окно).
Несколько занятий можно посвятить обучению ребенка тому, как управлять куклой. Дети 4,5 лет уже могут самостоятельно водить куклу, если они будут внимательно наблюдать за тем, что они делают. Важно, чтобы ребенок не просто «дергал» за нитки, но и чувствовал «реакцию» куклы на свои действия. Для того чтобы ребенок был более внимательным и лучше водил куклу, можно предложить ему «проиграть» через куклу различные эмоциональные состояния.
Ведущий. Сегодня мы научим наших кукол ходить, говорить, играть друг с другом. Мы увидим, что куклы, также как и люди, могут быть веселыми и грустными, радостными и сердитыми; они могут плакать и улыбаться. Куклы могут ходить медленно и быстро (при этом ведущий иллюстрирует свои слова действиями куклы, они могут бегать и прыгать, а когда кукла устанет, она может сесть или лечь. Мы с вами — волшебники. И от наших действий зависит то, что будет делать наша кукла. Чтобы нашей кукле было хорошо, мы будем внимательно следить за тем, что с ней происходит. И постараемся сделать так, чтобы ее движения были красивыми, чтобы ей было удобно и приятно жить в Сказочной стране, которую мы создадим для наших кукол.
Далее очень важно отработать с детьми движения куклы, характерные для различных эмоциональных состояний. При этом ведущий «задает» то состояние, в котором находится кукла, а ребенок показывает, что делает кукла в этом состоянии, как она себя ведет. Например, ведущий говорит: «Вот наши герои-куклы пришли на солнечную полянку и стали собирать цветы. Они были очень веселые и радостные. они прыгали и танцевали». В это время дети показывают, как вели себя куклы. Если у кого-то не получается выразить через куклу предлагаемое состояние, ведущий помогает ему.
Ведущий (продолжает). Вот налетел сильный ветер, и наши герои прижались друг к другу, чтобы им не было холодно. А в это время Лесное существо утащило корзинку с ягодами, которые собрали наши герои. Когда ветер стих, куклы обнаружили, что корзинки нет, и очень рассердились (дети показывают, как куклы сердятся). Они стали повсюду искать свою корзинку (дети показывают, как куклы ищут корзинку) и вдруг нашли ее под кустом. Они обрадовались и стали водить хоровод.
Ведущий может придумывать всевозможные ситуации, в которых куклы «испытывают» различные чувства и действуют в соответствии с ними. «Проживая» вместе с куклой различные состояния, ребенок в значительной степени обогащает и свой мир чувств и эмоций. Кроме того, «оживляя» таким образом, куклу, дети учатся лучше понимать внутренний мир другого человека. И самое главное, дети видят, как от их действий зависит жизнь их куклы. А это, в свою очередь, развивает у них чувство ответственности за свои действия перед собой и другими людьми.
«Оживляя» куклу, разные дети демонстрируют различные реакции. Подвижные, гиперактивные, дети плохо следят за тем, как отражаются на кукле их действия. Они могут просто «дергать» за веревочки, и их кукла будет совершать хаотичные бессмысленные действия. Иногда это происходит потому, что ребенку еще сложно хорошо водить куклу, а он хочет быстро всему научиться, не прилагая больших усилий. В этом случае можно «присоединиться» к ребенку и вместе с ним некоторое время спокойно и внимательно водить куклу, пока вы не почувствуете, что ребенок успокоился и понял, что нужно делать, чтобы у него получилось.
Иногда дети сами «играют» вместо кукол, при этом кукла просто висит у них на руке или на шее. Здесь важно переключить внимание ребенка с него самого на куклу. Своим примером показать, что играет только кукла, а помощь ей в этом оказывают наши руки. Необходимо отслеживать те моменты, когда ребенок «отключается» от куклы, «переключается» на самого себя, и возвращать снова его к вождению куклы. Постепенно ребенок поймет, что от него требуется, и начнет с интересом наблюдать за куклой, совершенствуя свои действия.
Есть дети, которые не сразу переключают внимание с одного действия куклы на другое. Они могут, несмотря на то, что ситуация изменилась и кукла уже должна вести себя по-другому, продолжать действовать по-старому. Это может происходить или из-за того, что они увлеклись и осваивают определенный тип движений куклы (при этом они могут даже не слышать ведущего, или потому, что не знают, как, через какие действия можно выразить заданное состояние. Такому ребенку тоже необходимо помочь: показать, как кукла может двигаться в данной ситуации.
Научиться водить куклу, концентрировать на ней свое внимание — не простая задача для ребенка. Поэтому ведущему потребуется много терпения, выдержки, такта и находчивости для того, чтобы научить детей «оживлять» кукол. Вы заметите: по мере того как ребенок совершенствует язык взаимодействия с куклой, меняется и его поведение. Даже самые неусидчивые, подвижные дети становятся более внимательными и уравновешенными, а малообщительные, замкнутые — более открытыми и эмоциональными.
«Оживляя» куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм са-морегуляции. На образном уровне он держит себя в руках, учится адекватно выражать свои чувства.
Хочется отметить, что кукла-марионетка является хорошим средством самовыражения для чрезмерно застенчивых и даже для аутичных детей. Также марионетки могут использоваться в семейной терапии как средство проигрывания конфликтных ситуаций и образов желаемого будущего.