Хисматова Лиана Робертовна
Консультация для педагогов «Куклотерапия. Сказкотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в специальном образовании заметно усилился интерес к использованию арттерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии.
Существуют разные виды арттерапии: куклотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия и др. Они расширяют кругозор ребенка, снимают психологическую напряженность, улучшают звукопроизношение, помогает заговорить.
Терапия (лечение) — процесс, целью которого является облегчение, устранение симптомов, восстановление здоровья. В первые о психотерапии заговорил Зигмунд Фрейд.
Публикация «Консультация для педагогов „Куклотерапия, Сказкотерапия“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Куклотерапия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Мы остановимся наиболее подробно на куклотерапии и сказкотерапии.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для лечения.
Куклотерапия - метод комплексного воздействия на детей, предполагающий использование кукол и театрализованных приемов для профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребенка.
Анны Фрейд (дочь Зигмунда Фрейда) посвятила всю свою жизнь детям, создав детский психоанализ, а по существу - детскую психотерапию. Именно она в детской психотерапии применяла методы куклотерапии.
Куклотерапия предполагает :
совершенствование мелкой моторику руки и координации движений;
развитие способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений;
обучение способам адекватного телесного выражения эмоций, чувств, состояний и др.
Сказкотерапия :
интеграции личности детей;
речевого развития;
развития творческих способностей;
расширения сознания;
совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
В последние годы куклотерапия начинает приобретать вес среди многих известных методов, применяемых для предупреждения и преодоления детских страхов. Работа с куклой в психологии творчества позволяет отделить страх и ребенка: это не он боится, а, например, любимый мишка или ослик. В этом случае ребенок выступает в роли храброго защитника своей любимой игрушки. Дополнительное преимущество данного метода заключается в том, что игра с куклами привлекательна для детей дошкольного и младшего школьного возраста сама по себе. Результаты исследования, проводимого крупнейшей американской фирмой-производителем игрушек, показали, что является талисманом у современного человека: у женщин эту роль выполняет, как правило, кукла, а у мужчин – медвежонок. А значит, уже в детстве у ребенка может появиться верный друг и надежный защитник в лице куклы.
В сказкотерапия дошкольников привлекает:
отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;
неопределенность места действия главного героя;
образность языка;
победа добра, психологическая защищенность;
наличие тайны и волшебства.
Метод сказкотерапия состоит из следующих частей:
ритуал «входа» в сказку;
повторение;
расширение;
закрепление;
интеграция;
резюмирование;
ритуал «выхода» из сказки.
Эти методы используется на всех видах непосредственной образовательной организации, в свободной деятельности детей, и индивидуально. Главным принципом достижения эффективности при использовании этих методов является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей. Необходимо учитывать быструю психическую и физическую истощаемость этих детей.
Таким образом, целенаправленное, систематическое использование куклотерапии, сказкотерапии и любых других терапий на непосредственно образовательной организации, в свободной деятельности детей, и индивидуально позволяет значительно расширить круг знаний об окружающем мире, активизировать развитие речи и в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы, укрепляют связь ребёнок – педагог.