Папки-передвижки

«Мандала — путь к себе». Мастер-класс для педагогов-психологов (4 фото)

Антонина Курская
«Мандала — путь к себе». Мастер-класс для педагогов-психологов
▼ Скачать + Заказать документы

Ход мастер-класса

На своем мастер-классе я познакомлю Вас с загадочной и таинственной Мандалой, и расскажу, как можно самим получить такую прекрасную картину.

Это еще одно направление, которое широко используют в практической психологии и в арт - терапии это мандала - терапия.

(Слайд 2) «Что же такое мандала-терапия.

Темочки:

Ответов на этот вопрос достаточно много: «Арт-терапевтическая техника», «Диагностический метод», «Метод аналитической психологии Юнга», «Медитативная техника», «Духовная практика», «Метод саморазвития».

Слово "мандала" имеет древнее происхождение, еще с санскрита оно переводится как "священный круг". Где сам круг - это символ, олицетворяющий модель вселенной, от малого до великого, от схематичного изображения клетки человека до "карта космоса". Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг. Он же открыл и то, что созерцание мандалы, ее рисование или другое воплощение служит совершенствованию душевной жизни человека, ее гармонизации, здоровью. Она отражает центр человеческой души

(Слайд 3) Мандалы несут некий сакральный смысл и люди наделяют их способностью гармонизировать, оберегать и даже исполнять желания.

Мандалы есть во многих культурах и религиозных культах. Особенно много их в восточных культурах. Но, и в христианстве, и в славянской культуре можно встретить мандалы (павлопоссадский платок).Витражные окна готических католических соборов – rose windows – типичные мандалы.

(слайд 4) Во многих древних культурах особенно на Востоке, в культуре индусов, буддистов, мандала считается священной, а ее рисование используют для духовного развития и исцеления тела.

Изначально мандалы рисовали цветным песком, что до сих пор практикуют Тибетские Монахи.

(Слайд 5) сегодня же мандалу рисуют, вышивают, выбивают на ткани и коже, изображают на песке, делают из витражей и вообще применяют почти все виды творчества!

В психологии мандала - это символическое изображение внутреннего мира, наиболее безопасное для нашего восприятия. Круг создает ощущение защищенного пространства, и это ощущение способствует большему раскрытию в момент творчества, позволяя проявиться самому важному и глубинному.

(слайд 7)Для чего рисуют Мандалы?

Мандала, созданная руками человека уникальна и неповторима. Она является продуктом творчества, не только наших рук и сознания, а в первую очередь бессознательного, и создается в определенное время и в определенном месте. Именно по этому, мандала словно зеркало нашей души! Проблемы, радости, тревоги, физическое состояние организма, ресурсы и многое другое — все это находит свое отражение в мандале. В процессе рисования мандалы мы можем ее гармонизировать! Ведь то, что окружает нас – всего лишь отражение того, что внутри, а значит, изменив внутреннее состояние, мы автоматически изменяем то, что нас окружает снаружи. А само рисование в круге красиво и настраивает человека на положительные мысли!

(слайд 8) Существуют ли противопоказания для мандала-терапии?

НЕТ! Это в первую очередь техника, помогающая найти скрытые в человеке возможности изменить то, что не нравиться в жизни или в себе. Она достаточно мягко и аккуратно погружает человека в мир бессознательного, пробуждая в нем ребенка, умение радоваться всему и играть, открывая новые грани творческой стороны человека. Создание персональной мандалы удивительный и захватывающий творческий процесс, этап вспоминания и узнавания себя заново.

Препятствием к этому виду арт-терапии не может быть и отсутствие или наличие художественных навыков. Проверенно на опыте, что большинство людей, несмотря на отсутствие у них опыта предшествующей изобразительной деятельности, достаточно легко создают абстрактные композиции.

Мандалы хороши как для детей, так и для взрослых. Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками психологические возможности мандал возможно применять :

• в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок)

• в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга)

• в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции)

• с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.)

(слайд 9) Кому полезна мандалатерапия? Как она может помочь детям и взрослым?

Мандалатерапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Это очень просто – взять в руки мелки или краски и начать рисовать. Поэтому эта техника может быть использована без ограничений детьми и их родителями. Для детей это дополнительный способ выразит свои эмоции. Ведь часто родители не разрешают своим детям свободно выражать эмоции.

Сегодня я представлю вашему вниманию такой прием арт-терапии как насыпная мандала в групповом формате.

Целями такой работы могут быть:

- снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов;

- работа с групповыми процессами;

- развития коммуникации;

- развитие произвольности и концентрация внимания;

- релаксация;

- творческого потенциала;

- развитие мелкой моторики рук;

- активизации внутренних ресурсов;

- гармонизации внутреннего состояния;

Для работы с использование насыпной мандалы нам потребуются следующие материалы:

- Релаксационная музыка;

- 1-1,20 м по длине стороны.

- Мел или пастельный карандаши

- Песок, (возможно цветной)

- Крупы, крашенная соль, пачка спагетти, семена, косточки, различный бросовый материал в виде обычных или прозрачных разноцветных камешков, ракушек, бусин, бисера, кусочки цветного соленого теста и др. ;

- Влажные салфетки для вытирания рук.

Если работа происходит в групповом формате, то для фона используется ткань размером 1-1,2 метра по длине стороны (квадратной форма). На ткани следует структурировать пространства с помощью линий и концентрической симметрии мелом или пастельным карандашом. Дополнительно для создания секторов или иных элементов мы будем использовать трубочки спагетти. Насыпной материал может быть самый разнообразный и чем больше, тем лучше по выбору. Насыпного материала не должно быть мало и по количеству, т. к. эффект визуального изобилия так же имеет уникальное благотворное воздействие на психику участников. Цвет ткани также имеет значение и носит общий цвето-терапевтический характер. В зависимости от поставленных терапевтических задач, цвет может производить возбуждающий или седативный эффект на участников. Текстура ткани должна быть плотной, чтобы складки не мешали заполнению рисунка.

Участники могут рассмотреть, потрогать сыпучие материалы, задать вопросы.

«После ознакомления с сыпучими материалом я предлагаю вам структурировать наше общее психологическое пространство».

Звучит спокойная музыка (возвышенная, атмосферная). Психолог предлагает расположиться вокруг стола с тканью: «Давайте расположимся вокруг нашей будущей мандалы, возьмемся за руки, закроем глаза. Сосредоточьтесь на своих ощущениях и попробуйте почувствовать себя частью этого круга. Свечи в центре как огонь нашей дружбы и взаимопонимания пусть поможет объединить в творчестве и тепле наших душ то творение, что будет создано нами сегодня. Пусть каждый из вас устремится душой к огоньку в центре и вложит в него самое позитивное, самое чистое, самое сокровенное пожелание, которое только может дать друг своему другу (родитель ребенку/ учитель ученику и т. д.). Символ этого огонька в центре стола будет объединять наши сердца в общей работе, так же как центр в мандале».

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАНДАЛЫ

Далее участникам предлагается совместно заполнить пространство мандалы, так чтобы получился общий рисунок. В этом рисунке может располагать отдельная часть участника или группы участников, но так чтобы граница секторов гармонично сочетались друг с другом.

ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ

После того, как работа завершена и внесены все нюансы в рисунок (по желанию участников) мы переходим к ее художественному описанию. При желании участники могут придумать название своей творческой работе, дать возможность проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и отношения к результату (допускаются корректные наводящие вопросы). Членам группы предлагается сравнить свои ощущения в начале тренинга и в конце. Например, на завершающем этапе в работе с изображением, участникам предлагается расслабиться, сфокусировать взгляд на центре изображения и двигаясь по часовой стрелки от центра к периферии - медленно созерцать элементы изображения, сосредоточившись при этом на своих ощущениях. Данное дополнение позволяет завершить внутренний ресурсный процесс от работы с мандалой. На создателя мандалы будет положительно воздействовать цветовая и графическая композиция его работы, помогая тем самым структурировать внутреннее психологическое пространство, обеспечивая целостность личности.

В конце такой групповой работы проводится ритуал прощания с мандалой, т. к. в отличии от индивидуальной работы групповая работа разбирается. Взявшись за края ткани, участники загадывают желания и просят небесных птиц унести на крыльях в небо их пожелания и мечты. Однако, если есть возможность, законченную работу стоит оставить на видном, доступном для участников месте, чтобы можно было в течении дня или нескольких дней подойти и повзаимодействовать с рисунком (для завершения внутреннего эмоционального резонанса). Затем мандала ссыпается в центр и выносится на корм городским птицам.

С помощь техники мандалатерапии можно решать массу психолого-педагогических и терапевтических задач. Начиная от коррекции групповых процессов в коллективе взрослых (эмоционально-личностный уровень отношений) и заканчивая погружением в мир детства для лучшего понимания чувств и восприятия детей (через ресурсную активацию субличности «внутреннего ребенка» у взрослого, будь то родитель или педагог).

Завершающее упражнение «Спасибо».

Участники встают в круг, и ведущий каждому предлагает мысленно положить в левую руку все то, с чем он пришел сегодня, свой багаж знаний, настроения, мыслей, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Я хочу, чтобы все улыбнулись и поаплодировали себе за прекрасную работу.

ВЫВОД:

Арт-терапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт-терапией дети и взрослые могут открыть и развивать в себе неизвестные ранее таланты. Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для дошкольников, которые не всегда могут выразить свои мысли в словах. Арт-терапия в детском саду она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая. Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.

«Мандала — путь к себе». Мастер-класс для педагогов-психологов
Фото «Мандала — путь к себе»
. Мастер-класс для педагогов-психологов - фото
Фото №1 Ход мастер класса На своем мастер классе я познакомлю Вас с загадочной и таинственной Мандалой и расскажу как можно самим получить такую прекрасную картину

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Арт-техника «Цветок желаний» для педагогов-психологов в работе с дошкольникамиАрт-техника «Цветок желаний» для педагогов-психологов в работе с дошкольниками В современное время в арсенале психолога, который работает с детьми дошкольного возраста, должны быть различные средства для работы. Одним.

Детский мастер-класс по созданию открытки «Новогодняя мандала»Детский мастер-класс по созданию открытки «Новогодняя мандала» Тема: Открытка «Новогодняя мандала» Данный мастер-класс будет интересен для родителей, педагогов начального и дошкольного образования.

Консультация для педагогов-психологов «Метафорические Ассоциативные Карты в работе с дошкольниками»Консультация для педагогов-психологов «Метафорические Ассоциативные Карты в работе с дошкольниками» Метафорические Ассоциативные Карты - это новый современный инструмент для работы психолога, который завоевывает все больше популярности.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах»Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах» 8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мандала — путь к себе». Мастер-класс для педагогов-психологов
Опубликовано: 1 декабря 2024 в 20:09
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Мандала — путь к себе». Мастер-класс для педагогов-психологов» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Курская (УИ 287498) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 января 2025 вторник
08 января 2025 среда
8 января 1851 года, французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД