Оксана Леонидовна Шкляева
Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»
▼ Скачать
Мастер-класс для педагогов
Деловая игра «Чудо, имя которому – детская книга»
Цель: повышение профессионального уровня педагогов, развитие
коммуникативных качеств и умения работать в коллективе, раскрытие
творческого потенциала и стимулирование инициативности.
Материалы и оборудование:
Ход мероприятия.
«Детская книга при всей ее внешней простоватости –
вещь исключительно тонкая и не поверхностная.
лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого
доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка!»
Л. Токмаков
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Сегодня мы с вами окунемся в мир детской книги, чтобы еще раз удивиться
ее уникальности и неповторимости. Попробуем использовать книгу не
только в качестве предмета для чтения, но и в качестве полезного
развлечения.
Итак, начинаем наше путешествие в книгу и начнем, как водится, с начала,
т. е. появления книги на земле.
1 этап. Появление книги.
На заре человечества книг не было вовсе, но уже тогда существовала
тяга человека к передаче информации, которую передавали с помощью
рисунков. Наскальные рисунки древних людей могут рассказать нам о
многом из того, что происходило в их жизни. На стенах они изображали
земледельческие мероприятия, военные ритуалы, богов, жрецов. Одним
словом всё то, из чего состоял и от чего зависел их мир. Из рисунков-знаков
древних людей родилась письменность.
Задание: с помощью знаков «напишите» пиктограмму (рисуночное
письмо) из 4-5 предложений. Затем обменяйтесь полученными рисунками с
соперниками, чтобы они смогли прочитать вашу информацию.
2 этап. Первые буквы.
Понемногу, в течение времени рисунки, которыми писали письма,
изменялись и, наконец, превратились в иероглифы. Каждый иероглиф – это
маленький красивый рисунок, обозначающий целое слово. В Древнем Египте
такие рисунки-письмена вырезали на камнях и устанавливали в храмах и
гробницах, чтобы они дольше сохранились, поэтому и само слово
«иероглиф» в переводе обозначает «священный камень».
любовь счастье дружба
Красивы были иероглифы, но записывать с их помощью новые
появляющиеся слова становилось все труднее. Примерно 3,5 тысячи лет
назад древний народ финикийцы, купцы и мореходы, изобрели первые буквы
и составили из них алфавит, где каждый значок обозначал не целое слово, а
звук.
Первые буквы (буквицы) в начале рассказа или сказки выделялись
размером и цветом, как правило, красным. Поэтому и появилось выражение
Задание: взять в обе руки по фломастеру и одновременно написать «А»
одной рукой и «Б» другой; «Д» одной рукой и «В» другой.
3 этап. Первые книги.
Первые книги делали из разных материалов: глины, папируса, бересты,
пергамента и только потом из бумаги. В каждой домашней библиотеке
найдется самая старая книга, которую бережно хранят и передают из
поколения в поколение.
Организация выставки «Ценный экземпляр семейной библиотеки»
4 этап. Типография.
Создать книгу может любой человек. Предлагаю обратиться к
экземплярам книг-самоделок, которые сделали родители наших дошколят.
Презентация книг-самоделок из «Детской типографии» (демонстрация
домашнего задания родителей и детей «Книги своими руками»).
5 этап. Рифмованные строчки.
Великое множество книг появилось на свете. Каждая из них выполняла
главную функцию – передавала информацию, но среди произведений
возникла особая категория – стихотворения, которые не только сообщали
знания, но и завораживали слушателей своим неповторимым языком –
рифмованными строчками.
Задание: продолжи строчку стихотворения, укажи его автора.
«У меня живет козленок, я сама его пасу. Я козленка
в сад зеленый рано утром отнесу» А. Барто «Козленок»
«Это Оленьке известно: что взяла, клади на место!
Только девочка мала: забывает, где взяла» З. Александрова «Что взяла,
клади на место!»
«Только заинька был паинька: не мяукал и не хрюкал
–под капустою лежал, по-заячьи лопотал и зверюшек неразумных
уговаривал…» К. Чуковский «путаница»
«Прибежала мышка-мать, поглядела на кровать, ищет
глупого мышонка, а мышонка не видать» С. Маршак «Сказка о глупом
мышонке»
«Я захотел устроить бал, ия гостей к себе позвал.
купил муку, купил творог, испек рассыпчатый пирог» Д. Хармс «Оченьочень вкусный пирог»
«Я рубашку сшила Мишке, я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить и конфетку положить» З. Александрова
«Мой мишка»
«Не шумят мои игрушки, тихо в комнате пустой, а по
маминой подушке луч крадется золотой» Е. Благинина «Посидим в
тишине»
«Заболела эта книжка: изорвал ее братишка. Я
больную пожалею: я возьму ее и склею!» Б. Заходер «Переплетчица»
«И вывихнуто плечико у бедного кузнечика; не
прыгает, не скачет он, а горько-горько плачет он» К. Чуковский
«Айболит»
«Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на
ремне, с цифрой пять на медной бляшке, в синей форменной
фуражке?» С. Маршак «Почта»
Конкурс декламации детских стихов среди педагогов
6 этап. Волшебница - сказка.
С раннего детства мы заворожено слушаем увлекательные сказки,
которые нам читают на ночь мамы и бабушки. Становясь взрослыми, мы в
свою очередь приводим в фантастический мир сказочных героев своих детей
и внуков. Незамысловатые и веселые народные сказки учат нас быть
честными, справедливыми, смелыми и с неиссякаемым оптимизмом
встречать каждый день нашей жизни. История появления сказок уходит еще
в древние времена, когда накопленная столетиями народная мудрость
передавалась от поколения к поколению в виде смешных, но поучительных
историй. Магическая сила сказок народов мира не поддается научному
объяснению, но на протяжении многих веков завораживает людей и
заставляет их снова и снова переживать и сочувствовать главным героям.
Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.
Коли есть печка, не нужен диван, щукой
командует в сказке… (не Иван, а Емеля)
Дернуть за веревочку –такой для входа код.
Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)
В Людоедах знает толк, съест, как мышь,
любого… (не Волк, а Кот в сапогах)
Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну…
(не Малыш, а Карлсон)
Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий
дом построен у троих… (не козлят, а поросят)
Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не
Айболит, а Карабас)
Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала
она… (не бегемота, а Лягушки)
Лягушка со стрелою – печальная картина.
Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Иванацаревича)
Из полена Карло вырезал фигурку, существо
ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)
У попа работник родом из крестьян, за щелчки
работать нанялся… (не Иван, а Балда)
Задание: сказка-экспромт «И кому я такая достанусь?» (журнал «Чем
развлечь гостей» № 4 2011, с. 8-9)
Заключение.
В детской книжке сто картинок,
Сто стихов и сто историй,
Сто вопросов и ответов,
Тьма загадок и затей.
Обо всем расскажет книжка,
Мир большой покажет книжка,
Доброму научит книжка
Школьников и малышей.
Там под яркою обложкой
Проживают тетя Кошка,
Храбрый олененок Бэмби,
Бармалей и Айболит.
Злой всегда там проиграет,
Жадный больше потеряет,
А кто друга выручает,
Смело слабых защищает
И в беде не унывает –
Непременно победит!
И пускай придумать сказку
Соберется мудрый взрослый,
Пусть другой почтенный взрослый
Книжку ту решит издать,
А художник вдохновленный
Кисть возьмет свою и краску
И для этой детской книжки
Сказку станет рисовать.
Много новых нужных книжек
Для девчонок и мальчишек
Обязательно напишут,
Нарисуют, издадут –
Интересных, разных, ярких,
О морях и странах жарких.
Эти книжки все ребята обязательно прочтут!