МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»

Оксана Леонидовна Шкляева
Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов

Деловая игра «Чудо, имя которому – детская книга»

Цель: повышение профессионального уровня педагогов, развитие

коммуникативных качеств и умения работать в коллективе, раскрытие

творческого потенциала и стимулирование инициативности.

Материалы и оборудование:

Ход мероприятия.

«Детская книга при всей ее внешней простоватости –

вещь исключительно тонкая и не поверхностная.

лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого

доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка!»

Л. Токмаков

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы“» размещена в разделах

- Сегодня мы с вами окунемся в мир детской книги, чтобы еще раз удивиться

ее уникальности и неповторимости. Попробуем использовать книгу не

только в качестве предмета для чтения, но и в качестве полезного

развлечения.

Итак, начинаем наше путешествие в книгу и начнем, как водится, с начала,

т. е. появления книги на земле.

1 этап. Появление книги.

На заре человечества книг не было вовсе, но уже тогда существовала

тяга человека к передаче информации, которую передавали с помощью

рисунков. Наскальные рисунки древних людей могут рассказать нам о

многом из того, что происходило в их жизни. На стенах они изображали

земледельческие мероприятия, военные ритуалы, богов, жрецов. Одним

словом всё то, из чего состоял и от чего зависел их мир. Из рисунков-знаков

древних людей родилась письменность.

Задание: с помощью знаков «напишите» пиктограмму (рисуночное

письмо) из 4-5 предложений. Затем обменяйтесь полученными рисунками с

соперниками, чтобы они смогли прочитать вашу информацию.

2 этап. Первые буквы.

Понемногу, в течение времени рисунки, которыми писали письма,

изменялись и, наконец, превратились в иероглифы. Каждый иероглиф – это

маленький красивый рисунок, обозначающий целое слово. В Древнем Египте

такие рисунки-письмена вырезали на камнях и устанавливали в храмах и

гробницах, чтобы они дольше сохранились, поэтому и само слово

«иероглиф» в переводе обозначает «священный камень».

любовь счастье дружба

Красивы были иероглифы, но записывать с их помощью новые

появляющиеся слова становилось все труднее. Примерно 3,5 тысячи лет

назад древний народ финикийцы, купцы и мореходы, изобрели первые буквы

и составили из них алфавит, где каждый значок обозначал не целое слово, а

звук.

Первые буквы (буквицы) в начале рассказа или сказки выделялись

размером и цветом, как правило, красным. Поэтому и появилось выражение

«писать с красной строки».

Задание: взять в обе руки по фломастеру и одновременно написать «А»

одной рукой и «Б» другой; «Д» одной рукой и «В» другой.

3 этап. Первые книги.

Первые книги делали из разных материалов: глины, папируса, бересты,

пергамента и только потом из бумаги. В каждой домашней библиотеке

найдется самая старая книга, которую бережно хранят и передают из

поколения в поколение.

Организация выставки «Ценный экземпляр семейной библиотеки»

4 этап. Типография.

Создать книгу может любой человек. Предлагаю обратиться к

экземплярам книг-самоделок, которые сделали родители наших дошколят.

Презентация книг-самоделок из «Детской типографии» (демонстрация

домашнего задания родителей и детей «Книги своими руками»).

5 этап. Рифмованные строчки.

Великое множество книг появилось на свете. Каждая из них выполняла

главную функцию – передавала информацию, но среди произведений

возникла особая категория – стихотворения, которые не только сообщали

знания, но и завораживали слушателей своим неповторимым языком –

рифмованными строчками.

Задание: продолжи строчку стихотворения, укажи его автора.

«У меня живет козленок, я сама его пасу. Я козленка

в сад зеленый рано утром отнесу» А. Барто «Козленок»

«Это Оленьке известно: что взяла, клади на место!

Только девочка мала: забывает, где взяла» З. Александрова «Что взяла,

клади на место!»

«Только заинька был паинька: не мяукал и не хрюкал

–под капустою лежал, по-заячьи лопотал и зверюшек неразумных

уговаривал…» К. Чуковский «путаница»

«Прибежала мышка-мать, поглядела на кровать, ищет

глупого мышонка, а мышонка не видать» С. Маршак «Сказка о глупом

мышонке»

«Я захотел устроить бал, ия гостей к себе позвал.

купил муку, купил творог, испек рассыпчатый пирог» Д. Хармс «Оченьочень вкусный пирог»

«Я рубашку сшила Мишке, я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить и конфетку положить» З. Александрова

«Мой мишка»

«Не шумят мои игрушки, тихо в комнате пустой, а по

маминой подушке луч крадется золотой» Е. Благинина «Посидим в

тишине»

«Заболела эта книжка: изорвал ее братишка. Я

больную пожалею: я возьму ее и склею!» Б. Заходер «Переплетчица»

«И вывихнуто плечико у бедного кузнечика; не

прыгает, не скачет он, а горько-горько плачет он» К. Чуковский

«Айболит»

«Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на

ремне, с цифрой пять на медной бляшке, в синей форменной

фуражке?» С. Маршак «Почта»

Конкурс декламации детских стихов среди педагогов

6 этап. Волшебница - сказка.

С раннего детства мы заворожено слушаем увлекательные сказки,

которые нам читают на ночь мамы и бабушки. Становясь взрослыми, мы в

свою очередь приводим в фантастический мир сказочных героев своих детей

и внуков. Незамысловатые и веселые народные сказки учат нас быть

честными, справедливыми, смелыми и с неиссякаемым оптимизмом

встречать каждый день нашей жизни. История появления сказок уходит еще

в древние времена, когда накопленная столетиями народная мудрость

передавалась от поколения к поколению в виде смешных, но поучительных

историй. Магическая сила сказок народов мира не поддается научному

объяснению, но на протяжении многих веков завораживает людей и

заставляет их снова и снова переживать и сочувствовать главным героям.

Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.

Коли есть печка, не нужен диван, щукой

командует в сказке… (не Иван, а Емеля)

Дернуть за веревочку –такой для входа код.

Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)

В Людоедах знает толк, съест, как мышь,

любого… (не Волк, а Кот в сапогах)

Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну…

(не Малыш, а Карлсон)

Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий

дом построен у троих… (не козлят, а поросят)

Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не

Айболит, а Карабас)

Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала

она… (не бегемота, а Лягушки)

Лягушка со стрелою – печальная картина.

Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Иванацаревича)

Из полена Карло вырезал фигурку, существо

ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)

У попа работник родом из крестьян, за щелчки

работать нанялся… (не Иван, а Балда)

Задание: сказка-экспромт «И кому я такая достанусь?» (журнал «Чем

развлечь гостей» № 4 2011, с. 8-9)

Заключение.

В детской книжке сто картинок,

Сто стихов и сто историй,

Сто вопросов и ответов,

Тьма загадок и затей.

Обо всем расскажет книжка,

Мир большой покажет книжка,

Доброму научит книжка

Школьников и малышей.

Там под яркою обложкой

Проживают тетя Кошка,

Храбрый олененок Бэмби,

Бармалей и Айболит.

Злой всегда там проиграет,

Жадный больше потеряет,

А кто друга выручает,

Смело слабых защищает

И в беде не унывает –

Непременно победит!

И пускай придумать сказку

Соберется мудрый взрослый,

Пусть другой почтенный взрослый

Книжку ту решит издать,

А художник вдохновленный

Кисть возьмет свою и краску

И для этой детской книжки

Сказку станет рисовать.

Много новых нужных книжек

Для девчонок и мальчишек

Обязательно напишут,

Нарисуют, издадут –

Интересных, разных, ярких,

О морях и странах жарких.

Эти книжки все ребята обязательно прочтут!

Публикации по теме:

Конспект НОД по чтению художественной литературы «В. Сутеев «Под грибом»Конспект НОД по чтению художественной литературы «В. Сутеев «Под грибом» Цель: Ознакомление детей со сказкой В. Сутеева "Под грибом". Задачи: ОБУЧАЮЩИЕ: Учить детей понимать смысл сказки, выявлять заключенную.

Конспект НОД по чтению художественной литературы «Заучивание стихотворения Ю. Тувим «Овощи»Конспект НОД по чтению художественной литературы «Заучивание стихотворения Ю. Тувим «Овощи» Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением "Овощи".(видео,аудиозапись) Вот как много овощей принесла хозяйка с.

Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька»Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька» Конспект ООД по чтению художественной литературы. Тема: Чтение потешки «Кисонька-мурысонька». (Вторая младшая группа). Цель: помочь детям.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в группе раннего возраста «Репка». Знакомство с теневым театромКонспект занятия по чтению художественной литературы в группе раннего возраста «Репка». Знакомство с теневым театром Цель: Выработать умение слушать и смотреть сказку до конца. Задачи: Обучающие: Учить детей узнавать и называть сказку. Учить понимать содержание.

Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению»Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению» Все реже можно увидеть детей дошкольного возраста с книгой в руках. Ребята предпочитают игры и просмотр мультипликационных фильмов в сети.

Консультация «Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними.

НОД по чтению художественной литературы «И. Бунин «Первый снег» в средней группе для детей с ОВЗНОД по чтению художественной литературы «И. Бунин «Первый снег» в средней группе для детей с ОВЗ Тема: Чтение и обсуждение стихотворения И. Бунина «Первый снег». Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»
Опубликовано: 22 июля 2024 в 08:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Леонидовна Шкляева (УИ 3451802) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД