Марина Култаева
Мастер-класс для педагогов «Правила дорожные всем знать положено»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : повышение активности воспитателей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством игровой деятельности.
Задачи:
- закреплять знания педагогов по ПДД;
- познакомить с разнообразными видами игр по ПДД;
- развивать творческую активность, смекалку, изобретательность педагогов; - поддерживать интерес к изучению правил дорожного движения.
Вступление:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. ИЗО, поделки, рисование
- ПДД. Правила дорожного движения
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на моём мастер-классе по правилам дорожного движения. В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Основными причинами травматизма считается переход проезжей части в неустановленном месте перед близко идущим транспортным средством. Можно ли изменить ситуацию? Считаю что можно, если начать изучать правила дорожного движения с самого раннего детства. В детстве человек получает основную базу знаний. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – это наша с вами задача. Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Что же такое привычка? Привычка-это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте. Забота о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным и систематическим практическим повторением. У детей младшего дошкольного возраста нет страха, отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их любознательность, желание открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах, и дороге. Поэтому уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к ПДД, которые должны стать нормой проведения каждого культурного человека. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду. Игра занимает ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Ни к какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, как к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры. Сейчас я вам предлагаю отправиться в путешествие по разным видам игр по формированию у детей правил дорожного движения. Представим, что вы пассажиры, а я буду водитель. Отправляемся в путь (звучит веселая музыка).
1остановка «Интеллектуальная» Я буду задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать.
Вопросы:
• Как называется устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов и оборудования, установленного на нем?
(транспортное средство)
• Как называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве? (пассажир)
• Как идти по улице, если нет тротуара? (по левой стороне, по обочине навстречу движению транспорта)
• Как называется знак, который предупреждает водителей о непредсказуемых пешеходах? («дети»)
• Каким машинам разрешено ехать на красный свет? («Пожарная», «Скорая помощь», «Аварийная газовая служба»)
• Какие транспортные средства считаются средствами городского общего пользования? (автобус, маршрутное такси)
• Как называется лицо, находящиеся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу? (пешеход)
• Что помогает пешеходам и водителям правильно, быстро и безопасно двигаться? (правила безопасного движения – знаки, разметка на дороге, сигналы)
• Какой дорожный знак призывает к вежливости? (знак приоритета «уступи дорогу»)
• В каких местах можно переходить улицу? (на перекрестках, где есть указатель «переход», по дорожкам с поперечными белыми полосками)
Для вас, педагоги, я использовала вопросы по сложнее, но подобные задания с детьми помогают уточнить и закрепить их знания о правилах дорожного движения.
2 остановка «Народная мудрость»
Перед вами зашифрованные пословицы в картинках. Вам нужно будет их расшифровать и зачитать.
«Тише едешь, дальше будешь».
«Век живи — век учись»
Подобное задание с детьми развивает логическое мышление, речь, а также знакомит с народной мудростью.
А еще есть пословицы: «Семь раз погляди, а потом иди», «Опасностей много, а жизнь одна», «На дороге шутить - себе навредить»
С этим заданием вы тоже справились. Молодцы!
3 остановка: «Черный ящик».
В черном ящике предмет, относящийся к ПДД, ваша задача описать предмет так, чтобы его смогли угадать.
1 – фуражка инспектора.
2 – жезл.
Данная игра помогает развивать словарный запас детей.
4 остановка: «Сюжетно – ролевая игра».
Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Это игры «во что-то», «в кого-то», они «зеркало общества». Разыгрывая различные ситуации, дети поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они выполняют. В ходе ролевых игр закрепляются знания детей о правилах дорожного движения.
Я предлагаю поиграть вам в игру «Мы правильно переходим дорогу».
Вот у нас пешеходный переход. Вы знаете, что он может быть регулируемый и не регулируемый. У нас регулируемый светофором (в игре с детьми можно рассказать о профессии регулировщика и пешеходный переход может регулировать ребенок – регулировщик). Мы сейчас пешеходы. Расскажите как вы будете переходить дорогу и покажите (участники мастер-класса выполняют). Все в общих чертах верно, но алгоритм перехода проезжей части должен выработан четко у ребенка «близко к краю дороги не подходим, обязательно останавливаемся и дожидаемся зеленый сигнал светофора. Нужно посмотреть налево, затем направо, снова посмотреть налево; убедиться, что все машины остановились. Прослушать внимательно не звучат ли сирены спецтранспорта (скорая, полиция, МЧС, пожарная машина и т. п. могут проезжать на любой сигнал светофора, только потом можно переходить дорогу строго по «зебре», придерживаясь правой стороны». Эта игра помогает запомнить детям, как правильно нужно переходить дорогу. В дальнейшем можно практиковаться как правильно брать ребёнка за руку и переводить через дорогу (сюжет «Мама переведи меня через дорогу») После таких игр малыш и сам научит своих родных как правильно переходить дорогу.
Можно предложить детям игру «Мы едем в автобусе», где будут закрепляться правила поведения в автобусе, а также на остановке. Отправляемся дальше в путь. Следующая 5 остановка «Подвижная игра»
Что это за вид игр вы все знаете. Существует много подвижных игр по ПДД. Ну, например: «Светофор», «К своим знакам беги!», «Цветные автомобили» и многие другие. Я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Тише едешь – дальше будешь. Стоп!» Игровые правила таковы : когда ведущий произносит слова «тише едешь – дальше будешь» - игроки стараются как можно быстрее дойти до ведущего. А когда ведущий произносит слово «стоп!», то все игроки быстро останавливаются. Эта игра помогает детям в дальнейшем быть готовыми к любой ситуации на дороге и быстро с ориентироваться; развивает внимание, быстроту реакции.
Едем дальше. Следующая 6 остановка «Игры по правилам» 1. Настольно – печатная игра. Это развивающие игры по правилам, например: «Мы едем, едем, едем», «Перекрёсток», «Правила дорожного движения» (из серии «Веселые магнитики») Эти игры развивают мелкую моторику, логику, память, внимание, развивают речь. 2. Следующие игры по правилам это дидактические игры. В них развивается познавательная активность детей, они требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать: «Найди нарушителя», «Подбери нужный знак», разрезные картинки «Дорожный знак». Я предлагаю поиграть вам в игру «Спецмашинки». В этой игре малышей мы знакомим с внешним видом спецтранспорта, его основными частями. У старших дошкольников расширяем знания о ПДД, знакомим с грузовым строительным спецтранспортом, его спецификой. А следующая игра «Говорящие знаки», но теперь вы будете не пассажиры, а водители. Вашему вниманию представлены дорожные знаки, ваши действия при виде того или иного дорожного знака. «Пешеходный переход»- сбавлю скорость, остановлюсь и пропущу пешеходов. «Лежачий полицейский»- приторможу и поеду дальше. «Внимание, дети!»- сбавлю скорость, но продолжу движение. «Дорожные работы»- сбавлю скорость и объеду это место. «Медицинский пункт»- если нужна мед. помощь, можно заехать. «Автобусная остановка»- нужно притормозить, могут стоять люди или выходить из автобуса.
Уважаемые коллеги!
Подошло к концу время нашего общения. Мы закрепили наши знания по ПДД с помощью весёлой, занимательной игры. Все эти игры можно проводить не только с детьми, но и с их родителями.
Друзья, вокруг столько возможностей, узнать Правила дорожного движения интересно, и познавательно. Если мы умело будем пользоваться своими знаниями.
- Я надеюсь, что станем надежными учителями в воспитании культурных пешеходов-дошкольников.
Соблюдайте правила движения и помните : Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости.
Рефлексия:
Уважаемые коллеги! У Вас на столах лежат карточки: красная, зеленая, желтая.
Если было все понятно и интересно - поднимите зеленую карточку
Если понятно, но не очень интересно – поднимите желтую карточку
Если не понятно и не интересно – поднимите красную карточку