оксана
Мастер-класс для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»
▼ Скачать +Заказ
Цель:
Заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.
Задачи:
1. Ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста.
2. Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.
3. Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
4. С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
Практическая значимость:
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Ожидаемый результат: Повысить уровень педагогического опыта по экспериментированию.
Материалы для игр – экспериментов: презентация
Ход мастера - класса :
- Я рада видеть вас в этом зале. Мне хочется с каждым из вас поздороваться. Я буду говорить слова приветствия, если они относятся к вам, вы похлопаете.
Добрый день всем членам жюри!
Добрый день всем участникам конкурса!
Добрый день всем гостям!
Добрый день всем, кто пришел сюда с хорошим настроением!
Добрый день всем тем, кто пришел поддержать участников конкурса!
Добрый день всем, кто находится в этом зале!
Воспитатель: Мой мастер - класс посвящен теме: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей» и нашу встречу мне хочется начать с таких слов:
Любознательные дети,
Все желают знать на свете!
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться
А учиться и учиться.
- Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать, находить правильные ответы на вопросы.
- А вам дети часто задают вопросы?
- Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов? (ответы педагогов).
- Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу?
-Давайте задумаемся, может какие – то из них можно было проверить опытным путем?
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Ребенок очень любознателен по своей природе, он уже рождается исследователем. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит; они разбирают игрушки, только что купленные родителями, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п.
Подвижный и активный ребенок задает огромное количество вопросов, на которые, мы взрослые,не всегда можем ответить так, чтобы ребенок понял. Для этого и существует детское экспериментирование. Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, которые не требуют специального оборудования и дорогих материалов как в детском саду, так и в домашних условиях.
И сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по радужной стране, где узнаем некоторые секреты радуги, так как это великолепное красочное явление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.
- Сколько цветов у радуги – 7, и я приглашаю 6 участников отправиться со мной в радужную страну.
- Я предлагаю вам выбрать ленту любого цвета и дополнить радугой эту замечательную картину природы. (Собираем радугу)
- Очень красивая картина у нас получилась. Издавна считается, если увидишь радугу, то нужно загадать желание, которое обязательно сбудется. Загадывайте свои желания, уважаемые гости.
- Радуга, скажи, Какая сила
Все твои цвета Соединила?
- Это дружба, - Радуга в ответ. -
Крепкой дружбой Радуга богата,
Ясный излучающая свет.
- С таким дружным настроением мы отправляемся в путешествие!
ЗВУЧИТ ТИХАЯ МУЗЫКА ПРИРОДЫ, идем по кругу
- Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать?
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
И в солнце, и в дождь,
И в любую погоду
Мы с вами идем на природу.
- Какой свежий воздух после дождя. Давайте с вами глубоко вдохнем его, расправим плечи, почувствуем прилив бодрости и свежести.
-Вот мы пришли на нашу полянку, сейчас мы увидим радугу.
Что-то радуги нет! Что же делать?
Неужели мы так и не увидим это замечательное явление.
Ну не расстраивайтесь, - мы с вами можем сделать свою радугу.
-Давайте посмотрим, что же для нас приготовили
А как вы думаете, мы сможем сами создать радугу из тех предметов, которые лежат здесь. (мыльные пузыри, зеркало) (дать возможность рассмотреть и предположить).
• Опыт № 1 «Мыльные пузыри»
Как вы думаете, можно в мыльных пузырях увидеть радугу? Давайте проверим.
(педагог предлагает взять и надуть мыльный пузырь)
Посмотрите на пузырь внимательно. Что вы видите на нем? (радугу).
Почему мы видим радугу на стенках пузырька?
У кого есть, какие предположения? Ответы.
Объяснение: сама стенка пузыря имеет три слоя – сверху и снизу слои из молекул мыла, а между ними – слой воды.
Когда на нее попадает свет, луч начинает преломляться. Проходит солнечный луч сквозь мыльную пленку – и разбивается на семь цветов радуги, от красного до фиолетового. Так на пузыре появляется маленькая радуга.
Опыт № 2 «Волшебное зеркало»
Опыт: В ёмкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появиться радуга.
Почему радуга появилась не на воде, не на зеркале, а на бумаге?
У кого есть, какие предположения? Ответы.
Объяснение: Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части — в виде радуги
- А сейчас нам предстоит подняться на высокую гору и подружиться с радужным вулканом.
• Опыт № 3 «Радужный вулкан»
Инвентарь: 7 пластиковых стаканов по 0,5 л с водой разного цвета в том порядке, как они идут в радуге ; любое моющее средство для посуды; пищевая сода; лимонная кислота; столовая ложка для размешивания; мерные стаканчики.
Ход опыта:
В каждый из стаканов добавляется по 4-5 столовых ложки моющего средства для посуды, по 1 столовой ложке соды. И теперь настало время для тщательного размешивания. Мешать полученную массу нужно быстро и интенсивно. И одновременно вливаем во все стаканчики по 3 ст. ложки лимонной кислоты. Моментально происходит реакция и из стаканчиков хлынет яркая и лёгкая цветная пена
- Что вы наблюдаете, что происходит? Почему так происходит?
- Увидели мы радугу? С помощью этого эксперименты мы не только повторили все цвета радуги, но и доставили радость.
- Замечательно, когда в душе поют все цвета радуги!
- Такими несложными и простыми экспериментами мы объяснили детям просто о сложном природном явлении – радуга. Пробуйте, пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!
- Благодарю за внимание.