Надежда Раданцева
Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер – класса : представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельность
Узнать как можно больше о соли и ёё свойствах. И доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.
Задачи:
– повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Экспериментирование одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2019
– представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
– сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Актуальность
Детство – это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Известно, что ознакомление с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Это отражает всю сущность окружающего мира.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира.
Главное достоинство метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :
– дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания;
– идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
– развивается речь у ребенка, т. к. дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
– происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
– формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
– развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Ребенок приобретает способность осуществлять экспериментирование, т. е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности : видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Основная задача педагога поддержать и развить в ребенке интерес к экспериментированию, создавать необходимые для этого условия.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Для плодотворной работы я вам предлагаю разделиться на группы.
Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
Тема мастер-класса “ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
А сейчас я приглашаю вас в сказку. Сказка называется, а как она называется вы мне подскажете, отгадав загадку:
Вы знаете девушку эту.
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг — только грязь и зола.
А звали красавицу (Золушка.).
Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка».
В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправлялись на королевский бал, оставляя Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовили для нее задания. Мачеха приказала Золушке, «Быстро отделить зёрна фасоли от гречихи», оживить засохшие цветы. Опечалилась Золушка, услышав такое задание, но я думаю, что мы с вами сможем ей помочь?
Давайте поможем золушке быстро отделить зерна фасоли от гречихи.
1 опыт
Задание «Быстро отделить зёрна фасоли от гречихи»
Нам понадобятся: прозрачные емкости с крышкой, зёрна фасоли,
гречихи.
Нужно осторожно, но энергично, потрясти банку с крупой, вот так…посмотрите
- более крупные зёрна фасоли оказались сверху, а гречиха провалилась вниз.
Из этого эксперимента сделаем вывод, чем меньше крупа, тем
быстрее она опускается на дно, а крупные зёрна – остаются на
поверхности.
А как же нам помочь золушке оживить засохшие цветы?
2опыт
Задание второе: «Оживить засохшие цветы».
У вас на столах лежат шаблоны цветов. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. (Показ сопровождаю пояснением).
А теперь аккуратно поместите разноцветные цветы на поверхность воды налитую в емкости на ваших столах завернутыми лепестками вверх.
Что мы видим?
Посмотрите, какое чудо! Буквально на наших глазах лепестки цветов начинают распускаться. Почему?
Какой мы можем сделать вывод? Это происходит потому, что бумага намокает, постепенно становится тяжелее и лепестки раскрываются.
Вывод: Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.