Данькова Ирина
Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие котенка Гав или мир вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №9 комбинированного вида»
Мастер – класс для педагогов по
опытно-экспериментальной деятельности
«Путешествие котенка Гав или мир вокруг нас»
Подготовила и провела:
воспитатель
Данькова И. В.
2021г.
Темочки:
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.
Задачи:
• Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.
• Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.
• Повысить уровень мастерства педагогов.
• Создание положительного эмоционального климата у педагогов.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами.
Мы с вами знаем, как важно развить интерес дошкольников к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному поиску чего то нового. Одной из форм и методов обучения, которые будут способствовать эффективному развитию устойчивого познавательного интереса является опытно-экспериментальная деятельность. Как нам известно дети любят всё таинственное, загадочное и необычное. И именно опыты и эксперименты вызывают у ребят любопытство и интерес к познавательной деятельности.
Что же такое эксперимент?
Слово "эксперимент" в переводе греческого означает "проба, опыт".
Опытно – экспериментальная деятельность положительно влияет на развитие. Она способствуют развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; расширению кругозора.
Всем известно, что дети очень любят слушать сказки, и поэтому я часто детям показываю опыты через сказку. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать новую информацию в близкой для них форме.
Сегодня я предлагаю вам ознакомиться с некоторыми опытами через сказку «Путешествие котенка Гав, или мир вокруг нас».
Скажите, пожалуйста, где по вашему мнению эффективнее всего проводить опыты и эксперименты?
Я предлагаю вам отправиться в лабораторию. Но сначала вспомним правила поведения в лаборатории (карточки с правилами).
Мы вспомнили правила, а теперь давайте пройдем в лабораторию.
(Одевают спецодежду и перчатки).
И так, наша сказка начинается…
Жил был котенок по имени Гав. Это был очень любопытный котенок. Однажды, Гав услышал разговор птиц о том, что они видели. Ему стало интересно, а что же творится вокруг его дома, ведь он ещё никогда нигде не был. И Гав отправился в путешествие по родному краю в поисках приключений.
Выйдя за забор, он увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и котенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Давайте и мы с вами посмотрим, как распускаются кувшинки.
Опыт № 1 «Волшебные цветы»
На столах у Вас лежат заготовки кувшинок, при помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на Ваших глазах лепестки цветов распускаются. Почему это происходит?
Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Путь нашего путешественника лежал через пруд. Но как же котенку перебраться через пруд? Ему необходима лодочка. Из чего же можно сделать лодку? Я вам предлагаю проверить. сможет ли котенок переправиться через пруд с помощью обычного мандарина. А это мы поймем после следующего опыта.
Опыт №2 «Тонет – не тонет» Опыт с мандаринами.
Нам понадобятся:
2 стакана 2 мандарина (с кожурой и без)
Кожура плавает! Она-то и помогает мандарину держаться на плаву, создавая воздушную прослойку.
Можно переправить котенка Гав на лодочке - кожуре.
Пока маленький путешественник переплывал пруд набежали черные тучи и пошел дождь. Гав спрятался под дерево. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Котенок решил идти дальше. Но вдруг он увидел радугу. Его изумлению не было предела.
А сейчас я предлагаю вам испытать такие же чувства и увидеть радугу в стакане.
Опыт № 3 «Радуга в стакане»
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.
В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
Наш котенок путешествовал дальше, на его пути оказался овраг - через который ему надо было перейти. Как же помочь нашему котенку? Нужно построить для него мостик. Я предлагаю вам помочь котенку построить мостик.
Для этого вам нужно разделиться на две команды. У вас на столах есть подручные материалы: бумага, скотч, клей и, конечно же ров. Вам нужно построить мост для котенка и графически зафиксировать схему опыта
Участники мастер класса ищут решение поставленной задачи путем опытно- экспериментальной деятельности.
Пока мы с вами помогали нашему маленькому путешественнику преодолевать трудности, стало смеркаться, и котенку пришла пора возвращаться домой. А дома он рассказал всем жителям своего двора о чудесах окружающего мира.
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами познакомились с одной из форм работы с опытами через сказку. Я надеюсь, что эта информация была для вас полезной. Вы наглядно убедились, что все это очень просто, все это вы можете повторить вместе с детьми. И для этого не требуется больших усилий, только желание и немного фантазии. Сегодня мы наглядно доказали, что китайская пословица «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» правдива.
Уважаемые коллеги, обратите внимание, у вас на столах лежат листочки с изображением чемодана, мясорубки и мусорной корзины. Возьмите пожалуйста фломастер и поставьте сердечко возле того символа, который вы считаете нужным для себя. Чемоданчик означает, что тот опыт, который вы сегодня получили, он вам полезен и вы готовы будете его применять в дальнейшем.
Мясорубка означает то, что вы готовы принять опыт, который получили, но вам необходимо его переработать под себя.
И третье - мусорное ведро означает, что наша сегодняшняя встреча ничего не дала. Поставьте, пожалуйста, свои сердечки.
Спасибо, уважаемые коллеги! Мне было очень приятно с вами работать. Нужно не бояться и пробовать, искать ответы и двигаться дальше! Всё в наших руках! Всем творческих успехов! Спасибо за внимание!