Оксана Концеренко
Мастер-класс для педагогов.
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов на тему «Психогимнастика в дошкольном учреждении как эффективный метод коррекции и развития детей дошкольного возраста».
Цель: Знакомство с психопрофилактикой и коррекцией нарушений поведения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть специфику профилактики нарушений поведения в детском возрасте; обучить навыкам контроля негативных эмоций, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
Публикация «Мастер-класс для педагогов,» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2. Проиграть с педагогами элементы психогимнастики, направленные на позитивные способы выражения гнева, коррекцию и профилактику нарушения поведения дошкольников.
3. Формировать способность к доверию, сочувствию, сопереживанию.
Ход мастер-класса.
Я работаю воспитателем в разновозрастной группе комбинированного вида. На практике я встретились действительно с трудностями - это гиперактивность, агрессия, повышенная тревожность, дети с нарушением поведения.
Поначалу мне было нелегко. Я стала искать пути решения. Перечитала достаточное количество литературы, пересмотрела большой объм интернет-ресурсов; презентаций и пришла к выводу: психогимнастика именно та самая технология, которая выступит в роли главного помощника современного воспитателя; способом решения подобных проблем. Причм, способом грамотным и эффективным. Ведь, если обратиться к ФГОС дошкольного образования, то к его целевому ориентиру относится одна из социально-нормативных характеристик возможных достижений ребнка: ребнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены (4.6. ФГОС ДО).
Она может использоваться воспитателями в повседневной работе с детьми; не требует специальной подготовки и атрибутов. Элементы психогимнастики в ДОУ применяются при проведении ООД (помогают создать положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость и снять усталость,
Психогимнастика - это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов.
Основная цель – научить ребнка справляться с жизненными трудностями. Ребнок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе занятий психогимнастикой дети изучают различные эмоции, возможность ими управлять.
Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. Поэтому, каждый день я провожу ритуалы или утренний круг, игры на сплочение. Ребёнок бывает с утра чем-то расстроен или не выспался. В таких случаях мне помогают утренние ритуалы. Утром мы с детьми встаем в круг и начинаем утреннее приветствие. Например, такое:
Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед,
здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед,
здравствуй друг (дать правую руку соседу справа,
здравствуй друг (дать левую руку соседу слева)
здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе)
мы стоим рука в руке,
вместе мы большая лента,
можем маленькими быть (приседаем)
можем мы большими быть (вырастаем на носочках)
но один никто не будет (соединяемся в середине).
Мы желаем детям хорошего дня, чтобы они были сегодня внимательны и
добры к друг другу.
Или самое простое: сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
В результате, дети доброжелательно настроены друг к другу и заряжены положительными эмоциями.
Наша задача: задержать отрицательную эмоцию до момента ее поступления, не давая возможности ей развиться. Что я делаю в таких случаях:
Упражнение «Драка».
Цель: расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук, а также снятие эмоционального напряжения и выражение агрессии.
Помогите ребенку представить такую ситуацию. Они с другом поссорились. Он страшно разозлился. Сейчас ему очень хочется задать другу хорошую трепку. Поэтому его кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть ребенок изобразит это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. (Это напряжение должен почувствовать ваш ребенок, сильно сжав зубы)
От волнения перед дракой ребенок даже дыхание затаил (попросите его в этом состоянии задержать дыхание на несколько секунд). И тут посмотрел мальчик (девочка) на своего друга и вспомнил, как тот его однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Выдохнул ребенок и расслабился (пусть ваш ребенок сделает то же самое). Вот теперь все вопросы можно решать спокойно.
Игра «Давай поругаемся!»
Цель: Игра направлена на снятие психоэмоционального напряжения.
Помогает трансформировать негативные эмоции в конструктивное взаимодействие. Также способствует развитию творческого мышления и расширению словаря ребенка.
Предлагаю ребенку «поругаться», при этом обзывать друг друга можно только овощами и фруктами. Потом предлагаю «хвалить» друг друга, называя разными цветами.
Но если приступ агрессии всё-таки случился, мне помогает одеяло. Нужно набросить его на ребёнка и обнять. В таком состоянии ребёнок не может себя контролировать, машет руками и ногами. Если он будет в одеяле, то Вы себя обезопасите. А ещё лучше при этом считать до десяти и глубоко дышать. Этот метод применяют в работе с детьми с РАС.
Игра «Доброе животное».
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперёд, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперёд. Выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т. д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе».
Игра «Моем машину». Группа выстраивается в 2 шеренги, лицом друг к другу. Один ребенок в начале шеренги — «машина», второй в конце – «сушилка».
«Машина» проходит между шеренгами, все ее моют:
поглаживают, потирают и т. д., делая это бережно и аккуратно. «Сушилка»
должна ее высушить – обнять. Потом «сушилка» становится в шеренгу, прошедший мойку становится «сушилкой», и с начала шеренги идет следующая «машина».
В результате целенаправленной и систематической работы с детьми средствами психогимнастики, я добилась положительных результатов в работе. А именно:
- проявление позитивных эмоциональных реакций, радости, интереса при проведении;
-актуализация у ребенка новых форм переживаний;
-формирование адекватного отношения к самому себе и другим;
-развитие самосознания, уверенности в себе;
-развитие произвольного контроля;
-укрепление саморегуляции поступков.
Таким образом, при проведении игр, направленных на развитие эмоционально - волевой сферы у детей улучшается общий эмоциональный фон. Дети общаются между собой, чаще ребенок идет на контакт с педагогом, формируются отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.