Оксана Дербилова
Мастер-класс для педагогов по правополушарному рисованию
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Включение творческого правополушарного режима работы мозга через технику экспресс-рисования и закрепление приёмов, позволяющих осознанно включать и длительно удерживать состояние вдохновения.
Задачи:
--- улучшить зрительно-двигательную координацию путем развития умения писать кистью, пользуясь разными приё мами: широкими и плавными мазками, концом кисти, методом «тычка».
Публикация «Мастер-класс для педагогов по правополушарному рисованию» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Правополушарное рисование
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
--- развивать эмоциональную отзывчивость и мотивацию к изобразительной деятельности путем применения арт-терапии.
эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;
практические – упражнения, игра
словесные – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация,
вопросы, объяснение, пояснение.
Все методы используются в комплексе.
Материалы и оборудование:
Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, краски, кисти, палитра, салфетки, листы бумаги (формата А3).
Для коллег:
раздаточный материал (на каждого) : гуашь, кисти, две емкости для воды (большая для рисования и маленькие для рефлексии, салфетки, палитра для смешивания красок, листы бумаги (формата А3, закрепленные по периметру малярным скотчем к основе, салфетки бумажные.
Методика правополушарного рисования
Методика правополушарного рисования, разработанная американским преподавателем рисования Б. Эдвардс и основанная на исследовании мозга Нобелевского лауреата Р. Сперри, помогает разбудить художника в душе любого ребенка и взрослого, возродить уверенность в своих возможностях и окунуться в мир красок.
Это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барьеры, сковывающие индивидуальность и творческие возможности личности. Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. Такое рисование позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, помогает раскрыть творческий потенциал ребенка.
Целью упражнений правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Огромным плюсом от занятий правополушарным рисованием является возможность отвлечь детей от компьютера и телевизора. Современные дети настолько приобрели зависимость от этих технических средств, что это вызывает беспокойство родителей. Занятия творчеством - процесс очень увлекательный и может вызывать мотивацию в любом возрасте.
Самое главное в правополушарном рисовании – довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают. Отключение логики и рациональной оценки является основой такого интуитивного творчества. Техника правополушарного рисования включает в себя набор различных упражнений, которые на первый взгляд, кажутся очень необычными. Именно оригинальность и непонятность этих упражнений помогает отключать логику. В правополушарном рисовании используется множество разных, странных приемов, работает то правая, то левая рука, прописываются буквы в зеркальном отображении и много чего, что кажется на первый взгляд полной ерундой, но, тем не менее, все это позволяет раскрыть детям мир волшебного полета фантазии.
Педагоги сидят за столами на своих местах.
Педагог : Здравствуйте. Сегодня я хочу пригласить вас на очень интересное и необычное занятие. На ваших столах есть разноцветные краски. Вы каждый выберите, пожалуйста, такой цвет, который похож на ваше сегодняшнее настроение. Наберите этот цвет на ватную палочку и окрасьте им воду в своем маленьком стаканчике.
Педагоги выполняют.
Педагог : Молодцы. А теперь отодвиньте стаканчики в сторону. Они нам понадобятся в конце нашего занятия.
Педагог : А теперь я предлагаю вам представить, что мы с вами находимся в настоящей изостудии и представим себя настоящими художниками.
Я уверена вы все – самые лучшие в мире художники. Сегодня на нашем мастер-классе я расскажу и покажу вам секреты художников.
Педагог : Задания, что именно мы будем рисовать не будет. А в работе мы будем использовать секретные приемы, которые я вам покажу. То, что у нас получится, мы увидим только в конце. У вас на столах приготовлены краски.
А еще у вас на столах приготовлены разные кисти. Сегодня мы будем использовать эти кисти для рисования. Чтобы у нас все получилось нужно сделать необычную гимнастику. Делать ее нужно в тишине, можно под спокойную, расслабляющуюся
музыку. Давайте встанем. Это волшебная гимнастика для настоящих художников.
Повторяйте за мной.
Упражнения выполняются под спокойную негромкую фоновую музыку.
1. «Колечко». Руки перед собой. Поочередно с большим пальцем соединяем в кольцо другие пальцы руки. Пальцы правой руки начинаем соединять с мизинца. Левую руку в обратном направлении. Делаем это очень быстро и одновременно двумя руками.
2. «Кулак-ладонь». Согнутая в локте и сжатая в кулак правая рука расположена на уровне груди перед собой. Левая рука с открытой вниз ладошкой расположена под локтем правой руки. Теперь руки меняем, увеличиваем темп и добавляем между движениями хлопок в ладоши.
3. Правую руку положите на голову, левую на живот. Правая рука гладит голову круговыми движениями, левая поглаживает в противоположную сторону живот. Далее руки меняются. Темп упражнения увеличивается.
Педагог : Молодцы. У вас очень хорошо получается.
А теперь давайте приступим к нашему рисованию.
Прошу вас выполнять то, что я буду показывать и не отвлекаться. Итак, начнем.
Воспитатель показывает и комментирует каждый этап работы.
Педагог : Перед вами лист бумаги, закрепленный малярным скотчем к основе.
Во время рисования можно и даже нужно выходить за края. Берем самую большую кисть. Нам потребуется белый цвет.
Сначала слегка смачиваем водой кисть, быстро закрашиваем весь наш лист белой краской большими мазками - слева направо и справа налево.
Теперь набираем на кисть краску и ставим большие кляксы – в самом верху листа, вы можете выбрать любой цвет…
Одним цветом, затем другим, третьим. Здесь нужно делать это быстро и не задумываясь, пусть рука сама выбирает цвета, именно рука, а не голова. Совсем не обязательно делать именно такой как у меня. Выбирайте цвета только по своему настроению и не задумывайтесь, сочетаются ли они между собой, и что в итоге получится, это не важно. И еще несколько мазков, не обязательно заполнять все пространство. Как видите, ничего сложного.
А теперь начинаем волшебство: берем на кисточку белый цвет и начинаем вести ее поверх наших пятнышек.
Так мы смело, быстро и с удовольствием закрашиваем всю поверхность листа, смешиваем, наблюдая, как из наших трех-четырех цветов получаются сотни оттенков.
Важно делать это быстро. Не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа, для этого у нас листы закреплены на большем листе бумаги, по которой мы можем спокойно рисовать дальше, несмотря на то, что лист закончился.
Таким образом, у каждого из нас получился свой фон, который можно использовать и для других картин. Результат может быть непредсказуем!
Вообще, не обязательно рисовать в одном направлении, горизонтально или вертикально, попробуйте сделать диагональные, закручивающиеся, круговые или спиральные мазки.
Промойте кисть, промокните ее салфеткой.
Педагог : А теперь переходим к следующему этапу работы.
Большой кистью наберите белую гуашь.
Нарисуйте большое круглое пятно ближе к центру листа.
Воспитатель показывает и комментирует каждый этап работы.
Педагог : Теперь возьмите на кисть желтый цвет.
Поверх белого цвета слева по краю нанесите желтый цвет.
Педагог : На палитре смешайте темно зеленый и черный цвет.
Посмотрите, какой глубокий и интересный цвет у нас получился.
В нижней части листа черным цветом проведите горизонтальную линию от края до края. Закрасьте меньшую отчерченную часть цветом, который получился у вас на палитре.
А теперь этим же цветом методом «тычка» рисуем несколько возвышенностей.
Листочек переворачиваем. И начинаем рисовать «сверху-вниз» на перевернутом листе бумаги.
Воспитатель показывает и комментирует каждый этап работы.
Педагог : На нашем листе начинают появляются первые подсказки. Что же такое интересное у нас получается? На что это похоже?
Педагог : Самые внимательные уже смогут заметить, что так мы рисуем дерево.
И у каждого из вас получится свое собственное дерево.
Вроде бы мы рисуем вместе, но у каждого получается по-разному.
Набираем на большую щетинистую кисть немного этой же краски. И начинаем прорисовывать крону нашего дерева методом «тычка сухой кистью».
Кисть должна быть сухой.
Теперь снова переворачиваем наш рисунок.
Посмотрите, что у вас получилось.
Нам осталось добавить небольшие детали, чтобы наш рисунок ожил. Это могут быть, например, птицы. Можно добавить силуэт любого животного – слона, жирафа…
Посмотрите внимательно, каких деталей не хватает. Наберите на кисть краски, которой мы рисовали деревья и добавьте то, что вам хочется.
Педагог : Посмотрите еще раз на ваши работы. Мы рисовали все вместе, все делали одинаково, а получилось у всех по-разному. Такие разные - очень красивые работы.
У нас получились прекрасные рисунки. Мы с вами настоящие художники! Все знаменитые художники подписывают свои работы. Вы тоже можете поставить свою подпись в правом нижнем углу работы.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния после мастер- класса.
Педагог : Как вы себя чувствуете?
Мы с вами знаем, что у каждого настроения есть свой цвет.
Когда мы чувствуем себя хорошо, у нас всё получается, мы довольны.
И настроение наше похоже на чистую воду, и мысли у нас «ясные и «чистые».
Педагог : Коллеги, на ваших столах есть разноцветные краски. Вы каждый выберите, пожалуйста, еще раз такой цвет, который похож на ваше настроение после мастер-класса. Наберите этот цвет на ватную палочку и окрасьте им воду в своем маленьком стаканчике.
Педагог : Давайте посмотрим, с каким настроением вы пришли на занятие.
Какое у нас настроение стало?
Педагог : Я очень рада, что вы все выбрали яркие и сочные цвета, а это значит, что настроение ваше радостное, хорошее и светлое.
Я желаю Вам, чтобы вашу жизнь наполняли только чистые мысли. От них настроение становится замечательным. А когда хорошее настроение, хочется творить прекрасное!
Свои работы вы можете забрать. Всем спасибо за участие.