Екатерина Баран
Мастер-класс для педагогов «Организация двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов «Организация двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства».
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Организация двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т. д.) ребенок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность детей ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.
Современные городские дети не имеют возможности для появления достаточной самостоятельной двигательной активности, она все больше ограничивается созданными условиями :
• замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду и квартир;
• ограничением двигательной активности на прогулках (сокращение игровых площадок, большое количество транспорта);
• запреты взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадешь и т. п.);
• увеличением продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз;
• преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, занятия изодеятельностью и т. д.);
• генетической наследственностью (по последним статическим данным только 10% детей являются условно здоровыми).
Но самая главная проблема, не смотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей, мебели, игрушек невозможно бегать, кидать мяч, с прыгать через скакалку. То же самое и в квартире, где места зачастую еще меньше.
То есть, одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади (группы, квартиры и т. п.)
Дети старшего дошкольного возраста, часто очень активные, не могут соотносить свои желания с возможностями группы или квартиры. Традиционные подвижные игры трудно проводить в помещении, где мало свободного пространства, и, кроме того, для таких игр часто требуется несколько игроков. А если хочется сыграть одному или с 1 – 2 друзьями? Как сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей?
Сначала необходимо определить индивидуальные предпочтения дошкольников: любимые игры, виды движений, чаще всего используемые в самостоятельной деятельности и т. д. Определив круг интересов детей, можно подобрать именно те подвижные игры и изготовить такие атрибуты, которые будут органично вливаться в их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную активность в условиях ограниченного пространства.
Нужно постараться сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей.
Чтобы сделать процесс игр детей более интересным, разнообразным можно:
-взрослому становиться на время игроком, но не руководителем игры, а ее участником, который ненавязчиво предлагает новый поворот игры,
- использовать новые атрибуты для игр, способствующие возникновению двигательной активности (например, к игре «Семья» добавить дорожку здоровья, по которой все члены семьи должны пройти, или же это река, дорога в магазин и т. п.)
- создавать проблемные ситуации (например, в игре мальчиков в военных – разбросать цветные коврики по полу, по которым дети прыгают, как по кочкам или должны обходить препятствия, пролазить в тоннель из обручей и т. п.)
- вводить новую игру через рассказ воспитателя и родителей (когда родители и воспитатели обсуждают как они играли, например в «Путаницу», выкладывая веревку (скакалку) на полу, а потом двигаясь по ней.)
Варианты могут быть разными, но одно надо помнить, чем больше возможностей у ребенка в выборе игр и движений, тем меньше проявления агрессии, непослушания, конфликтов и криков.
Очень незначительное время уделяется играм с оборудованием спортивного уголка и подвижным играм, что приводит к тому, что двигательная активность в помещении значительно ниже нормы.
Для решения этого вопроса предлагается серия игр, учитывающих индивидуальные потребности детей (игровые интересы, необходимость тренировки отдельных групп мышц, задачи развития данного возраста) и позволяющих активно двигаться в условиях группы. Игры вводятся в самостоятельную деятельность детей постепенно. Для таких игр можно использовать элементы дорожки здоровья или изготовить атрибуты для игр самостоятельно: (квадраты из линолеума, дерматина, фетра 25 х 25 см с разноцветными рисунками или геометрическими фигурами в центре);
- «тихий тренажёр» - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях, разного цвета от пола и до 1,5 м; силуэты детских ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5-10 шт.) длиной 1 – 1,5 м. для подпрыгивания.
Атрибуты и игры с ними можно использовать на физминутках, в совместной деятельности. Простота игр, разнообразные варианты применения привычных предметов дают возможность дозировать физическую нагрузку и стимулируют детей и взрослых к придумыванию новых вариантов. В каждой группе имеется спортивное оборудование, но не всегда групповое пространство позволяет использовать его в полном объеме.
Хочу предложить подвижные игры, которые можно легко организовать на сравнительно небольшой территории. Играя в данные игры, дети получают возможность не только полноценно физически развиваться, но и закрепить навыки прямого и обратного счёта, познакомиться с цифрами, геометрическими фигурами и т. п.
Серия игр для активной двигательной деятельности детей в условиях ограниченного пространства
ИГРЫ С КОВРИКАМИ
Оборудование: текстильные коврики разных цветов 25х25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре (варианты оформления лицевой стороны ковриков могут быть различными). Нижняя сторона коврика должна быть сделана из нескользящего материала.
1. ИГРА «КЛАССИКИ» Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.
Организация : коврики раскладываются на полу с чередованием: 1-й ряд – два коврика рядом, 2-й ряд – один коврик, 3-й ряд – да коврика рядом и т. д.
Ход игры: Дети по очереди прыгают по коврикам, как по классикам.
1-й вариант: две ноги врозь, две ноги вместе, две ноги врозь;
2-й вариант: две ноги врозь, на одной ноге, две ноги врозь;
3-й вариант: ноги крестиком, ноги вместе, ноги крестиком
2. ИГРА «ГИГАНТСКИЕ ШАГИ» Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.
Организация : коврики раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка.
Ход игры: дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед).
3. ИГРА «ВЕСЕЛАЯ ДОРОЖКА» Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений; оречевление пространственных отношений; закрепление знаний цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.
Организация : коврики располагаются на полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.
Ход игры: выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, старясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.
4. ИГРА «ЗАЙМИ СВОЕ МЕСТО» Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений; оречевление пространственных отношений; закрепление знаний цвета, формы.
Организация : коврики располагаются по большому кругу
Ход игры: воспитатель дает словесное указание любому ребенку, какой коврик он должен занять. После того, как дошкольник займет свое место, он сам дает указание следующему игроку; тот, в свою очередь, следующему и так до тех пор, пока все коврики не будут заняты. По сигналу воспитателя все дети разбегаются, по следующему сигналу дети занимают либо свой коврик, либо любой и рассказывают, на каком коврике он оказался.
Есть еще ряд игр, основанных на традиционной игре «Классики» – на цельный кусок линолеума наклеиваем вырезанные цифры из самоклеющейся бумаги. И можно смело «пропрыгивать» все цифры, проговаривая и запоминая их зрительно.
Второй вариант этой же игры: линолеум разрезаем на кусочки и наклеиваем на каждый по одной цифре. Ребенок сам выкладывает «классики», закрепляя счет от 1 до 10.
Можно усложнить игру, разложив цифры в хаотичном порядке и давая следующие задания: прыгни на цифру 6, а теперь на цифру 4. Данный вариант игры используется и для закрепления навыка ориентировки в пространстве, закрепления понятия левой и правой стороны, понятий «впереди», «сзади», например: ребенок встает на любую цифру и получает команду прыгнуть вперед и назвать цифру, на которой оказался, прыгни влево и т. д. Когда ребёнок запомнит первые десять цифр, можно дополнить игру кусочками линолеума с цифрами второго десятка и т. д.
Ещё один вариант игры – на линолеум приклеиваются не цифры, а геометрические фигуры, в этом случае закрепляется и цвет, и название фигур.
При применении разнообразных развивающих игр, методических рекомендаций в ограниченном пространстве группы дети будут отдавать предпочтение активному времяпрепровождению : Значительно возрастет интерес детей к подвижным играм; снизится спонтанная двигательная активность дошкольников; повысится продолжительность, разнообразие и интенсивность движений. Снизится количество нарушений поведения детей, ведь они будут организовывать свои подвижные игры с использованием новых пособий и атрибутов.