Лидия Карпенко
Мастер-класс для педагогов по образовательной технологии «Детский совет»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная технология «Детский совет»
На сегодняшний день одна из основных составляющих педагогической компетентности воспитателя – это уважение и признание личности воспитанника, поддержка детской уникальности. От того, насколько мы, педагоги, будем этим руководствоваться, зависит будущее развитие ребёнка. Помочь нам в этом призвана образовательная технология «Детский совет».
Публикация «Мастер-класс для педагогов по образовательной технологии „Детский совет“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Воспитатели уже знакомы с этой технологией, а для наших уважаемых гостей я поясню. Детский совет – это место и время делового и духовного общения взрослых с детьми, которое задаёт смысл всей жизни группы.
Смысл детского совета – объединить детей и взрослых вокруг событий, совместных дел, действий. Детский совет не имеет определённой структуры.
Для себя мы выделили некоторые смысловые части: приветствие, коммуникативные игры, обмен новостями, философствование.
В совместном диалоге мы обсуждаем идеи и планы, составляем план деятельности, определяем, кто чем будет заниматься, и в соответствии с выбором дети распределяются по центрам активности.
Такая форма взаимодействия предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений, организацию образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования.
Итак, детский совет подразумевает общее собрание группы детей вместе с педагогами. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, получить новую информацию от других.
По инициативе детей и взрослых планируются предстоящие занятия, устанавливаются групповые правила, проводятся разного рода игры.
Я приглашаю вас для участия в мастер-классе, а для начала предлагаю вам поприветствовать друг друга и вспомнить, что-нибудь хорошее, что произошло с вами этим утром.
Упражнение «Только хорошее» Приветствие с клубком. Бросаем клубок тому, кому вы хотите. Я начинаю, коллеги продолжают приветствовать друг друга, пока приветствие не вернется ко мне.
Посмотрите, что получилось у нас. На что это похоже?
Да, мы с вами, как паучки сплели паутинку, которая объединила нас в одно целое. Поприветствовав друг друга, мы установили дружескую атмосферу нашего общения.
(Собираем «паутинку»)
Игра (2-5 минут)
А теперь немного поиграем
Упражнение «Фруктовый салат»
Все участники делятся на 3 группы: яблоки, бананы, груши. Игроки стоят в кругу, ведущий в центре. Он называет какой-либо из фруктов – игроки с таким названием должны поменяться местами. Если называется «фруктовый салат», то местами должны поменяться все.
Молодцы! Отлично справились с заданием! А теперь я предлагаю всем присутствующим объединиться в две группы и занять свои места за столиками.
Уважаемые коллеги, давайте ответим на вопрос «Современный ребёнок-дошкольник, какой он? Какими качествами обладает?»
«Рисуем портрет современного дошкольника»
На листы бумаги с портретом дошкольника прикрепляем стилизованные в виде книг полоски с написанными на них качествами:
Любознательный, активно познающий мир
Способный к организации собственной деятельности
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать своего партнёра
Уважающий чужое мнение
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
(озвучиваем и подводим итог)
Для того, чтобы осознать, что такое детский совет, необходимо определить для себя понимание данной формы взаимодействия. Я предлагаю вам продолжить предложения.
Для первой группы: «Детский совет – это…»
Для второй группы: «Детский совет не…»
(Две магнитные доски, стикеры)
Детский совет – это (выбор, участие, соучастие, новости, инициатива, сотрудничество, обсуждение, взаимодействие, общение, планирование, активность, коммуникация, объединение)
Детский совет не (занятие, образовательная деятельность, имеет регламента, имеет единых правил, принуждение, единичная акция, учебно-тренировочные действия)
При всей внешней простоте детского совета хочу сказать, что проблемные ситуации возникают нередко и не всегда быстро и виртуозно их можно разрешить. Я предлагаю вам сейчас этим заняться.
Задание для первой группы. Смотрим видеофрагмент.
Вопрос: Если ребёнок при совместном планировании ничего не выбирает. Как быть?
Задание для второй группы. Видеофрагмент.
Вопрос: Если ребёнок выбирает один и тот же центр. Как быть?
Регламент работы – 3 минуты (звучит музыка)
Философствование. Ежедневно мы уделяем немного времени, чтобы поразмышлять над вечными вопросами. Посмотрите, что думают о жизни наши дети.
А теперь давайте пофилософствуем сами. Придумайте, пожалуйста, предложение с аббревиатурой ФГОС. Наш вариант: «Философия гениальности – основа смысла»
А теперь предлагаю выразить своё отношение к детскому совету. Если ваше отношение к данной технологии положительное, положите каштан в баночку с весёлым смайликом. Если отношение нейтральное или сомнительное, то в баночку с грустным смайликом.
Мы хотим поблагодарить коллег за работу в мастер-классе. (Озвучить итог с баночками). Использовать или не использовать такую форму взаимодействия с детьми, решать только вам, дорогие коллеги! Но нам бы хотелось, чтобы Детский совет был в каждом детском коллективе. Потому, что…
• Знание своих прав и обязанностей, умение свободно выражать своё мнение – один из показателей социально развитой личности.
• Участие каждого ребёнка в принятии решений, затрагивающих его интересы, приобретает особую важность для достижения социальной справедливости и социальной включённости, для равенства возможностей.
• Право ребёнка быть услышанным и серьёзно воспринятым составляет одну из основных жизненных ценностей.
В завершении нашей встречи я хочу напомнить вам одну притчу.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил :
-Скажи, Мастер, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил : «Всё в твоих руках».
От вашего мастерства, уважаемые коллеги, зависит каким «выпорхнет» ребёнок из детского сада, и я верю, он будет творческим, любознательным, мыслящим человеком, готовым осознанно делать выбор и нести ответственность за него. Всё в наших руках! Спасибо за внимание и сотрудничество!
Рефлексия «Мишень».