Джалаева Альбина
Мастер-класс для педагогов «Логоритмика»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс на тему : «Использование логоритмики на музыкальных занятиях в ДОУ»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Свой мастер-класс мне хотелось бы начать с этих строк:
Слышать, видеть, понимать
И пространство ощущать.
Петь, дышать, играть ритмично
Громко, тихо, высоко.
Низко, в темпе и легко…
Самому придумать что-то
Изменяя ход игры.
Вот тогда достигнем цели
Чистой речи детворы!
Цель проведения:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Логоритмика“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.
Задачи:
Познакомить участников с методами и приемами, применяемые на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.
Показать значимость «логоритмики» для речевого развития дошкольников.
Актуальность:
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.
Предлагаю вам опыт работы,способствующий оказанию помощи в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи. С каждым годом их становится все больше, а это,в свою очередь, влияет на качественную подготовку детей к школе, так как в дальнейшем они будут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением. Без формирования быстрой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения со сверстниками и окружающим миром.
При нормальном развитии дети к 4-5 годам уже овладевают звуковым строем языка, но иногда, в силу ряда причин этот процесс затягивается. В этом возрасте мы наблюдаем детей, речь которых мало понятна, отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими.
Таким образом, вовремя оказанная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения- одна из важнейших задач современного дошкольного образования.
Что же такое ЛОГОРИТМИКА? Логоритмика – это связь музыки, слов и ритма. Это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (рук, ног, головы, туловища) сопровождаются произношением специального речевого материала с музыкальным сопровождением.
Музыкальная логоритмика- это система музыкально-ритмического воспитания, включающая в себя три составные части: СЛОВО+ ДВИЖЕНИЕ+ МУЗЫКА.
Логопедическая ритмика- это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка,совершенствование его речи, овладение двигательными навыками,умением ориентироваться в пространстве, благотворно влияет на организм ребенка в целом. Происходит перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной систем.
Логоритмические занятия включают в себя следующие виды упражнений:
*валеологические и логопедические песни-распевки
*дыхательная и артикуляционная гимнастика
*фонопедические и оздоровительные упражнения
*речевые и пальчиковые игры, чистоговорки
*сказки-шумелки с элементами музицирования
*самомассаж
*музыкально-коммуникативные игры
*музыкально-ритмические игры
*музыкотерапия
В арсенале воспитателей и музыкальных руководителей имеется многообразный материал для развития у детей этих навыков. Дети с большим удовольствием выполняют логоритмические упражнения. Предлагаю и вам попробовать это сделать…
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Артикуляционно-фонопедическое упражнение «Язычок»
Жил во рту язычок. Утром просыпался, с боку на бок поворачивался. Захотелось язычку пойти прогуляться. Сначала язычок решил посмотреть, какая погода на улице? Постучал он в одну щечку- нет там окошка. В другую - там тоже нет окошка. А тут губки раскрылись, улыбнулись и язычок выглянул в окно. Он посмотрел сначала в одну сторону, затем в другую. Хорошая погода, подумал он, можно пойти погулять…Поскакал язычок по лесенке (покусывание кончика языка в направлении справа налево). Пересчитал все дощечки у забора (язык погладил сначала верхние зубы, потом нижние,сел в поезд и поехал в лес (чу-чу-чу-чу). Интересно, что же увидел язычок в лесу?
А увидел он,как скрипит в лесу старое дерево (произносят «а-а-а-а»-штро-бас на связках).
Воет ветер в кроне деревьев (пропевают «У-у-у-у»,делая глиссандо снизу вверх и обратно).
Шумят листочки на деревьях (поднимаем руки вверх и произносим продолжительный звук ш-ш-ш-ш-ш).
Квакают на лесном болоте лягушки (ква-ква-ква).
Страшным голосом ухает филин (1 слог у-ух самым низким голосом,а а 2 слог самым высоким).
Рассказ-упражнение «НА ПРОГУЛКЕ»
А еще неподалеку жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так.
(Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке -высоко).
Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так.
(Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы -низко).
И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки.
(Поочередно высоко-низко, быстро-медленно «щелкать» языком).
Но однажды подул сильный ветер.
(Активный долгий выдох через рот 4 раза).
Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?»
(«Щелкать» высоко.
От нижнего звука «у» до верхнего «о» - «у – о»)
«Да куда же ты пойдешь? - ответила мама, - на улице сильный ветер».
(От верхнего «о» к нижнему «у»
«о – у»).
Но Лошадка не послушалась и побежала
(«Щелкать» высоко)
Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», - подумала Лошадка, подбежала к цветки и стала его нюхать.
(Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком «а», медленно 4 раза)
Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше.
(«Щелкать» высоко).
Вдруг Лошадка услыхала странный звук.
(Долгий звук «ш-ш-ш»)
«Подойду-ка я поближе», - решила Лошадка
(«Щелкать» высоко)
Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку
(Звук «ш» короткий по 4 раза)
Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик.
(Звук «ф» по 4 раза)
Застрекотал кузнечик.
(Звук «ц» по 4 раза)
Пролетел жук
(Звук «ж» продолжительный)
За ним – комар
(Звук «з» продолжительный)
А ветер дул все сильнее и сильнее
(Продолжительный выдох)
Лошадка замерзла
(Звук «брр» 4 раза)
И побежала домой
(«Щелкать» высоко)
Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама
(«Щелкать» низко медленно)
Она стала согревать Лошадку
(Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза)
2. Игра с мячом «Простучи свое имя»
(Передаем мяч по кругу друг другу под веселую музыку. Как только музыка перестает звучать тот, у кого мяч окажется в руках простукивает мячом об пол свое имя).
3. Игра «Палочки - превращалочки» (простукивание определенного ритма под музыку, выполнение действий,соответственно тексту).
4. Самомассаж с использованием массажных мячей.
Мячик ежик мы возьмем (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на пол (кладем мячик на пол)
Ручкой ежика прижмем (рукой прижимаем мячик)
И немножко покатаем (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем.
5. Музыкальная игра с массажными мячиками (катают мяч в руках, передают по кругу вправо, затем влево, сжимают мяч в руке, перекладывают из одной руки в другую, подбрасывают вверх и ловят, а затем ударяют мячом об пол и тоже ловят).
6. Музыкальная разминка «Клоун» с постепенным ускорение (выполнение движений согласно тексту).
(Благодарю всех участников мастер-класса,вручаю им памятки).
Надеюсь, что информация была для вас полезной и интересной. Хочется надеяться,что я смогла побудить у вас интерес к использованию логоритмической методики на своих музыкальных занятиях…