Тимофеева Анастасия
Мастер-класс для педагогов на тему «Дикция тележурналиста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование понятия у педагогов о дикции тележурналиста
Задачи:
1. Познакомить педагогов с понятием дикция.
2. Рассмотреть основные проблемы с дикцией тележурналиста
3. Предоставить упражнения, которые помогут улучшить дикцию и сделать речь более четкой и выразительной.
«Каждый тележурналист должен обладать превосходной дикцией, произношением. он должен чувствовать не только фразы, слова, но и каждый слог, каждую его букву».(сл. К. С. Станиславский)
Публикация «Мастер-класс для педагогов на тему „Дикция тележурналиста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Что такое дикция- это чёткость произношения звуков в соответствии с фонетическими нормами языка.
Под дикцией чаще всего подразумевается субъективный уровень отчетливости в произношении человеком звуков, слогов и слов. Органы артикуляции, их правильная работа обуславливают чистоту звучания речи.
Дикция имеет большое значение для журналиста (тем более для того представителя СМИ, что часто выступает публично, поскольку именно благодаря хорошей дикции его могут лучше понимать окружающие. Это важнейший и базовый инструмент его журналистской деятельности. Более того, хорошая дикция чаще всего воспринимается другими людьми как некая положительная компонента характера человека.
Нарушения, связанные с дикцией, могут быть следующими: съедание начал или финалов слов и (или) фраз, нечеткое произнесение отдельных звуков, произнесение текста «сквозь зубы».
Четкая артикуляция звуков зависит от степени тренированности активных органов речи - губ, языка. Поэтому отработка четкой дикции всегда начинается с мышечных тренировок – дыхательной и артикуляционной гимнастики.
Сегодня я расскажу и покажу вам упражнения на развитие дикции.
И так, что такое голос? Голос это озвученное дыхание.
Как это работает: Диафрагма вытаскивает воздух, воздух проходит через голосовые связки, связки вибрирует, получаются звуки, это и есть наш голос.
Самое главное это правильное дыхание. Для правильного дыхание при работе с микрофоном, в кадре, на публике нужно пользоваться диафрагмой. Или как правильно диафрагмальным дыханием.
При дыхании диафрагмой, нужно дышать носом, это самое главное. Если дышать ртом, то голосовые связки сушатся, травмируются, происходит гипервентиляция лёгких, будет кружиться голова, появится сопатость.
И так, показываю как надо дышать, 1 рука лежит на грудинка, другая на животе, вдыхаем носом, при этом плечи и грудной остаются на месте. Надувается только живот. Концентрируемся на руках. Вдох должен быть бесшумный.
Проделывать 3- 5 раз.
И важно, при работе с микрофоном можно дышать ртом, но поверхностно. Так называемый делать незаметный добро воздуха.
А чтобы воздуха хватало, то можно прибегнуть к 33 Егоркам. Очень хорошее упражнение на длительность речевого выдоха.
Там на горке, на пригорке жили 33 Егорки. И начинаем считать. Раз Егорка, 2 Егорка….
Не обязательно доходить до 33, для начала можно и до 10-15. Если вы чувствуете что воздуха вам уже не хватает, то нужно прекращать.
И перейдём к самому интересному, я выбирала нейтральные упражнения, чтобы вас не смущать, это упражнения на развитие речевого аппарата.
Артикуляция – это способность ясно и четко произносить звуки и звукосочетания. Хорошая артикуляция важна для журналиста, так как позволяет передавать информацию точно и понятно для аудитории. Вот несколько упражнений, которые помогут улучшить артикуляцию:
1. Буратино (вытянуть губы трубочкой вперёд и потом переходим в улыбку. Губы сомкнуты все это время сомкнуты. 5 раз
2. Губы вытянуть вперёд и обводим ими весь музыкально- спортивный зал. И так 5 раз в одну сторону и 5 в другую.
Если у вас забились губы, а губы могут забиться, так как это мышца. Есть упражнение для снятия тонуса, такое как лошадка. Выполнили, все у нас губы не забиты.
3. Ещё одно упражнение на губную часть, это расчёска
Губами расчесываем зубы.
Упражнения для языка:
Языком разминаем все во рту, пока не почувствуете, что язык устал
Это нормально, так как кровь протекает к языку.
Все мы знаем, что под языком у нас есть уздечка и иногда она не достаточной длины. Есть упражнение для её растягивания.
Языком тянемся к затылку, пока не начнёт болеть, начало болеть отлично, значит уздечка растягивается.
Далее ещё 1 проблема с проговариванием, произношением слогов, букв, слов, это недостаточный тонус боковых сторон языка.
Есть хорошее упражнение, язык как игла вытягивается вперёд и потом обратно.
Так же упражнение это покусывание языка с боковых сторон, кровь прильет к языку, это очень хорошо.
Тембр голоса:
В работе тележурналиста, тембр – не последняя характеристика.
Исследователи утверждают, что для слушателя наиболее привлекательным является голос с низким тембром, он вызывает доверие, усиливает эффект «тет-а-тета», не раздражает нервную систему. Однако самый большой враг притягательного голоса – монотонность интонации, тембра. А вот политровая оттеночность наоборот, легко удерживает внимание слушателя.
Педагог произносит фразу : "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа.
Упражнения на развитие темпа речи.
Скороговорки
Скорость речи также может быть проблемой с дикцией. Если журналист говорит слишком быстро, это может затруднять понимание сказанного. С другой стороны, слишком медленная речь может вызывать у слушателей или зрителей скуку и потерю интереса. Поэтому важно найти оптимальную скорость речи, чтобы передавать информацию ясно и понятно.
Скороговорки являются хорошей возможностью для тренировки дикции журналиста. При занятиях со скороговоркой важно не просто быстро проговорить ее как набор слов - необходимо осознавать то, о чем в ней идет речь.
По 1 скороговорке на карточках
Тататирование- сложная рецептивная мыслительно - мнемическая деятельность, связанная с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении
Когда мы напеваем мелодию с забытыми или неизвестными нам словами, последние заменяются нами ничего не значащими звуками, вроде «та-та-ти-ра-ра» и т. д.
И мы пользуемся этими звуками при мысленном просчете ритмических пауз, заполняющих в наших речевых тактах нехватку слов и движений. Отсюда и название «тататирование».
Что даёт этот метод?
Повышает интерес к тексту, яркость и харизматичность рассказчика
Повышает степень осознания вами смысла текста и его задачи
Помогает заинтересовывать аудиторию в публичных выступлениях.
аллея, апельсин, ананас, автобус, апрельский, аисты, акула,
девочка, деревья, дежурный, деревня,дедушка, дождливый, девочки,
карандаш, капуста, классная, компьютер, кастрюля, кукушка, корова
Катя поехала к бабушке. Кот выпил молоко. Вите купили телефон. Наступила осень. Я прочитала книгу. Мама купила книгу. Выпал первый снег. Я люблю кататься на лыжах.
Заключение:.
Дикция играет важную роль в тележурналистике, помогая передавать информацию четко и понятно. Хорошая дикция помогает установить доверительные отношения с аудиторией и повышает профессиональный имидж журналиста. Чтобы улучшить дикцию, необходимо регулярно выполнять специальные упражнения на артикуляцию, произношение звуков, скорость и ритм речи, а также на интонацию и выразительность. Постоянная практика и самоанализ помогут достичь желаемых результатов и стать более уверенным и профессиональным журналистом.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые приемы развития четкой дикции, которые можно использовать, как для себя, так и в работе с детьми.
Могу с уверенностью сказать, что они не только заряжают нас положительными эмоциями, но и оказывают эффективное воздействие на развитие четкого произношения. Буду рада, если вы воспользуетесь ими в своей педагогической деятельности!