Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов коррекционных групп «Формирование фонематического слуха и силы голоса у детей с ОНР»

Зоя Шипицына
Мастер-класс для педагогов коррекционных групп «Формирование фонематического слуха и силы голоса у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер – класс для педагогов коррекционных групп по теме :

«Формирование фонематического слуха, умения различать высоту, силу и тембр голоса через подвижные и словесные игры в старшей группе детей с ОНР»

] Подготовила: З. Н. Шипицына, воспитатель МДОБУ № 1

Цель: показать педагогам работу над формированием фонематического слуха, умением различать высоту, силу и тембр голоса через подвижные и словесные игры в старшей группе детей с ОНР через открытый показ.

Публикация «Мастер-класс для педагогов коррекционных групп „Формирование фонематического слуха и силы голоса у детей с ОНР“» размещена в разделах

Задачи: помочь педагогам правильно организовать в условиях ДОУ игры по развитию фонематического восприятия. Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования у детей фонематического слуха.

Ход:

Воспитатель: Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребё нка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажены. Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в школе со звуковым анализом, что приводит к затруднениям и грубым нарушениям письма. Поэтому так важно своевременно начать работу по развитию фонематического слуха. Условно её можно разделить на несколько этапов.

1. Этап. Узнавание неречевых звуков. Это была тема нашего прошлого РМО. Дети учатся на слух дифференцировать шум ветра, гудок машины, крик, звон колокольчика и т. д.

2. Этап. Различение слов по высоте, силе, тембру голоса. На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Что же помогает развитию фонематического слуха? Игры и упражнения! в процессе выполнения которых, ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки. В ходе этих игр дети учатся различать друг друга по голосу, подражают низким и высоким голосам животных. Уважаемые коллеги, я хочу предложить вашему вниманию несколько подвижных и словесных игр, способствующих развитию фонематического слуха у детей моей группы. Я предлагаю вам вот такие игры.

Игра «Эхо» Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия. Играть можно вдвоем или большой группой. Перед игрой взрослый обращается к детям: «Вы слышали когда ни будь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо. Мы с вами будем кричать громко, а эхо будет отвечать нам тихо. Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет. Игра «Пароход» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко.

Оборудование: рисунок парохода.

Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с

изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить детей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повторяют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться совсем близко. Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко. Эту игру можно провести как подвижную. В этом случае предложите детям двигаться как пароходы и сигналить, приближаясь к пристани или удаляясь от нее или друг от друга.

Игра «Тихо — громко»

Цель игры: развить у детей силу голоса.

Оборудование: бубен или барабан.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или барабана они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах следует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произносить следующие слова:

Мы идем и топаем:

«Топ — топ — топ».

Мы идем и хлопаем:

«Хлоп — хлоп — хлоп».

Игра «Поезд»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрослый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд.

Поезд мчится во весь дух:

— Ух! Ух! Ух! (произносить высоким голосом) Едет — едет паровоз:

«У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом).

Игра «Ножки»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столами и читают стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно стуча пальчиками по столу:

Бегут по дорожке

Нашей Маши ножки.

Топ! Топ! Топ! (произносить высоким голосом и быстро и легко постукивать пальцами по столу).

А вот папины ноги

Идут по дороге.

Топ! Топ! Топ! (произносить низким голосом, медленно и громко стучать по столу).

Игра: «Солнышко или дождик»

Игру можно использовать на прогулках.

Взрослый: «Сейчас мы гуляем и светит

солнышко, вы гуляйте, а я буду звенеть

бубном. Если вдруг начнется дождь, я

буду стучать в бубен, а вы услышав стук,

бегите домой.

Игра «В лесу».

Дети встают в круг, один ребенок – в центре круга. И произносят слова:

Таня, ты сейчас в лесу,

Мы зовем тебя: «Ау!»

Ну-ка, глазки закрывай,

Кто позвал тебя, узнай.

Если ребенок отгадал правильно, то он займет место ведущего, если нет, можно позвать ребенка еще раз. Игра повторяется несколько раз.

Игра: «Ау» (далеко или близко).

Водящий становится в круг и закрывает глаза. Логопед показывает на ребенка.

Все говорят слова, а ведущий отгадывает, «Кто сказал?»

«Мы немножко поиграем,

Как ты слушаешь, узнаем.

Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай!»

(имя водящего, или «ау»)

*«К нам кукушка в огород залетела и поет.

А ты, …., не зевай, кто кукует, отгадай!»

(ку-ку-ку)

*«Сел петух на забор, закричал во весь двор.

Слушай, Коля, не зевай, кто петух у нас, узнай!»

(ку-ка-ре-ку)

*«Вот лягушка на дорожке, скачет, вытянувши ножки.

Увидала комара, закричала: ква-ква-ква. !»

*«Мы по кругу идем, мы лисичку зовем.

Пусть глаза не открывает, нас по голосу узнает

(Лисичка, кто я)

*Яблоко

Дети встают в круг – это блюдце. Воспитатель: «Будем осторожно передавать яблоко и хором говорить слова. Тот, у кого останется яблоко, должен поздороваться сразу со всеми, но поздороваться языком животного. -Яблоко по блюдечку катилось, катилось (дети передают яблоко) У… (имя ребенка) очутилось. (имя ребенка, нам ты покажись, (выходит в центр круга) И со всеми подружись!

Кто-то по двору ходил, Всем он «здравствуй!» говорил.

(ребенок выходит в круг и проходит по кругу) Кто, кто по двору ходил? Кто всем «здравствуй!» говорил?

Это… (имя ребенка) ходил (а,

И всем здравствуй говорил (а!

«Постарайся отгадать».

Все дети сидят на ковре, Один ребенок – водящий – поворачивается к

ним спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спинки, гладят его

и говорят:

Раз, два, три, четыре, пять,

Постарайся отгадать.

Я с тобою рядом тут.

Скажи, как меня зовут.

«Улитка».

Воспитатель показывает детям картинки с изображением улитки и

лягушки, объясняет им, почему улитка боится лягушку, что делает улитка в

момент опасности. Затем воспитатель встает во главе строя детей, а дети пристраиваются за ним «паровозиком» - каждый последующий обнимает за талию предыдущего. Взрослый говорит, что теперь они вместе – большая улитка.

По команде воспитателя «лягушка» или громкого удара бубен улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится.

По команде «лягушка ускакала» дети, не расцепляя рук,

прохаживаются по комнате и хором говорят:

Вновь гулять улитка хочет,

Радуется и хохочет.

«Коршун»

После этого воспитатель выбирает другую «курочку» из числа

играющих детей. Игра повторятся.

В заключение воспитатель предлагает всем детям выйти из

«курятника» и погулять, тихонько помахивая руками, как крыльями,

потанцевать вместе, попрыгать.

Можно предложить детям поискать «цыпленка», который потерялся.

Дети вместе с воспитателем ищут заранее спрятанную игрушку – пушистого

цыпленка.

Игра «Липучки»

Все дети под веселую музыку бегают по комнате. Двое детей, держась

за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они припевают

(приговаривают) : «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать».

Каждого пойманного ребенка «липучки»

берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они все

вместе ловят других детей. Когда все дети в группе станут «липучками», они

начинают все вместе танцевать и напевать: «Мы липучки-приставучки.

Будем вместе мы плясать». * «Плетень»

Дети строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест на крест. По сигналу первая шеренга идет на встречу второй шеренге, которая стоит на месте, и кланяется ей. Затем отходит на первоначальные позиции. Тоже делает вторая шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем присаживаются. По сигналу дети должны построиться в шеренги.

Игроки произносят слова: «Есть старинная игра, называется "Плетень".

Нам в нее играть охота, нам в нее играть не лень.

Раз плетень, два плетень, спрячемся от солнца в тень.

Посидим, отдохнем и опять играть начнём.

* Игра «Баба, баба»

Одному ребёнку завязывают глаза. Остальные стоят полукругом и произносят слова: (диалог)

-Баба, баба, на чём стоишь?

-На лавке!.

-Что продаёшь?

- Квас!

- Лови мышек, а не нас

И под лавками не лазь!

Дети расходятся по группе и хлопают, а водящий должен их поймать.

Игра «Шагай, не зевай!»»

Для игры нам понадобится бубен или погремушка, которая издаёт характерных громкий звук. Под тихих звук бубна дети идут по кругу на носочках, под громкий — идёт шагом, а под очень громкий — бежит.

"ПОКУПКИ БАБУШКИ"

Купила бабушка себе курочку -

Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах -

Купила бабушка себе уточку -

Уточка тюрюх-тюх-тюх

Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах -

Уточка тюрюх-тюх-тюх -

Купила бабушка себе индюшонка -

Индюшонок фалды-балды -

Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах -

Уточка тюрюх-тюх-тюх -

Индюшонок фалды-балды -

Купила бабушка себе кисоньку –

А кисуля мяу-мяу -

(повторить про курочку, уточку, индюшонка, кисоньку)

Купила бабушка себе собачонку –

Собачонка гав-гав -

Купила бабушка себе коровёнку –

Коровёнка муки-муки -

Купила бабушка себе поросёнка –

Поросёнок хрюки-хрюки -

Купила бабушка себе телевизор –

Телевизор время-факты -

Дикторша ля-ля-ля -

(повторять все с начала) Словесная игра: «Мишка с пирогами»

Воспитатель. Обращаясь к ребё нку:

«За высокими горами

Стоит Мишка с пирогами.

– Здравствуй, Мишенька-дружок,

Сколько стоит пирожок?

«Медведь»– Пирожки не продаются,

Они сами в рот кладутся!

(ребёнок изображает голос медведя)

Игра «Угадай, кто идёт».

Оборудование: картинки с изображением цапли и воробья, бубен.

Описание игры: педагог показывает картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда взрослый быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи.

Игра «Телефон»

Описание игры: воспитатель говорит на ухо ребенку слог, ребенок повторяет вслух.

«Загадки»

Оказывается, что самые простые, известные всем нам с детства

загадки, тоже эффективно развивают речевой слух. В данном

упражнении воспитатель читает загадку, а дети должны досказать ответ.

***

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? (Лиса)

В подполье, в каморке,

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? (Мышка)

Пышный хвостик торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (Белка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной … (Медведь)

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка.

Кто же это? (Зайка)

За рекой в лесу росли,

Их на праздник принесли,

На веточках - иголки.

Что же это? (Елки)

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится.

Угадали? Это … (Кот)

Уважаемые коллеги, опыт, который приобретут дети в детском саду, намного облегчит их обучение в школе. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 3–4 лет» (часть первая) Уважаемые коллеги, уважаемые родители. Сегодня я хочу рассказать вам, о возрастных особенностях слуха и голоса у детей 3- 4 лет. У детей.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 3–4 лет» (часть вторая) Уважаемые родители, уважаемые коллеги. Сегодня я продолжаю вам рассказывать о возрастных особенностях слуха и голоса детей 3 - 4 лет. Одним.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет. Выразительность исполнения» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть шестая). Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть третья) Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть третья) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть вторая) Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть вторая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для родителей и педагогов «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть первая) Консультация для родителей и педагогов «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4 -5 лет» (часть первая) Уважаемые педагоги, уважаемые.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

«Звуки [л]-[л’]». Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей 4–5 лет«Звуки [л]-[л’]». Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей 4–5 лет Цель: - Закрепить правильное произношение звуков л-ль в речи - Учить дифференцировать изучаемые звуки. Оборудование: картинки мальчик.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов коррекционных групп «Формирование фонематического слуха и силы голоса у детей с ОНР»
Опубликовано: 18 января 2023 в 19:53
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов коррекционных групп «Формирование фонематического слуха и силы голоса у детей с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Шипицына (УИ 480447) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД