Нигматуллина Эльвера
Мастер-класс для воспитателей «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-представление педагогом элементов сказкотерапии, используемых в образовательной работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить педагогов с одной из форм работы со сказкой; групповое придумывание и рассказывание сказки.
-познакомить педагогов со схемой составления сказки.
-актуализация позитивного эмоционального опыта в процессе работы со сказкой.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Ход мастер-класса:
Метод сказкотерапии имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился явным смысл поступка. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать окружающее. Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями образования, ищут новые личностно - ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развивать его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?. Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно.
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время сказка может служить целям обучения и воспитания, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений; присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищенность (хороший конец, имеется наличие тайны и волшебства).
Этапы проведения мастер - класса.
1 этап. Организационный момент, на котором используется приветствие с целью настроить участников мастер класса на совместную работу.
2 этап. «Ритуал вхождения в сказку»: предлагается педагогам одеть на руку куклу би-ба-бо и закрыв глаза перевоплотиться в сказочника.
3 этап. «Рассказывание сказки»: выполняя, роль ведущего воспитатель рассказывает начало сказки.
4 этап. «Сказочная задача»: участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившейся ситуации.
5 этап. «Развивающий элемент самосознания»: участники погружаются в свое внутреннее состояние.
6 этап. «Ритуал выхода из сказки»: перевоплощение сказочных героев в простых людей.
7 этап. «Рефлексия»: обмен мнениями.
1 этап- Имитационная игра.
Воспитатель: Уважаемые коллеги! Я предлагаю всем познакомиться!
Давайте познакомимся: «Ладошки».
Каждому участнику мастер - класса необходимо представиться. Первый участник представляется и кладет ладошку на стол, второй участник кладет свою ладошку на руку первому и так далее.
2 этап -Включается музыка.
Воспитателям предлагается одеть на руку куклу би-ба-бо и закрыв глаза перевоплотиться в сказочника. Затем воспитателям предлагают открыть глаза. Вот мы с вами и попали в сказку, а вы превратились в сказочниц.
3 этап. Выполняя роль ведущего, воспитатель рассказывает начало сказки.
Я расскажу вам, какой необычный случай приключился с зайчиком в лесу. Пробегал заяц мимо избушки на курьих ножках и услышал, что кто - то зовет его на помощь. Подбежал к окошку, а там колобок.
И поведал колобок историю своего заточения: как не послушался он бабушку с дедушкой и убежал путешествовать. Спрыгнул колобок с окошка и (все помогают рассказывать историю дальше) покатился по дороге, а потом с горы скатился и в кабину закатился, прокатился на машине, через мост перекатился и в лесочек укатился. А там злая Баба - Яга! Заманила она колобка к себе в избушку и закрыла двери заклинанием. Для того, чтобы их открыть, нужно отгадать загадки. Зайчик решил выручить колобка, но не мог справиться с заданием. Давайте мы все вместе поможем зайчику отгадать загадки.
1 загадка: Сказка о том, что нельзя ничего брать у незнакомых людей, и тем более сразу есть это немытыми руками (Сказка о семи богатырях).
2 загадка: сказка о том, что последняя капля не обязательно самая большая….(Репка).
3 загадка: сказка о том, что если уж придумываешь пароль, то следи за тем, чтобы никто его не узнал….(Волк и семеро козлят).
4 загадка: сказка о том, как наказать человека за то, что целился на твое место? Надо сделать ему хорошо, а потом быстренько вернуть, как было… (Сказка о рыбаке и рыбке).
5 загадка: сказка о том, что если уж творишь беспредел, не забудь смыться с места происшествия. (Три медведя).
6 загадка: сказка о том, что как бы жизнь не обернулась, а если есть царские замашки, они все равно никуда не денутся….(Принцесса на горошине).
Молодцы, благодаря вашим усилиям, дверь открылась! А сейчас мы с вами немного разомнемся.
Физкультурная минутка «Сказки».
Мышка быстренько бежала (бег на месте).
Мышка хвостиком виляла (имитация движения).
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»).
Посмотрите - ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках).
Вот ее мы посадили (наклониться).
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»).
Мы славная семья козлят
Мы любим прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Любим рожками бодаться (встают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»).
Но вдруг на пороге появилась хитрая Баба - Яга. Ей очень не хотелось отпускать колобка и она придумала новое задание: придумать и разыграть конец сказки.
4 этап: Участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившейся ситуации.
Ну что, сказочницы, поможем колобку
5 этап: Участники погружаются в свое внутреннее состояние, разыгрывают окончание сказки.
Бабе - Яге очень понравилась сказка со счастливым концом и она решила отпустить колобка, а на прощание предложила поиграть в пальчиковую игру.
Будем пальчики считать, будем сказки называть:
Рукавичка, Теремок, Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса, Три медведя, Волк, Лиса.
Не забудем Сивку- бурку, нашу вещую каурку.
Про жар - птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем, знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
6 этап: Ну а нам пора покидать сказку.
Под музыку воспитатели перевоплощаются из сказочных героев в простых людей.
Этап: рефлексия.
Уважаемые педагоги, вы очень хорошо справились с заданием.
Считаете ли вы проведенный мастер- класс результативным?
Какими впечатлениями вы можете поделиться?
Уважаемые коллеги, нам было приятно с вами сотрудничать.
Благодарим за внимание и активное участие в мастер - классе.