Мария Чегодайкина
Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: представить воспитателям и педагогам элементы сказкотерапии, которые можно использовать в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста; познакомить педагогов с одной из форм работы со сказкой (групповое придумывание и рассказывание сказки) и со схемой составления сказки; актуализировать позитивный эмоциональный опыт в процессе работы со сказкой.
Этапы проведения мастер-класса
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
1 этап. Организационный момент, на котором используется приветствие с целью настроить участников мастер класса на совместную работу.
2 этап. «Ритуал вхождения в сказку» : предлагается педагогам одеть на руку куклу би-ба-бо и закрыв глаза перевоплотиться в сказочника.
3 этап. «Рассказывание сказки» : выполняя роль ведущего воспитатель рассказывает начало сказки.
4 этап. «Сказочная задача» : участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившейся ситуации.
5 этап. «Развивающий элемент самосознания» : участники погружаются в свое внутреннее состояние.
6 этап. «Ритуал выхода из сказки» : перевоплощение сказочных героев в простых людей.
7 этап. «Рефлексия» : обмен мнениями.
Вступительное слово: Метод сказкотерапии имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился явным смысл поступка. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее. Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями образования, ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня мы, воспитатели и педагоги, озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развивать его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно? Отвечу – с помощью сказки.
Сказка может служить целям обучения и воспитания, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений; присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищенность – у сказок хороший конец, имеется наличие тайны и волшебства.
1 этап. Имитационная игра.
Уважаемые коллеги! Я предлагаю всем начать наш мастер-класс с игры «Ладошки». Каждому участнику мастер-класса необходимо представиться и сказать добрые слова всем присутствующим.
(Первый участник представляется, говорит свои слова и кладет ладошку на стол, второй участник кладет свою ладошку на руку первому и так далее).
2 этап.
Уважаемые коллеги! Работа со сказкой всегда начинается с «ритуала вхождения» в сказку. (включается музыка) Перед вами куклы би-ба-бо. Наденьте их и закройте в глаза. Представьте, что теперь вы все – сказочницы. Откройте глаза. Вот мы с вами и попали в сказку, а вы превратились в сказочниц.
3 этап.
Я расскажу вам, какой необычный случай приключился с зайчиком в лесу. Пробегал заяц мимо избушки на курьих ножках и услышал, что кто-то зовет его на помощь. Подбежал к окошку, а там Колобок.
И поведал Колобок историю своего заточения: как не послушался он бабушку с дедушкой и убежал путешествовать. Спрыгнул колобок с окошка и (все помогают рассказывать историю дальше) покатился по дороге, а потом с горы скатился и в кабину закатился, прокатился на машине, через мост перекатился и в лесочек укатился. А там злая Баба-Яга! Заманила она Колобка к себе в избушку и закрыла двери заклинанием. Для того, чтобы их открыть, нужно отгадать загадки. Зайчик решил выручить колобка, но не мог справиться с заданием. Давайте мы все вместе поможем зайчику отгадать загадки
1 загадка: Сказка о том, что нельзя ничего брать у незнакомых людей, и тем боле сразу есть это немытыми руками… (Сказка о семи богатырях).
2 загадка: Сказка о том, что последняя капля не обязательно самая большая… (Репка).
3 загадка: Сказка о том, что если уж придумываешь пароль, то следи за тем, чтобы никто его не узнал… (Волк и семеро козлят).
4 загадка: Сказка о том, как наказать человека за то, что целился на твое место? Надо сделать ему хорошо, а потом быстренько вернуть, как было… (Сказка о рыбаке и рыбке).
5 загадка: Сказка о том, что если уж творишь беспредел, не забудь смыться с места происшествия. (Три медведя).
6 загадка: Сказка о том, что как бы жизнь не обернулась, а если есть царские замашки, они все равно никуда не денутся… (Принцесса на горошине).
Молодцы, благодаря вашим усилиям, дверь открылась! Но вдруг на пороге появилась хитрая Баба-Яга. Ей очень не хотелось отпускать Колобка и она придумала новое задание: придумать и разыграть конец сказки.
4 этап
Предлагаю вам подумать и найти выход из сложившейся ситуации, нужно же помочь Колобку! А чтобы легче думалось, мы с вами немного разомнемся!
Физкультурная минутка «Сказки».
Мышка быстренько бежала (бег на месте).
Мышка хвостиком виляла (имитация движения).
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»).
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках).
Вот ее мы посадили (наклониться).
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»).
Мы славная семья козлят
Мы любим прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Любим рожками бодаться (встают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»).
Теперь с новыми силами будем придумывать окончание сказки.
(все общими усилиями придумывают окончание сказки)
5 этап
Теперь разыграем окончание сказки (участники погружаются в свое внутреннее состояние, разыгрывают окончание сказки).
Бабе-Яге очень понравилась сказка со счастливым концом и она решила отпустить Колобка, а на прощание предложила поиграть в пальчиковую игру.
Будем пальчики считать, будем сказки называть :
Рукавичка, Теремок, Колобок-румяный бок.
Есть Снегурочка-краса, Три медведя, Волк, Лиса.
Не забудем Сивку-бурку, нашу вещую каурку.
Про жар- птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем, знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
6 этап
Ну а нам пора покидать сказку. Закрываем глаза, снимаем куклы с рук. Открывает глаза. Вот мы снова воспитатели!
7 этап
Рефлексия.
Уважаемые коллеги! Вы очень хорошо справились с заданием.
Считаете ли вы проведенный мастер-класс результативным?
Какими впечатлениями вы можете поделиться?
Уважаемые коллеги, нам было приятно с вами сотрудничать. Благодарю за внимание и активное участие в мастер-классе.