наталья бакеева
Мастер-класс для педагогов «Использование тактильных тренажеров для формирования кинестетического восприятия у детей с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: научить использовать тактильные тренажеры для формирования кинестетического восприятия у детей с РАС.
Задачи:
- познакомить с разнообразием и возможностями использования тактильных тренажеров;
- заинтересовать и вовлечь педагогов в учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;
- вызвать интерес к данному виду деятельности.
Практическая значимость: предлагаемые на приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я предлагаю вам мастер-класс «Использование тактильных тренажеров для формирования кинестетического восприятия у детей с РАС».
Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в себя зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную (кожно-кинестетическую) память. Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения с как-либо предметом.
Кожно-кинестетическая чувствительность занимает особое место среди других видов чувствительности. Биологическая значимость её более важна, чем специальные виды чувствительности — зрение, слух, обоняние, вкус. Если представить себе существо, лишённое способности воспринимать мир через кожно-кинестетическую рецепцию, то оно просто не смогло бы остаться в живых, не имея возможности уберечься от вредных и опасных для жизни воздействий, о которых сигнализируют болевые ощущения.
Потеря или снижение кожно-кинестетической чувствительности затрудняет обучение и развитие детей, потому что возникают проблемы с восприятием предмета на ощупь. Дети правильно воспринимают предмет и его форму зрительно, но не узнают при ощупывании с закрытыми глазами. Некоторые имеют затруднения при определении качества объекта: шероховатость, гладкость, мягкость, твёрдость и т. д.
Воспитатели и учителя-дефектологи, которые широко используют в своей работе игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, добиваются значительных результатов в психофизическом развитии ребёнка. На практике подтверждаются положения учёных о том, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Игры с пальчиками, мелкими предметами (мозаикой, различными конструкторами, волчками, бусами, ниточками и верёвочками и т. д., ощупывание специально подобранных по форме и качеству предметов развивают речевую активность детей, способствуют развитию у них терпения, концентрации внимания и стимулируют фантазию, а работа с дощечками — ещё и творческие способности.
Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти.
Игра для развития тактильных ощущений ребенка.
Сейчас для большинства родителей уже не секрет, что развитие тактильных ощущений ребенка напрямую связано с развитием речи и интеллекта. Ребенок получает некоторые тактильные ощущения в процессе познания мира.
Цель данного пособия помочь ребенку достичь более высокого уровня развития чувств, расширить и организовать его опыт.
Задачи:
• развивать тактильные ощущения от прикосновения к различной поверхности;
• учить обследовать сектора в дощечке подушечками пальцев и всей ладошкой;
• обогащать словарный запас качественными прилагательными;
• развивать внимание, восприятие, воображение, способность работать не спеша, сосредоточенно;
• стимулировать зрительные и кинестетические ощущения;
• развивать мелкую моторику;
• активизировать познавательные процессы.
В данное пособие включает круглые дощечки с наклеенными на них разными по тактильным ощущениям материалами. В качестве материалов могут быть следующие: мех, плюш, флис, шелк, хлопок, наждачная бумага, камешки, мелкие камешки, кофе, гречка, пшено, фоамиран, пуговицы и другие материалы которые создают разнообразную поверхность (твердая, мягкая, ворсистая, шероховатая, ребристая и т. д.). Количество материалов и дощечек может быть любым. Количество «тактильных дощечек» рассчитывается так: дощечек с однотипным покрытием должно быть не менее трех на каждого ребенка может достигать до 12 штук.
Условия работы с тактильной дощечкой
Работа проводится индивидуально или небольшими подгруппами.
Осуществляется постоянный контроль за правильностью выполнения задания, есть возможность его дифференцировать с учётом психофизического развития ребёнка.
Перед работой с тактильной дощечкой желательно сделать ребёнку массаж пальцев и кистей рук (1—2 мин).
Работа с «тактильными дощечками» строится в три этапа:
На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию.
Используются такие приемы:
• обследование окружающих предметов с называнием качества предметов: (показывать - мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т. д;)
• сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами: (пушистый, как снег, а вы как думаете?. колючий как? (ежик, елочка, цветок) гладкий как? (мамина ладошка, лед, стекло);
• нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая – наждачная бумага, зернышки, чешуйки. Мягкая – вата, синтепон, пух, мех;
• описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Например, дощечка с воском – гладкая, выпуклые капельки. На что похоже? (на оладушки, капли варенья, дощечка с мишурой – мягкая, пушистая, колючая (На что похоже? На елочку, лису.)
На втором этапе детей учат соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием. Например, фланель – как бабушка добрая, нежная, ласковая; наждачная бумага – сердитая, колючая, злая, грубая; Теперь вы назовите эмоциональное состояние дощечки с мехом? (теплый, добрый, ласковый, нежный) Целлофан? (грустный, холодный)
Используются такие приемы в работе с детьми:
• найди такую же дощечку с закрытыми глазами или с использованием специальных «волшебных очков»; Например; ребенку закрывают глаза, дают пощупать дощечку с мехом, и просят найти среди нескольких других такую же.
• разложи дощечки по степени гладкости, ворсистости их поверхности; (от самой гладкой до шероховатой в младшем возрасте 3-4 дощечки, а в старшем 5-6 штук);
• найди дощечку, похожую на котика, ежика;
• найди самую злую дощечку; самую добрую; самую грустную.
На третьем этапе применяются более сложные задания:
составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения.
Занятия с пособием проводятся в игровой форме, как по инструкции педагога в организованном процессе на коррекционно- развивающих занятиях, так и по собственному замыслу детей в свободной деятельности, и в домашних условиях.
Наряду с пособием «Тактильные дощечки» очень интересно и целесообразно использовать мелкие игрушки: плоскостные (картонные, деревянные, пластиковые) и объёмные (из «киндер-сюрприза», мягкие игрушки) и различные виды театра: пальчиковый, настольный, «топотушки». Это создаёт благоприятную психологическую атмосферу в процессе игровой деятельности, обогащение эмоционально-чувственного опыта ребёнка, развитие игровых навыков, умение взаимодействовать со сверстниками, распределять роли, придерживаться определённых правил, способствует воспитанию положительных качеств личности.
Работа по пособию охватывает все направления развития детей:
- социально – коммуникативное развитие: распределение ролей в сюжетно-ролевой игре, умение контактировать друг с другом;
- познавательное развитие: формирование и развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т. д., формирование целостной картины мира, сенсорное развитие;
- речевое развитие: обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной речи, развитие речевого творчества;
- художественно – эстетическое развитие: развитие эстетического вкуса, цветовосприятия ;
- физическое развитие: развитие мелкой моторики, обучение приёмам
и способам осязательного (тактильного) обследования предметов.
Задание 1.
Рассмотреть и ощупать дощечки.
Охарактеризовать свойства (мягкая, пушистая, тёплая, жёсткая, шершавая, холодная, ворсистая, твердая, колючая, гладкая и т. д.).
Сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами:
(пушистый, как снег, а вы как думаете?. колючий, как? (ежик, елочка, цветок) гладкий, как? (мамина ладошка, лед, стекло).
Задание 2.
нахождение дощечки по описанию.
Например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая, зернышки, чешуйки. Мягкая – вата, пух, мех.
Задание 3. «Найди пару»
Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие.
Предложить детям рассмотреть дощечки, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.
Детям предлагают найти пушистую дощечку, колючую дощечку.
На что или кого похожа данная дощечка?
Сравнить колючую и пушистую дощечки. Подумайте, кого вы гладите, чувствуя под ладошкой пушистую дощечку, до кого вы дотрагиваетесь, чувствуя под ладонью колючую дощечку?
Задание 4."Найди непохожие дощечки»
Цель: Найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.
Предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие, колючие – мягкие и т. д.
Задание 5.
Учить соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием.
Найди такую же дощечку. Найди дощечку, похожую на котика, на мышку, на ежика и т. д. Какое животное напоминает эта дощечка? Какую вещь? Найди самую злую дощечку, самую добрую, самую грустную и т. п.
Какая дощечка тебе больше нравится, какая меньше, какая не нравится?
Задание 6.
Учить составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения, давать оценку своему эмоциональному состоянию.
Жил-был пушистый зайчик (подбирается дощечка) под колючей елкой (дощечка). А рядом росла мягкая, шелковистая трава (дощечка, в которой ползали маленькие муравьи (дощечка). В гости к пушистому зайчику иногда приходили пушистая белка (дощечка) и колючий ежик (дощечка). И они все вместе шли гулять по ровной дорожке (дощечка).
Задание 7.
Составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные дощечки по ходу рассказа используются вновь.
Жил-был пушистый зайчик (дощечка) под старым дубом (дощечка).
А под дубом росла мягкая, шелковистая трава (дощечка, в которой ползали маленькие муравьи (дощечка).
В гости к зайчику, иногда проходили пушистая белка (дощечка) и колючий ежик (дощечка) и тогда они все вместе: зайчик, еж и белка начинали кувыркаться в мягкой, шелковистой траве, где ползали маленькие муравьи под могучим дубом.
Задание 8.
Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по «тактильным дощечкам».
1) Был теплый, солнечный денек (дощечка). Солнышко на небе улыбалось (дощечка). На поляне веселились цыплята (дощечка). Вдруг солнышко нахмурилось (дощечка). Оно увидело что-то нехорошее (дощечка). Оказывается, в кустах пряталась хитрая лиса (дощечка). Но цыплята увидели лису и убежали к маме-курице. Хитрая лиса (дощечка) и ушла голодная. Какое у нее было настроение? Солнышко снова улыбалось (дощечка). А веселые цыплята вернулись на полянку (дощечка).
2) Злой волк (дощечка) крадется по лесу (дощечка) на поляну (дощечка, где прыгают, веселятся пушистые зайчата (дощечка).
3)«Кошка на прогулке в лесу».
Однажды пушистая кошка решила пойти в лес на прогулку. Она надела на ножки гладкие туфельки и вышла на улицу. Сначала кошка шла по ровной дорожке, затем по ребристой дорожке. Когда кошка пришла в лес, пошел дождь и дорожка стала скользкая.
Задание 9.
Составление рассказов о себе.
Я добрый ребенок (дощечка). Когда я вижу, что кого-то обижают, то у меня такое настроение (дощечка). Про добрых людей я думаю, что они такие (дощечка, а про злых думаю, что они вот какие (Дощечка). Когда я играю в любимую игру, то у меня вот такое настроение (дощечка). Когда меня обманывают, то у меня вот такое настроение (дощечка).
Показать детям картинку, на которой изображен волк. Волк какой? Злой (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Какие зубы у волка? Острые (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Какой нос у волка? Гладкий, холодный (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). Затем опираясь на тактильные дощечки, дети могут дать простейшее описание медведю.
На занятиях с использованием «тактильных дощечек» необходимо выяснять, почему ребенок выбрал именно ту или иную дощечку. Это даст возможность определить, понимает ли ребенок данное задание, а также оценить его эмоциональное состояние (в семье, детском саду или школе, в разные временные отрезки, разных ситуациях). Можно предложить детям выложить сюжет «Моя семья». И выяснить, почему каждому члену семьи соответствует именно эта дощечка. Можно предложить ребенку выложить дощечки, которые соответствуют его друзьям, выбрать ту дощечку, которая подходит к его настроению, когда он утром пришел в детский сад и т. д.
Но необходимо учитывать, что однократные тесты не дают полной картины психологического состояния ребенка: сегодня себя или своих близких он сопоставляет с одними тактильными ощущениями, а в следующий раз – с другими. Следовательно, проводить тесты с использованием «тактильных дощечек» необходимо многократно или в совокупности с другими тестами.
Данное пособие может служить хорошим дополнением к современным детским играм, так как даёт, во-первых, благодатную пищу для получения ребёнком тактильного опыта и познания окружающего мира, во-вторых, активно вовлекают в этот процесс педагогов и родителей.
В результате организации коррекционной работы с использованием тактильных дощечек у детей с нарушенным развитием появилась устойчивая мотивация к предметно-исследовательской деятельности, значительно повысился уровень тактильной чувствительности, что является необходимым условием формирования и развития компенсаторных процессов познания окружающего мира. И даёт детям со зрительной патологией равные стартовые возможности при переходе на следующую ступень образования.