Елена Харченко
Консультация для педагогов «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование развивающих игровых технологий как средства развития познавательных способностей детей.
Задачи:
- познакомить педагогов с методикой по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста;
- обучить участников семинара методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе;
- развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию;
Темочки:
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- вызвать желание к сотрудничеству и взаимопониманию.
Теоретическая часть
Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей — одна из самых актуальных в теории и практике воспитания, поскольку познавательная активность и познавательные способности являются необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности, инициативности, а также готовности к обучению в школе.
Развитие познавательных способностей детей — это основная линия их умственного развития.
Что такое познавательная активность?
Познавательная активность – это действие, связанное с эмоциональным отношением обучающихся к познавательной деятельности.
Оно выражается:
- в проявлении интереса к учёбе и к получению самостоятельно новых знаний;
- в преодолении проблемных моментов в процессе получения знаний;
- в задействовании энергии, воли и умственного труда.
Познавательная активность характеризуется следующими аспектами:
- устойчивый положительный настрой в эмоциональном плане на учебный процесс;
- проявление естественного стремления к получению новых знаний;
- проявление волевых качеств в процессе познания и стремление достичь хороших результатов.
Теперь рассмотрим, что такое познавательные способности.
Познавательные способности или источники познания — естественные средства познания, являющиеся индивидуальными качествами человека.
К познавательным способностям относятся: ощущение, представление, восприятие, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение, дедукция, индукция, аналогия, анализ, синтез.
Термин «познавательные способности» понимается как способности, которые включают в себя
1) сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и
2) интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами.
Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.
Психологи (Выготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Поддьяков Н. Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются.
Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.
Развитие познавательных способностей дошкольников опирается на естественную детскую потребность исследовать и открывать новое, формулировать свежие идеи, самостоятельно добывать знания.
Дети дошкольного возраста и младшего школьного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи.
Восприятие – процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие.
Внимание — это психический процесс, который заключается в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.
Внимание — это обязательное условие любой деятельности.
Внимание бывает произвольным и непроизвольным. При произвольном внимании человек ставит перед собой цель: обращать внимание на определённый объект путём волевых усилий.
Память — это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение того, что ранее человек воспринимал, переживал, думал, делал. Это основа психической жизни, основа нашего сознания. Накопление опыта, его сохранение и использование есть результат деятельности памяти.
Мышление — высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.
Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
Выделяют три вида мышления:
- наглядно-действенное (познаётся с помощью манипулирования предметов);
- наглядно-образное (познаётся с помощью представлений предметов, явлений);
- словесно-логическое (познаётся с помощью понятий, слов, рассуждений).
У детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два вида мышления - наглядно-действенное и наглядно-образное. Что же касается словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном возрасте начинает интенсивно развиваться только к 6 – 7 годам.
Воображение – это способность сознания создавать образы, представления, и манипулировать ими.
Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления.
Речь — процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык — средство общения людей друг с другом.
Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и развиваются в процессе игровой, учебной, трудовой и творческой деятельности.
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных способностей детей.
Значит, развитием познавательных способностей нужно управлять.
Эффективным средством формирования и коррекции познавательных способностей детей являются развивающие игры, актуальность использования которых в воспитательно-образовательном процессе обусловлена их огромным познавательным потенциалом.
Развивающие игры – это те игры, которые способствуют развитию ребенка, неважно, идет ли речь о развитии мелкой моторики, речи, мышлении, памяти, воображения, творческих способностей. Игра, которая способствует развитию какого-либо интеллектуального или физического навыка, является развивающей.
«Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, познавательных процессов» (Борис Павлович Никитин).
Практически каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.
Основная особенность развивающих игр — игры-обучающие. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. (Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия.)
В основу развивающих игр положены три принципа обучения — это
- «от простого к сложному»,
- «самостоятельно по способностям»,
- «постепенность и систематичность».
Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием познавательных способностей:
- развивающие игры дают пищу для ума с самого раннего возраста;
- задания — это своеобразные ступеньки, которые создают условия для развивающего обучения. Поднимаясь, каждый раз самостоятельно, ребенок развивается наиболее успешно;
- развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения.
Развивающие игры — самый простой и природный способ развивать ребёнка и готовить его к школе.
Задачи развивающих игр в педагогике могут включать:
- развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
- развитие воображения, памяти, креативности мышления;
- формирование базисных представлений (об окружающем мире, математическом, речевых умений;
- приучение детей соблюдать во время игры правила;
- формирование умения ощущать себя в пространстве окружающего мира и людей;
- научение ребёнка играть;
-воспитание чувства доброжелательности, взаимопомощи.
Развивающие игры позволяют каждому ребёнку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяя их пределы, они мотивируют ребёнка осуществлять познавательную деятельность.
Развивающая игра имеет определенную структуру.
Выделяются следующие структурные составляющие развивающей игры:
2) игровые действия;
3) правила игры;
4) результат.
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.
В развивающей игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение развивающей задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи.
Подведение итогов проводится сразу по окончании игры. Это может быть: подсчет очков; выявление детей, которые лучше или быстрее выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т. д.
При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть его успехи.
Таким образом, развивающая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения.
В теории и практике воспитания существует следующая классификация видов развивающих игр:
- настольно-печатные;
- словесные.
Игры с предметами — основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов, знакомятся с их свойствами и признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются, что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
При ознакомлении детей с природой в подобных играх можно использовать и природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др.) — что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа.
Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей необходимо создать в группе предметно-развивающую среду — специальную развивающую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.
Каждый ребёнок индивидуален, поэтому важно понять, что интересно именно ему. Применение развивающих игр только тогда будет иметь результат, когда ребёнок получит от них эмоциональное удовлетворение.
В современном мире существует множество разнообразных развивающих игр. Я познакомлю вас с некоторыми из них. Эти игры можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста в условиях СРЦ. Но так как многие дети младшего и среднего школьного возраста, проходящие реабилитацию, имеют ограниченные возможности здоровья (ОВЗ, общее недоразвитие речи (ОНР, низкий уровень познавательной активности и интеллекта, то эти игры можно использовать так же в работе с ними, немного усложняя или корректируя задания.
Рассмотрим, какие виды развивающих игр можно использовать для работы с детьми дошкольного возраста по формированию познавательных способностей.
Игры для сенсорного развития и цветовосприятия:
дизиборды, сортеры, трансформеры, пирамиды, мягкие модули, тактильные книжки;
Головоломки, конструкторы, шнуровки, прищепки, пуговицы, мозаика
Они сочетают развитие логики и мелкой моторики. Этим типом игр ребёнок может заниматься самостоятельно.
Раскраски
Раскраски призваны развивать творческие способности малыша, умение держать карандаш и делать точные движения, видеть контур, различать и запоминать цвета. Для детей младшего школьного возраста – это раскраски с заданием: соединить точки – цифры по порядку и раскрасить или решить пример и раскрасить и т. д.
Пазлы — игра, где картину нужно собрать из частей — это увлекательно и полезно. Для самых маленьких используйте крупные пазлы из мягкого материала, а детям постарше подойдут наборы мелких частей, из которых можно собрать красочные картинки.
Загадки и ребусы, шарады, кроссворды, сканворды, игры с пословицами и поговорками
Игры, в которых предстоит отгадывать и расшифровывать что-либо, очень нравятся и маленьким, и большим детям. Они расширяют кругозор, стимулируют умственные процессы, учат логически и интуитивно мыслить. Благодаря загадкам малыш больше узнаёт об окружающем мире. Ребусы и шарады, кроссворды, сканворды — это своеобразная гимнастика для ума. Благодаря таким заданиям ребёнок расширяет словарный запас, тренируется самостоятельно мыслить, писать.
Математические игры и игры по изучению букв
Обучение детей простым манипуляциям с цифрами и буквами предлагается начинать с раннего возраста. Это могут быть красочные карточки, кубики и книжки с цифрами, буквами, весёлыми картинками. Они помогут легко, в занятной форме познакомить ребенка с миром букв и звуков, чисел и цифр, понятиями количества, счётом и арифметикой.
Познавательные (дидактические) игры – это тематические наборы карточек и картинок, кубики с картинками.
Такие игры расширяют представление ребёнка об окружающем мире: о животном мире, флоре и фауне, природе, профессиях, одежде, посуде и т. д.
Для школьников
Игры для детей, достигших школьного возраста, меняют свой характер. Настольные игры, интересные школьникам, все также развивают разнообразные способности. Командные настольные игры, а также деловые детские игры, способствующие социализации, коммуникативности и развитию мышления нравятся младшим школьникам. Ребята в этом возрасте стремятся творчески проявить себя.
В современном мире, в этом возрасте у детей актуальность приобретают компьютерные игры, которые могут быть развивающими.
Компьютерные и онлайн игры
При занятиях за компьютером необходимо:
- обращать внимание, в какой позе ребенок сидит за компьютером;
- следить за расстоянием монитора от лица ребенка. Расстояние между ними должно быть не меньше диагонали вашего монитора.
- контролировать время проведения ребенком за компьютерными играми (для детей 5 лет не должна превышать 10 минут, для детей 6–7 лет – 15 минут и не более 3 раз в неделю; 8–11 лет — 20–30 минут; 12–14 лет — 30–45 минут; 15–16 лет — 1–2 часа).
- каждые 15 минут работы за компьютером необходимо давать отдых глазам и телу.
Выводы
Таким образом, применение развивающих игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка, т. е. на формирование, развитие или коррекцию познавательных способностей. Обучая детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.