Ирина Скорова
Консультация для педагогов «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №126»
«Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников"
Воспитатель :
И. В. Скорова
г. Нижний Новгород
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
1. Моделирование и его суть.
2. Виды моделей (презентация).
3. Требования, предъявляемые к моделям.
4. Моделирование в экологии.
Моделирование – это эффективный метод развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. (Слайд 1)
Целенаправленное использование метода моделирование ведёт к более глубокому осмыслению предоставляемой информации, а также облегчает понимание связей и отношений мира природы, позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление (Слайд 2).
В дидактике выделены три вида моделей (Слайд 3).
Предметная модель – имеет вид физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. Данная модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов. От игрушки такая модель отличается точностью воспроизведения существенных связей и зависимостей внутри моделируемого объекта или между ними, возможностью обнаружить эти зависимости в деятельности с моделью. Предметные (модели) воспроизводят геометрические, физические и др. свойства объектов в материальной форме.
Примеры: детские игрушки, геометрические фигуры, макеты, учебные пособия (Слайд 4.).
Предметно- схематическая модель.
В данной модели существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов заместителей и графических знаков. Структура такой модели подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно-схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщенном виде (Слайд 5).
Графические модели.
Это различные графики, схемы. Они передают обобщённо (условно, признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды (П. Г. Саморуковой, С. Н. Николаевой, таблицы фиксации продолжительности дня и т. д.
Этот вид моделей используется преимущественно в школе (Слайд 6).
Требования, предъявляемые к модели
Моделирование – это достаточно сложный процесс, чтобы его облегчить необходимо, соблюдать обязательные требования, предъявляемые к моделям.
Каждая модель должна :
1. Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту.
2. Быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней.
3. Ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
4. Она должна облегчать познание (Слайд 7).
Этапы работы с моделью
Работа с моделью должна быть системной и последовательной, состоящей из определённых этапов.
I этап.
Цель: Знакомство детей с объектом или явлением, анализ изучаемых связей и отношений.
Задачи.
1. Выявление признаков объекта или явления природы.
2. Помочь детям понять связи между рассматриваемыми объектами.
Приё мы: обследование объектов или явлений природы, беседа с использованием вопросов к детям причинно- следственного характера (Зачем? Почему? Что было бы, если).
II этап.
Цель: Перевод данного материала на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными и графическими средствами.
Задачи:
1. Обучение приёмам изображения знаков и символов.
Приё мы: объяснение, пояснение, показ способов изображения знаков или символов.
III этап.
Цель: работа с моделью.
Задачи:
1. Учить детей понимать язык символов.
2. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, логическое мышление.
Приё мы: индивидуальная помощь, пояснение, оценка результатов.
IV этап.
Цель: Соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью.
Задачи:
1. Учить детей делать выводы, умозаключения.
Приё мы: словесные приёмы, оценка (Слайд. 8,9).
Моделирование в экологии
Формы практического применения:
Занятие по экологическому воспитанию.
Экологический уголок в группе.
Экологический уголок в группе.
Экологический уголок в группе.
Задания в индивидуальные блокноты. (Слайд 10)
Использование форм моделей в процессе экологического воспитания дошкольников можно разделить на три составляющие:
1. Моделирование особенностей строения, функционирования и развитие растений и животных, их приспособленности к среде обитания в разное время года.
К ним относятся группы моделей :
Описание животного;
Признаки живого;
Условия для жизни растений;
Строение растений и животных;
Потребности живого организма;
Отличительные признаки растений;
Функции живых организмов (Слайд 11)
Проводиться игра с педагогами «Узнай название птицы по описанию». (Слайд 12)
2. Сообщества живых организмов и особенности их обитания в разных экологических системах. К ним относятся группы моделей :
Биоценозы;
Сравнение диких и домашних животных;
Кто как размножается;
Что помогает хищникам охотиться;
От зернышка до булочки. (Слайд 13, 14)
3. Аспекты взаимодействия человека и природы.
Модели данного раздела придуманы в основном детьми и родителями. Они просты для восприятия и легко придумываются детьми. (Слайд 15)
Задача педагога и родителей – направить мысль детей в нужное русло, подвести к определённым выводам и заставить задуматься о влиянии человека на природу.
Формировать у детей осознанно правильного отношения к тем объектам природы, которые находятся рядом с ним через умение работать с моделями, знаками, символами. Цель экологического воспитания будет достигнута, если дети научатьсялогически мыслить и находить верные решения многих проблем современности.
Источники :
• Белоусова Р. Ю., Николаева Л. И. : «Использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста»
• Белоусова Р. Ю., Пономарёва О. А. : «Теория и практика использования метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников».