Инна Чепайкина
Мастер-класс для педагогов «Использование кейс-технологии в работе с детьми по развитию экологической грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС
для педагогов : «Использование кейс-технологии в работе с детьми по развитию экологической грамотности»
Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. познакомить участников мастер-класса с кейс-технологией;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование кейс-технологии в работе с детьми по развитию экологической грамотности“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. вызвать интерес к использованию кейс-технологи в работе с детьми дошкольного возраста для развития восприятия, мышления и речи;
3. способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной
компетентности педагогов в области применения интерактивной кейс-технологии.
Возрастная адресность: дети старшего дошкольного возраста.
Форма проведения: мастер-класс
Участники: педагоги, группы по 4 человека.
Дидактический материал: кейс пакеты, презентация по теме, фломастеры, папирус, метки красный, синий, зеленый – этапы деятельности.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, столы и стулья для педагогов.
Предварительная работа : изучение и обработка специальной литературы по данной теме; подготовка компьютерной презентации; подготовка оборудования, создание кейс папок.
План проведения:
1. Введение – актуальность.
2. Основная часть – теоретические основы кейс – технологии.
3. Практическая часть - работа с кейсом.
4. Рефлексия.
Ход мастер-класса :
Актуальность.
«Добрый день, уважаемые коллеги».
Сегодня я предлагаю вам актуальную, на мой взгляд, тему мастер-класса под названием : «Использование кейс-технологии в работе с детьми по развитию экологической грамотности», цели и задачи которого вы видите на экране.
Для успешного проведения мероприятия, хочу предложить вам небольшой «Квик – настрой» : «Все в твоих руках» (это один из интерактивных методов) : «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в детском саду атмосферу доброжелательности, творчества и позитива. Через новые методы работы, применив свои умения и знания, научить детей неординарно мыслить, способных принимать нестандартные решения, применять полученные знания в реальной жизни самостоятельно, без помощи взрослых, что и является основным требованием ФГОС дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные при использовании метода кейсов, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать е. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
«Кейс-технология» актуальна, так как отражает направления современной государственной образовательной политики в области дошкольного образования, способствует реализации комплексного подхода, развитию интегративных качеств личности ребёнка.
Основная часть
В восточной философской энциклопедии в одном из главных произведений конфуцианской канонической литературы Ли Цзиесть есть мудрое высказывание:
«Учитель и ученик растут вместе: обучение – наполовину учение».
Сегодняшний мастер-класс позволит мне поделиться опытом использования кейс-технологии для формирования моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога.
В дошкольном детстве при формировании экологических знаний можно рекомендовать использование практических кейсов, среди которых выделяют следующие формы:
I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования экологической культуры, ситуации опасности для жизни и здоровья людей, животных).
Можно применять следующие кейсы :
1. Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения. Примеры картинок вы видите на экране.
2) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например – для опасности здоровью).
3. Кейсы-варианты развития событий
II. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами.
Применяются следующие кейсы :
1. Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, сачок, шмель, плачущий малыш);
2. Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простая прогулка в лес – ведь сколько можно предположить вариантов – от жалящих насекомых, до остаться одному в лесу и заблудиться, не потушенный костер.
4. Метод дискуссий «Хорошо-плохо».
По каждому кейсу работа организована по следующим четырем этапам. Каждый из них мы отмечаем специальной меткой.
Это позволяет детям видеть ритм кейса, предполагать последующие этапы.
1 этап – метка красный вопросительный знак – это этап предъявления стимульного материала кейса. Используются такие вопросы, как «Что неправильно делает ребенок?», «Что случилось?»
2 этап – метка синий восклицательный знак – это этап выявления причинно-следственных связей, условий, влияний. Используются такие вопросы, как «Почему это могло случиться?», «Почему так произошло?», «К чему это приведет?»
3 этап – метка злёный восклицательный знак – это этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Воспитатель задаёт вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?» Здесь же педагог уточняет, что нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала безопасной и приятной для жизни.
4 этап – метка лист папируса – этап вербализации, этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление.
Практическая часть.
В начале нашей практической части я предлагаю вам провести небольшую разминку - интервью.
1. Какие запрещающие и разрешающие знаки природы вы использовали бы и для чего?
2. Какую роль в экологическом образовании детей играют наглядные пособия? Что с их помощью можно показать?
3. Без чего человек не проживет и 6 минут? (без воздуха). Без чего человек не проживет и недели? Без воды.
Уважаемые коллеги сейчас мы разберем свами и поработаем с кейсами иллюстрация, и кейс варианты развития событий.
Я приглашаю 6 помощников. Пожалуйста выходите. Их задача освоить применение алгоритма действий для организации 2 ситуаций по теме. Первая тройка работает с иллюстрацией, вторая тройка работает с кейсом варианты развития событий. На столе лежат метки красный, синий, зеленый – этапы защиты своей версии событий и папирус. В папирусе вы должны изобразить правило, которым смогут воспользоваться дети. Ваши рисунки мы поместим в детскую копилку.
Пока педагоги готовятся я поработаю с аудиторией.
Предлагаю вам игры с противоречиями (кейс прогнозирование, которые можно решить с помощью алгоритма.
Пример: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?» Предполагаемые ответы: (На черного зайца легче охотиться лисе… Особенно его хорошо видно на снегу… Теперь ему только под землей надо жить … Или там, где вообще нет снега, а только черная земля … А гулять ему теперь надо только ночью…Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его)
Давайте коллеги сформулируем вывод. С развитием цивилизации окружающий мир стал страдать от действий людей.
Кейс- диспут
Направлен на: умение воспитанников аргументировано отстаивать свое мнение; способность вести конструктивный диалог;
умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.
Первый этап • Ситуация
Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д. Тухманов). После этого воспитатель предлагает подумать, действительно тучка была виновата?
Кто готов ее обвинить? А может быть кто-то встанет на ее защиту?
Второй этап • Момент проблемного включения детей
Педагог предлагает детям игру – «Прокурор и адвокат». («Хорошо – плохо» Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь.
Третий этап – защита своей идеи.
Например; «Я обвиняю дождь за то, что он холодный, мокрый, не дает гулять, простужает…» «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы…»
• Комментарий
Основная задача воспитателя – сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в том числе и фантастические.
Наши педагоги готовы и могут отвечать.
Рассмотрим пример кейс – иллюстрации.
Ситуация 1 (картинка) рядом предполагаемые варианты ответов
Переходим к решению ситуации по этапам:
Первый этап – перед вами иллюстрация, рассмотрите её.
– сформулируйте проблему исходя из данной иллюстрации. «Промышленные и твердые отходы отходы в водоемах.»
Второй этап – Каковы могут быть последствия данного поступка? Последствия употребления загрязненной воды для человека, водоплавающих, насекомых.
Третий этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации. Соблюдение экологического образа жизни.
Оформить экологический стенд «Вода – это жизнь».
Обновить очистные сооружения на заводе.
Четвертый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий, формулирование правила.
2. Рассмотрим пример кейс – варианты развития событий
Направлен на развитие умения следовать социальным нормам поведения и правилам в разных ситуациях, умения задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам) людей, формулировать правило (ответ).
Первый этап – перед вами иллюстрации, рассмотрите их. Дети идут в поход в лес, и родители ругают детей.
Второй этап – Что могло произойти? Дети ходили в поход и разожгли костер.
Третий этап – Какие неправильные действия совершили дети? К чему приведет такое поведение? (метод предвидение).
Четвертый этап – предложите пути решения проблемы
- Какой вывод можно сделать? Сформулируйте правило.
Закрепление материала.
Кейс предполагает использование различных средств.
Вопрос к педагогам
– Откуда педагоги могут брать идеи для обсуждения проблемных ситуаций?
Педагог может брать идеи для кейсов из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием. Можно воспользоваться и готовыми идеями детей для кейсов в своих вопросах, поступках, игре.
Вопросы к педагогам
– Что можно обсудить на Ваш взгляд с детьми, что является объектом Кейс-метода?
Варианты ответов:
социальные и естественно-научные ситуации;
словесные и иллюстрированные сюжеты: события, рассказы и игры с проблемным содержанием;
фантазийные ситуации и нелепицы;
фото и видеоролики;
объекты и явления окружающей действительности.
(Некоторые педагоги называют проблемы из личного опыта и делятся вариантами их решений, которые они принимали вместе с детьми).
Вывод.
Экологическая кейс - технология помогает повысить интерес и педагогов, и детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная и нравственная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Рефлексия
Итак, кейс-технология : — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Сейчас я предлагаю вам оценить сегодняшнюю работу семинара. Перед вами «градусник» выберите температуру для себя по шкале, по которой определяется значение семинара: 34-бесполезно, бесперспективно, безразлично. 36,6- нужно, полезно, интересно, необходимо. 38- страшно, сложно, обременительно.