Аносова Мария Михайловна
Мастер-класс для педагогов «Искусство складывания бумаги: оригами как ключ к развитию конструктивных навыков у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение педагогической компетентности коллег по вопросу развития конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.
Задачи:
- дать представление об актуальности проблемы развития конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста;
- ознакомить с методиками работы, которые можно интегрировать в образовательный процесс;
- продемонстрировать вариант техники оригами для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Оборудование:
- листы бумаги для оригами размером 10 х 10 и 20 х 20;
- готовые образцы работы.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оригами для детей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2025
Участники мастер-класса:
педагогический коллектив ДОУ.
Ход мастер-класса
Теоретическая часть.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Речь пойдет о технике оригами как эффективном средстве в развитии конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста. Актуальность данной темы в наши дни не вызывает сомнений. Объясняется это возрастающим влиянием новых образовательных технологий и необходимостью всестороннего развития личности ребенка. В условиях современного мира, где навыки креативности и пространственного мышления становятся ключевыми, оригами предоставляет педагогам уникальную возможность гармонично развивать эти качества у детей.
Оригами, как искусство складывания бумажных фигур, эффективно стимулирует мелкую моторику, внимание и терпение. При создании бумажных конструкций дети учатся следовать инструкциям, что способствует развитию логического мышления и последовательности действий. Более того, оригами пробуждает творческий потенциал, позволяя детям воплотить свои фантазии в бумаге, что, в свою очередь, укрепляет уверенность в своих силах и способствует самовыражению.
Кроме вышеперечисленных преимуществ, оригами развивает пространственное мышление у детей. Когда ребенок создает трехмерные объекты из плоских листов бумаги, он учится понимать и визуализировать пространственные отношения между различными элементами конструкции. Это важное качество, которое поможет ребенку не только в художественной деятельности, но и в точных науках, таких как математика и инженерия, где важно уметь мысленно преобразовывать и манипулировать объектами в пространстве.
Практика оригами способствует также развитию социальной компетенции у детей. В группе, занимаясь оригами, дети учатся работать вместе, взаимодействовать друг с другом, помогать и делиться своими достижениями. Это формирует у них навыки коммуникативного общения, учит решать конфликты и работать в команде. Оригами также позволяет детям почувствовать культуру других стран, ведь оно тесно связано с японскими традициями и может стать элементом межкультурного обучения.
Включение занятий по оригами в образовательный процесс обогащает учебную программу и делает её более разнообразной и интересной. Учителя и воспитатели могут использовать оригами в различных образовательных проектах, интегрируя его с такими дисциплинами, как математика (создание геометрических фигур, искусство (декоративная работа, история (изучение культурных традиций Японии). Таким образом, оригами становится не только творческим занятием, но и интеграционным инструментом, способствующим комплексному подходу к обучению и воспитанию детей.
Сегодня мы с вами рассмотрим основные методики использования оригами в обучении детей, а также познакомимся с практическими приемами, которые можно внедрить в повседневную образовательную деятельность. Работая с оригами, мы также укрепляем межличностные отношения среди воспитанников, так как совместная деятельность способствует развитию коммуникативных навыков и духа команды.
Практическая часть.
Теперь я предлагаю вам перейти к практике и попробовать сложить несколько базовых фигур, которые могут стать первыми шагами на пути к более сложным проектам.
1. Начнем с классического журавлика, который не только является символом японской культуры, но и служит отличным стартом для ознакомления с основными принципами оригами. Этот процесс требует точности и аккуратности, и дети, наблюдая за нашими действиями, смогут перенять важные навыки внимательности и сосредоточенности.
Первый шаг - подготовить квадратный кусок бумаги, желательно односторонний с цветной стороной и размером 15x15 см. Положите лист цветной стороной вверх. Сначала сложите его по диагонали, чтобы образовать треугольник, затем разверните. Повторите это действие с другой диагональной стороны. После этого сложите бумагу пополам по горизонтальной оси и снова разверните. В итоге у вас должны получиться сгибы, которые пересекаются в центре и напоминают звезду.
Теперь перейдите к созданию базовой формы «двойного квадрата». Для этого возьмите стороны, противоположные диагональным сгибам, и сложите их внутрь, опуская верхние уголки в центр. Разгладьте все линии сгиба. У вас должен получиться меньший квадрат с открывающимися клапанами внизу. Следующим шагом является формирование «основы птицы». Поднимите один из треугольников нижнего клапана и согните его к центру верхней части. Разгладьте, затем повторите с другим треугольником. Разверните получившиеся сгибы, потяните за верхний угол и, держась за центр, сложите стороны внутрь по созданным сгибам. Повторите эти действия с другой стороны.
Теперь пора придать журавлю форму. Держите фигуру так, чтобы у вас была центральная складка и две «ноги». Делайте обратный внутренний сгиб, подтягивая одну из «ног», чтобы сформировать шею журавля, и согните верхушку у шеи, чтобы создать голову. Сделайте то же самое с другой стороной для создания хвоста. Разведите крылья поперек и аккуратно придайте им легкую изогнутую форму для придания динамики. Теперь ваш оригами-журавль завершен. Поставьте его на ровную поверхность и немного отрегулируйте форму, чтобы он стоял устойчиво. Поздравляем, ваш журавль готов!
2. Продвигаясь дальше, мы будем учиться создавать более сложные конструкции, такие как геометрические фигуры, которые помогут детям развить чувство формы и симметрии. Эти упражнения продемонстрируют детям, что оригами — это не только развлечение, но и способ изучения основ геометрии и физики. Знания о том, как распределяется вес бумаги или как создается устойчивость конструкции, могут открыть двери к инженерному и архитектурному мышлению у детей.
Первый шаг — подготовка материала. Возьмите листы цветной бумаги размером 20 x 20 см или меньше, в зависимости от удобства для маленьких ручек. Обсудите с детьми, какие цвета им больше всего нравятся, и дайте возможность выбрать бумагу.
Следующий шаг — создание первой фигуры, например, квадрата. Попросите детей сложить лист бумаги пополам по горизонтали, а затем развернуть его обратно, чтобы образовалась линия сгиба. После этого повторите действие по вертикали, снова развернув бумагу. Покажите детям, как по линиям сгибов аккуратно сложить бумагу в меньший плоский квадрат, обратив внимание на точность совмещения углов. Этот процесс можно повторять с другими простыми фигурами, постепенно увеличивая сложность.
3. После того как дети освоят базовые навыки, мы будем интегрировать оригами в междисциплинарное обучение. Например, создать занятие, где оригами исполняет роль в повествовании историй или построении научных моделей. Таким образом, мы не только укрепляем умения детей в сфере искусства, но и стремимся к более глубокому пониманию окружающего мира. Это также поддерживает уважение к культурным традициям и вдохновляет детей на изучение истории и культов различных народов.
Давайте создадим цветочную историю. Создание цветка в технике оригами — это увлекательный процесс, который не только развивает моторику и внимание, но и позволяет проявить свою творческую натуру. Начнем с простого варианта цветка, который идеально подходит для начинающих. Для работы вам понадобится квадратный лист бумаги. Лучше всего использовать бумагу для оригами, так как она обладает нужной гибкостью и плотностью.
Шаг 1: Начинаем с базовой формы. Возьмите квадратный лист бумаги и сложите его пополам по диагонали, чтобы получить треугольник. Затем разверните его обратно в квадрат. Повторите то же самое с другой диагональю. В результате у вас должны получиться линии сгиба в форме буквы «X».
Шаг 2: Перейдите к подготовке лепестков. Сложите стороны квадрата к центральной линии сгиба, чтобы у вас получился ромб. Переверните заготовку и повторите это действие с четырьмя углами, сгибая их к центру. У вас должна получится фигура, напоминающая маленький квадрат с диагональной ромбической формой.
Шаг 3: Формирование цветка. Осознанно раскройте каждую створку наружу, создавая красивые лепестки. Особенно важно делать это аккуратно, чтобы не повредить нежные края бумаги. Плавно отогните верхние уголки каждой створки, чтобы цветок принял свою окончательную форму. При желании можно слегка закруглить окончания лепестков.
Заключительная часть. Рефлексия.
Уважаемые коллеги, на этом наша встреча подходит к концу. В заключение, хотелось бы обсудить затронутую тему.
• Как вы относитесь к проблеме развития конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста?
• Используете ли в работе технику оригами?
• Был ли полезен для вашей профессиональной деятельности данный мастер - класс? Чем?
Спасибо за положительные эмоции и вашу активность!
В заключение хочу подчеркнуть, что техника оригами предлагает педагогам множество возможностей для стимулирования интеллектуального и творческого развития детей. Используя это искусство как средство обучения, мы поддерживаем инициативу и самовыражение каждого ребенка, готовя их к жизни в современном обществе, где творчество и инновации играют ключевые роли. Надеюсь, что наш мастер-класс вдохновит вас на внедрение оригами в вашу педагогическую практику и принесет много радости и пользы вашим воспитанникам.
Спасибо за внимание!
Список информационных ресурсов
1. Выгонов В. В. Оригами для малышей. 4+. Простые модели. ФГОС ДО / В. В. Выгонов. – М. : Экзамен, 2023. – 32 с.
2. Василенко М. Ю. Оригами и рисование для дошкольников / М. Ю. Василенко. – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М. 2012.
4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2023.