Нина Викторовна Калиновская
Мастер-класс для педагогов и специалистов «Народный танец» в логопедической группе детей с ФФНР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад комбинированного вида № 10»Казачок»
г. Новокубанск
Муниципального образования Новокубанский район.
занятие в старшей группе ФФНР №8
Мастер – класс
для педагогов и специалистов
МДОАУ №10 «Казачок»
Музыкальный руководитель:
Калиновская Н. В.
г. Новокубанск
2017г.
Публикация «Мастер-класс для педагогов и специалистов „Народный танец“ в логопедической группе детей с ФФНР» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа логопеда. Логопедия
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Цель: познакомить детей с русскими народными хороводами и плясками, приобщить детей к русской культуре.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с основными жанрами русского народного танца;
научить детей свободно двигаться в манере русских народных хороводов, плясок.
Воспитательные:
приобщить детей к русской культуре;
прививать интерес к народной музыке и любовь к русскому искусству;
воспитывать музыкальную культуру дошкольников, потребность выражать свои мысли в движениях под музыку.
Развивающие:
развивать умение двигаться соответственно музыке, менять движения по фразам в русской пляске;
развивать музыкальный слух и чувство ритма в русских народных мелодиях;
развивать танцевальные и импровизационные навыки и умения.
Слайд1
Зал оформлен в виде «Русской избы», за столом у самовара сидит грустная Бабушка. Дети, взявшись за руки, заходят в зал. Проводится коммуникативная игра «Хоровод» М. Картушиной. Дети, взявшись за руки, идут по кругу хороводным шагом и поют на мотив русской народной песни «Ах, вы, сени» :
Мы заводим, мы заводим,
Мы заводим хоровод.
Поздороваться желаем,
Удивим сейчас народ!
Дети останавливаются, поворачиваются лицом друг к другу, образуя пары, поют слово «Здравствуй!», прикасаясь друг к другу («здороваясь») ладошками, пальчиками, плечиками. Игра повторяется 2-3 раза. Каждый раз дети здороваются по-другому. После игры пары разворачиваются лицом в круг.
Муз/рук. Обычай приветствовать поклоном знакомого или даже незнакомого человека дошел до нас из глубокой древности. Раньше говорили «бить челом», т. е. почтительно кланяться, благодарить, приветствовать. Если заходил запоздалый путник, его встречали поклоном: «Милости просим!» (Делает поклон).
Ребята, мы с вами пришли в гости к Бабушке, давайте поздороваемся с ней, поклонимся. (Дети выполняют поклон). Гость доволен – и хозяин рад. Постараемся, чтобы у нашей Бабушки остались только приятные о нас
впечатления и воспоминания.
Бабушка: (подходит к детям) Здравствуйте, внучки милые, внучки мои хорошие. (Тяжело вздыхает, опускает голову).
Муз/рук. Бабушка, что случилось, почему ты такая грустная?
Бабушка Меня зовут Бабушкой-Забавушкой, потому что я весёлая, знаю много сказок, умею петь весёлые песни, зажигательно танцевать русские пляски. А вчера легла я спать, проснулась и ни одного русского танца не помню. Вот, сижу, вспоминаю, да толку нет. (Вздыхает).
Муз/рук. Ребята, поможем Бабушке, вспомнить, танцевальные движения?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель приглашает Бабушку танцевать. Дети, взявшись за руки, идут хороводным шагом по кругу. Музыкальный руководитель показывает элементы танцевальных движений.
МУЗЫКАЛЬНО–РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
«Хороводный шаг» «Ковырялочка»
Вдоль по реченьке Ковырялочку, ребята,
Лебедушка плывет, Я хочу вам показать.
Выше берега головушку несет, Вы попробуйте за мною
Белым крылышком помахивает, Все движенья повторять.
На цветы водицу стряхивает.
Ставлю ногу на носок,
«Припадание» А потом на пятку.
Припадаем, припадаем, И три раза постучу,
Русский танец начинаем, Глядя на ребяток.
Как лебедушки, плывем,
Хоровод мы наш ведем! Носок пятка, перетоп,
Носок пятка, перетоп.
Припадаем мы на ножку Вот какие молодцы –
И покружимся немножко. Мы танцоры удальцы!
Наши танцы хороши,
Мы танцуем от души.
«Гармошка»
Шаг – присяду, В нашем доме у Тимошки
Шаг присяду. Есть красивая гармошка.
Это танец я учу, Пятки вместе, носки врозь
Приседать я не устану, Потанцуй, лениться брось.
Я танцором стать хочу!
Мы с подружками «гармошку»
«Топотушки» Будем вместе танцевать.
Топотушки, топотушки, А дружки наши «гармошку»
Раз, два, три, четыре, пять. Будут с нами повторять.
Дружно, весело, задорно
Повторим мы все опять! Ты играй, моя гармошка,
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Каблучками я стучу, Посмотрите, полюбуйтесь,
Пляску русскую учу. Как танцуют на Руси.
Пляска русская моя,
Замечательная!
Муз/рук. Молодцы, ребята. Ну как, Бабушка, вспомнила плясовые движения?
Бабушка: Вспомнила, вспомнила, мои внучата. Проходите, отдохните. (Дети садятся на скамейки.)
Муз/рук. Ребята, а вы знаете, как появились первые русские народные танцы?
Дети: Нет.
Муз/рук. Хотите, я вам сейчас расскажу?
Дети: Да!
Муз/рук. Рассаживайтесь поудобнее и слушайте.
Слайд 2
История «Русского народного танца»
Танец — это особый вид народного искусства. Не поддаётся счёту сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени», иногда по количеству танцоров («Парная», «Четвёрка», иногда название определяет картину танца («Плетень», «Воротца»). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще : это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.
Слайд 3
Основные жанры русского народного танца
Русский народный танец делится на два основных жанра - хоровод и
Слайд 4
пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.
Слайд 5
Самым древним русским народным танцем был хоровод, он сопровождался песней. Хоровод - массовый танец, его рисунок - простой круг, который олицетворял движение Солнца вокруг Земли. Под пение танцующих, в хороводе разыгрывались целые сценки. Хороводы весьма разнообразны в своих построениях, большинство хороводов являются круговыми. Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки – зигзаги, линии и т. д.
Слайд 6
Фигуры хороводов
Хороводы бывают сомкнутые (круг) и разомкнутые (линия на линию, змейка и т. д.).
Слайд 7
Хороводы бывают орнаментальными и игровыми
Орнаментальные хороводы, их еще называют фигурными, узорными, состоят из строгих форм, несложных и однообразных фигур.
Слайд 8
Схемы для «Орнаментального хоровода»
Муз. Рук. Ребята, посмотрите, какие красивые узоры. Оказывается, мы их можем даже станцевать. (Комментирует узор.)
Слайд 9
Вот здесь мы пойдем по кругу,
Слайд 10
затем пойдем по кругу приставным шагом с полуприседанием,
Слайд 11
покружимся по одному,
Слайд 12
Завьем улитку,
Слайд 13
сузим и расширим круг,
Слайд 14
покружимся «звездочкой»
Слайд 15
и завершим наш танец движением по кругу.
Муз/рук. Ребята, а без чего не получиться танца?
Дети: Без музыки.
Муз/рук. Бабушка - Забавушка, а музыка у тебя есть?
Бабушка: Есть, да еще какая красивая…
Музыкальный руководитель предлагает детям и Бабушке станцевать «Орнаментальный хоровод. Дети берут в правую руку платочек и танцуют, выполняя движения в соответствии с рисунками на слайдах.
«ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ ХОРОВОД»
(«Вологодские кружева»)
После танца дети садятся на скамейки.
Слайд 16
Муз/рук. Были и другие хороводы, когда юноши и девушки образовывали круг и в нем разыгрывали песню, как маленький спектакль. Такой хоровод называется игровым.
Муз. рук. приглашает детей поиграть.
ИГРОВОЙ ХОРОВОД «ПО – ЗА ГОРОДУ ГУЛЯЕТ»
Музыкальный руководитель хвалит детей и предлагает посидеть, отдохнуть.
Бабушка: Ай, да молодцы у вас ребята!
Муз/рук. Ну как, Бабушка, вспомнила, какими бывают хороводы?
Бабушка: Вспомнила, вспомнила, спасибо вам.
Муз/рук. Ребята, а хотите узнать, как появилась русская пляска?
Дети: Да!
Слайд 17
Русская пляска
Муз/рук. Пляски или плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски.
Слайд 18
Мужская пляска размашистая, широкая, сильная, высокая.
Слайд 19
Женская пляска плавная, величавая, задушевная, но в то же время, живая и задорная.
Слайд 20
Парная пляска исполняется игриво и задорно. Смысл парной пляски - разговор, диалог любящих друг друга людей. Ее темп ровный, рисунки разнообразные.
Слайд 21
Перепляс - это соревнование. Парни соревнуются в ловкости, силе, удали, индивидуальности. Это исключительно мужской танец.
Слайд 22
Массовый пляс – это творчество человека, его полное самовыражение. В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников.
Слайд 23
Групповая пляска – массовый танец без конкретных сложных рисунков и построений, в основном это хороводные переходы, импровизации.
Слайд 24 Кадриль
Одним из русских народных танцев является кадриль. И сейчас я предлагаю вам посмотреть этот танец.
Танец «Кадриль»
Мальчики приглашают на танец девочек, а муз. рук. Бабушку – Забавушку.
Бабушка благодарит детей за танец.
Муз/рук. Ну вот, Бабушка- Забавушка, мы тебя и развеселили, и помогли тебе вспомнить, как появились русские народные танцы.
Ребята, а вам понравилось наше занятие? Я для вас приготовила 2 шкатулки. В одной шкатулке …., а в другой…. Если занятие понравилось возьмите из 1шкатулки, если нет – из другой.
Бабушка: Спасибо вам большое. А за вашу помощь я вам приготовила угощение.
Бабушка раздаёт угощение детям. Дети благодарят Бабушку за угощение, прощаются и уходят в группу.