Татьяна Филатова
Мастер-класс для педагогов и родителей «Цветная логика. Блоки Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов и родителей
«Цветная логика. Блоки Дьенеша»
Составила воспитатель Группы №3 «Соловушки»
Филатова Татьяна Александровна
Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать все задачи воспитательно-образовательного, в частности для реализации познавательного и речевого развития.
Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
Публикация «Мастер-класс для педагогов и родителей „Цветная логика, Блоки Дьенеша“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
1. формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. цветом - красные, желтые, синие;
3. размером- большие и маленькие;
4. толщиной- толстые и тонкие.
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Актуальность:
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям. Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Развитие мышления ребенка происходит в интересной для него ситуации – при решении задач игрового характера, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную нагрузку с двигательной.
Подбор игр и упражнений дает возможность организовать занятие с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Даже в одной игре задания можно варьировать – кто-то из детей оперирует только одним свойством, другой уже осилит упражнение, где нужно ориентироваться на 2-3 свойства одновременно.
Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, развивают комбинаторное мышление, важное как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Основные принципы работы с детьми с использованием блоков Дьенеша :
• Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
• Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
• Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
• Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
• Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
• Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
На основе разработок Михайловой З. А. Лелявиной Н. О. и Финкельштейн Б. Б. разработан комплект «Давайте вместе поиграем», который включает в себя иллюстративный вспомогательный материал для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами и методические советы по использованию дидактических игр с блоками. Также Финкельштейн Б. Б. разработаны альбомы к циклу игр с дидактическим материалом – блоки Дьенеша для детей каждого возрастного периода.
1. Давайте вместе поиграем.
1-й комплект для детей 3-5 лет:
логические фигуры
угощение для медвежат
художники
магазин
2-й комплект для детей 5-7 лет:
логические кубики
украсим елку бусами
архитекторы
карточки-символы
логический поезд
мозаика цифр
2. Страна блоков и палочек. 4-7 лет
3. Спасатели приходят на помощь. 5-8 лет
4. Праздник в стране блоков. 5-8 лет
5. Поиск затонувшего клада. 5-8 лет
Используемая литература:
• Новикова В. П. Математика в детском саду 6-7 лет.
• Серии игр с блоками Дьенеша автор Финкельштейн Б. Б.
1. «Лепим нелепицы» с 4-х лет
2. «Давайте вместе поиграем» 3-7 лет
3. «Спасатели приходят на помощь»5-8 лет
4. «Поиск затонувшего клада» 5-8 лет
5. Диагностический материал к логическим блокам Дьенеша.
• Методика А. Н. Поддьякова «Подбери костюм для мишки».