Елена Скворцова
Мастер-класс для музыкальных руководителей «Хор рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер –класс для музыкальных руководителей «Хор рук»
Цель: представление и распространение опыта использования музыкально-педагогической технологии Т. А. Боровик «Хор рук».
Задачи:
• Продемонстрировать участникам методы и приемы развития чувства ритма у дошкольников; чувства ансамбля, слаженности общего действия; снятия психоэмоционального напряжения.
• Отработать приемы в деятельностно-имитационном режиме.
• Создать условия для профессионального общения.
Публикация «Мастер-класс для музыкальных руководителей „Хор рук“» размещена в разделах
• Показать практическую значимость использования данной технологии, убедить участников в целесообразности ее использования.
Ход мастер класса.
1 сл. Уважаемые коллеги!
Главным в своей работе, я считаю возможность открыть перед детьми дверь в увлекательный и огромный мир музыкального искусства. А как же развить у ребенка способность к восприятию музыки, потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность воплощения художественного замысла? Постоянный поиск ответов на эти вопросы подталкивал меня к изучению различных методик и практик. Методики Татьяны Боровик, Анны Бурениной, Ольги Радыновой расширили значительно мой профессиональный кругозор, оказались для меня очень интересными и полезными и нашли свое отражение в практической деятельности. Но как и у любого творчески работающего педагога у меня появилась своя любимая инновационная технология «хор рук». Автор этой технологии Татьяна Боровик.
2 сл. Использование данной технологии направлено на развитие:
слухового восприятия музыки,
координационной свободы движения,
чувства ритма,
способности к двигательной импровизации.
ансамблевой слаженности.
Эта форма работы интересна и тем, что подводит детей к пониманию двухголосия в целом, и в частности к пониманию двигательного двухголосия.
3 сл. Итак, рассмотрим саму технологию «Хор рук».
Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». В руках у дирижеров те же самые атрибуты, которые находятся у детей.
«Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях, зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего - «дирижера», «вторую двигательную партию» - другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего - «дирижера». Поначалу ведущими дирижерами выступают взрослые.
4 сл. А со временем, накопив опыт двигательных навыков и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно выступают в роли дирижеров всех партий.
Перед тем как поучаствовать в «Хоре рук» и создать какой-то музыкальный образ, ребята прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе, о тех чувствах, которые оно вызвало. Воспитание чувств у детей является одной из наиболее важных педагогических задач, не менее важной, чем развитие умственных способностей. От чувств и эмоций зависит отношение ребенка к окружающему миру. “Годы детства – это прежде всего воспитание сердца” (В. Сухомлинский). А без “воспитания сердца”невозможно экологическое воспитание ребенка. И именно здесь на помощь приходит музыка. Музыка способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее. Да и сама музыка рождается благодаря великой природе. Доказательством этого может послужить высказывание великого немецкого композитора Бетховена: “Вы меня спросите, откуда я беру свои идеи?- Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тиши ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не встанут предо мной в виде нот”.
Следовательно, при помощи музыки маленькому человечку легче объяснить, что все растущее и движущееся вокруг нас – живое, требующее к себе бережное отношение
5 сл. Обычно мы используем самые разнообразные атрибуты в зависимости от сезона, темы, сюжета, вместе с детьми сами придумываем различные композиции.
При составлении композиций используем атрибуты, повторяющие компоненты природы, а именно, снежинки, листочки, цветочки, птичек, бабочек.
А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в двухголосном хоре, для этого мне понадобятся 6 человек.
Практическая часть.
Речевая игра «Доброе утро».
Для того чтобы поднять настроение вам и всем сидящим в зале давайте с вами поздороваемся. Я буду произносить текст, и показывать движения, а вы будете повторять движения за мной.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро! (Разводят руки в стороны с легким поклоном.)
– Доброе утро,– нам шепчут цветки, (Соединить пальцы рук – «бутон цветка»)
– Доброе утро, – журчат ручейки, (Быстро перебирать пальцами, покачивая кистями рук вправо-влево)
– Доброе утро, – нам птица поет, (Соединить руки крест-накрест, делать взмахи – птица летит)
– Доброе утро, – скажет нам кот, («Кошачьи лапки»)
– Доброе утро, – нам скажет пчела, (Машут «крылышками»)
– Доброе утро, как ваши дела? (Разводят руки сначала в правую, затем в левую стороны)
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам, (Поднять скрещенные руки над головой, пальцы в стороны)
И каждый становится добрым, доверчивым (Руки полочкой, кладут на них подбородок)
Пусть доброе утро
длится до вечера! (Отводят в сторону руки)
Муз. рук. Ну как настроение улучшилось? Вот что может сделать слово! А давайте мы с вами представим что мы с вами на цветущей поляне. Как вы себе представляете поляну?
6 сл.
Наверно многим уже хочется весны, тепла, ярких красок, давайте сами попробуем создать весеннее яркое настроение. А помогут нам в этом атрибуты: бабочки и цветы. Давайте оживим поляну, на которой летают бабочки, растут цветы. А сделаем мы это при помощи «Хора рук»
я буду выполнять роль 1 ведущего – дирижера, а вторым дирижером будет моя помощница. Сидящие повторяют движения только за сидящим дирижером, а стоящие только за стоящим. Всем понятно, готовы?
показ
Спасибо, очень красиво получилось.
Рефлексия.
Я предлагаю вам представить, что вы сидите на мягком, удобном диване и поделиться своими впечатлениями от увиденного.
Какие открытия и выводы вы для себя сделали?
Возник ли у вас интерес к данной технологии?
Спасибо вам за участие, надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими ребятишками.
7 сл. А свой мастер класс я хочу закончить замечательными словами:
Душа ребенка как растение: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко и семечко проросло. Всем нужна забота и деревцу, и цветку, и бабочке, и муравью, и человеку.
Душа ребенка – это росток.
Чтобы из семечка вырос цветок -
Много потратится сил и тепла,
Нежного слова, улыбок, добра!