Наталья Крончева
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Сюжетно-ролевая игра «Банк»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕКСТ К ПРЕЗЕНТАЦИИ
СЛАЙД 1
Цель: повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по вопросу организации сюжетно-ролевой игры «Банк».
СЛАЙД 2
Ни для кого не секрет, что дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него формируется определенное отношение к людям, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Так как игра – основной вид деятельности дошкольников, то в ней развиваются не только духовные и физические силы ребенка, но и происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Сюжетно-ролевая игра „Банк“» размещена в разделах
- Банк. Знакомим дошкольников с банком
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Среди многообразия игр, сюжетно-ролевые занимают особое место, т. к. содержат большие возможности для развития ребенка. В игре ребенок овладевает прямым назначением вещей (кастрюля, чтобы варить; утюг, чтобы гладить белье) и выполняет действия замещения, когда переносит значение от реального предмета на другой предмет (кегля становится куклой, кольцо – веночком). В сюжетно-ролевой игре у ребенка развиваются навыки общения. Творческий характер игры преображает детскую жизнь, наполняет ее радостью, сказочностью и волшебством.
СЛАЙД 3
(Проблема №1)
- Однако, с конца 90-х годов XX века педагоги и психологи, работающие с дошкольниками, родители детей отмечают, что произошли заметные изменения в детских играх. Прежде всего, отмечается, что дети стали реже играть в коллективные игры, снизилась продолжительность игр, упростились их сюжеты (а некоторые и вовсе исчезли, хуже соблюдаются правила игры. Выдвигаются различные предположения о причинах этого явления.
- Как вы считаете, почему дети реже играют в сюжетно-ролевые игры, и какие виды деятельности для них предпочтительней? Предлагаю проанализировать, чем непосредственно в группе, в детском саду особенно любят заниматься и занимаются дети по собственному желанию, а не по рекомендации педагога. Внимание на экран!
СЛАЙД 4
Из всего сказанного я могу сделать вывод:
- исследования, проводимые под руководством А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, показывают, что подавляющее большинство современных дошкольников имеют более низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры, нежели их сверстники прошлого века. Значительная часть дошкольников (около 40%) в свободное время не играют, а занимаются рисованием, конструированием, рассматриванием книжек, предметными действиями с машинками, мячом. В свободное время бегают, лазают, катаются на качелях, самокатах, велосипедах, но редко играют. Чаще всего игра организуется взрослым и продолжается до тех пор, пока он принимает в ней участие.
СЛАЙД 5
(Проблема №2)
- Основываясь на проведенных исследованиях, психологи Е. О. Смирнова, О. В. Гударё ва констатируют: «…Среди детских сюжетов игр практически отсутствуют сюжеты, связанные с профессиями их близких. Современные профессии (юрист, экономист, менеджер, дизайнер и др.) в силу закрытости их содержания для детей не дают материала для игровых ролей. Социальная жизнь взрослых перестает быть содержанием детских игр, как это предполагалось в отечественной психологической концепции детской игры».
- Определите, пожалуйста, причины снижения игровой активности современных дошкольников? (если нет ответа – «Выберите из предложенных вариантов правильный»)
И так, давайте подведем итог: каковы же причины снижения игровой активности современных дошкольников?
1. Дети не знают, во что играть, не знают игр.
2. Дети не знают, в кого «играть».
3. У детей нет времени на игру.
СЛАЙД 6
На сегодняшний день мы констатируем, что детская игра стала другой, необходимо пересмотреть точку зрения на нее с учетом новых возможностей детей, окружающей действительности. Поэтому свою работу по развитию игровой деятельности я строю с учетом современных тенденций в ее развитии. И основной целью ставлю – поиск новых форм ее организации.
СЛАЙД 7
Сразу же возникает вопрос: какая игра сможет заинтересовать детей старшего дошкольного возраста, чтобы стать средством вхождения в мир современных взрослых? И тут появилась идея попробовать сюжетно-ролевую игру «Банк». В ней много увлекательного и непонятного. Она интересна и мальчикам и девочкам. А игровые задачи направлены на развитие определенных форм активности ребенка (они перед вами на экране).
СЛАЙД 8
- Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации по проведению игры.
Игра рассчитана на детей 6-7 летнего возраста.
Работа строится по двум основным направлениям:
1. Собственно-игровая деятельность – с/р игра «Банк» и формы ее проведения: организованная (совместная с педагогом) игра и свободная игровая деятельность детей.
2. Работа по обогащению игровой деятельности детей. К формам её организации относятся: НОД с экономическим содержанием и тематические с/р игры.
СЛАЙД 9
Каждая из форм проведения игры «Банк» ставит перед педагогом определенные задачи.
В организованной (совместной) игре педагог :
дает образцы социального поведения, решения социальных проблем, вхождения в роль (что делать, как делать, развитие ролевых взаимоотношений (как вступать, с кем, что говорить, использование игровой атрибутики, способов организации игровой среды. А также принимает при вхождении в игру подчиненную роль, выходит из позиции взрослого и опускается на уровень ребенка.
В свободной самостоятельной игре педагог :
создает эмоционально благоприятные условия для её проведения; удерживает позицию невмешательства в детскую игру (нет прямого руководства); предоставляет свободу выбора места игры, способов ее организации, сюжета, атрибутов, партнеров по игре, игровых действий; признает право ребенка на отказ от игры; проявляет уважительное отношение к играющим детям; организует наблюдение за игрой и фиксирует цели, над которыми необходимо работать в дальнейшем.
Сущность предлагаемой с/р игры «Банк» состоит не в организации специального обучения основам экономических знаний через игру, а, наоборот, в обогащении их игровой деятельности экономическим содержанием.
СЛАЙД 10
***
- А теперь давайте поиграем! (распределение ролей)
Блиц-опрос:
- Кто руководит банком? («банкир») Можно, я сегодня буду банкиром?
- Для чего нужны деньги? («кассир»)
- Кто следит за порядком в банке? («охранник»)
- Кто пользуется услугами банка? («клиенты») Кто хочет сегодня быть клиентами банка?. Или кто проживает на улице Комсомольской? Зверева? Заводской? («получите ваш паспорт, без него невозможно пользоваться услугами банка»)
- Внимание! Сегодня в нашем городе открывается новый БАНК. Работники банка, оборудуйте и займите свои рабочие места.
- Все желающие открыть собственное дело могут получить в банке денежный кредит. Подумайте, какое дело вы хотите открыть, чем вы хотите заниматься? Полученными деньгами вы распоряжаетесь, как хотите: можете заработать еще больше, можете тратить на что-нибудь. Но в конце игры вы должны вернуть деньги банку.
- Предлагаю, после получения кредита в банке, воспользоваться игровым материалом, выбрать все, что необходимо для открытия вашего дела и начала игры. У клиентов есть возможность открыть мини-маркет, автосервис и салон красоты.
Игровые действия:
• Банкир занимает свое место, приглашает клиентов, клиенты заходят в банк, банкир обговаривает с каждым: Какое дело он хочет открыть? Почему? Сколько денег ему для этого нужно? Договариваются, какую сумму нужно будет вернуть в конце игры в банк.
• Каждый клиент предъявляет свой паспорт – подписывает договор – банкир ставит печать.
• Кассир выдает деньги.
• Охранник следит за порядком, разговаривает по телефону.
• Клиенты создают свое игровое пространство (открывают мини-маркет, салон красоты, автосервис) и разворачивают сюжет игры по собственному замыслу, где используют все доступные им игровые средства).
СЛАЙД 11
Приемы, активизирующие игровую деятельность
1. Педагог как образец
ролевого поведения:
банкир делает покупки в мини-маркете;
обедает в кафе;
посещает салон красоты;
проходит техосмотр машины.
вхождения в роль:
с опорой на атрибуты (изменение внешнего облика);
обживание роли (смена походки, мимики, жестов);
использования игровой среды:
открывает собственную фирму, малознакомую детям и организует ее деятельность (рекламное агентство).
2. Введение в игру разнообразных событий, происшествий (день рождения в кафе, срочная командировка банкира, открытие нового отдела в магазине, новые поступления в банк, пожар в банке и т. д.)
3. Внесение новых предметов ( особенно интересны настоящие: водительские удостоверения, кредитные карты, авиабилеты, записные книжки, степлеры, печати, рекламные буклеты и т. д.)
4. Проблемные ситуации (дефицит игрового материала и использование предметов-заместителей или приобретение их в «магазине», или обмена на собственный товар).
5. Введение правил в игру (дело должно быть не только прибыльным, но и нужным людям; все споры решаться только путем договора друг с другом).
Итог игры.
Объявление:
- Всем, кто брал денежные кредиты, срочно подойти в банк!
(банк начинает работу по обратному приему денежных средств).
Банкир (беседует с каждым клиентом по открытию собственного дела) :
- Какое дело вы открыли? Как зарабатывались деньги? На что тратились? Пройдите в кассу.
Кассир (подсчитывает оставшуюся сумму и возвращает ее в банк, дает чек).
Охранник раздает рекламные буклеты, вежливо общается, помогает вызвать такси.
Объявление о закрытии банка («Наш банк закрывается, благодарю всех участников сегодняшней игры»).
- На данном этапе педагог воздерживается от оценок и объяснений. Каждый ребенок получает для себя собственный опыт переживаний и впечатлений.
- В организации игры необходимо особое внимание уделить созданию игрового пространства и работе по обогащению знаний детей (НОД с определённым экономическим содержанием). С этой целью я приготовила рекомендации педагогам, которых заинтересовала тема сегодняшнего мастер-класса (раздать памятки).
СЛАЙД 12
(вывод)
Тема мастер-класса «Сюжетно-ролевая игра «Банк» была выбрана мной не случайно. Новое время требует новых подходов к организации детских игр.
С целью повышения уровня профессиональной компетенции педагогов по вопросу организации игры, я выделила следующие моменты:
• раскрыла ее основную идею и сущность;
• определила основные задачи;
• ознакомила с методическими рекомендациями;
• охарактеризовала основные направления работы;
• показала один из моментов собственно-игровой деятельности.
Считаю, что в ходе работы участники мастер-класса получили представления о том, как можно творчески подходить к развитию сюжета и созданию игровой среды. Кроме того, присутствующие коллеги были не только слушателями, но и активными участниками мастер-класса.
СЛАЙД 13
- И сегодня свой мастер-класс я хочу закончить словами… (прочитать на экране) Благодарю за внимание!