Марина Шувыкина
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Применение новых образовательных технологий в лепке в работе с детьми дошкольного возраста«
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Применение новых образовательных технологий в лепке в работе с детьми дошкольного возраста»
Разработала и провела : воспитатель-методист Шувыкина Марина Александровна
Цель: повышение профессиональной компетентности в вопросах применения новых образовательных технологий в лепке в изодеятельности детей дошкольного возраста;
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Применение новых образовательных технологий в лепке в работе с детьми дошкольного возраста„» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
- формирование и расширение представлений педагогов в области применения новых образовательных технологий в лепке;
- рассмотреть практически взаимосвязь образовательных областей;
- практически закрепить полученные знания;
- создание условий для обмена опытом и обсуждения проблемных вопросов.
Оборудование: пластилин, стеки, дощечки, шаблоны для лепки.
Ход мастер-класса
1. Введение в тему с помощью задания «Теоремы и аксиомы»
2. Непосредственно новые образовательные технологии в лепке.
2.1. Пластилиновые сказки
2.2. Использование шаблонов в лепке
2.3. Техника «миллефиори»
3. Заключительная часть
1. Введение в тему «Теоремы и аксиомы»
Сегодняшний мастер-класс я начну со слов В. А. Сухомлинского:
«Истоки творческих способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
Уважаемые коллеги! Сегодня мы рассмотрим с вами новые образовательные технологии в лепке. Но сначала давайте определимся, важна ли тема развития навыков и умений детей в лепке в принципе?
Задание «Теоремы и аксиомы»
Предлагаю вспомнить школьный курс математики. Из школьного курса математики мы знаем, что аксиома – это утверждение, которое не требует доказательств, оно очевидно. А теорема – это предположение, которое требует доказательства. И сейчас я вам, уважаемые коллеги, буду зачитывать предложения, а вы коллективно будете определять аксиома это или теорема. Итак:
- Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества (аксиома)
Так как, ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет, видит результат.
- Основным инструментом в лепке является рука (теорема)
Ведь можно предположить, что основным инструментом является всё же стека. Это неверно. Так как умения в лепке определяет уровень владения собственными руками, а стека все же средство в достижении цели.
- Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками (теорема)
Есть дети, которые, несмотря на все созданные условия для развития умений в лепке и мелкой моторики и для развития в целом, все же отстают в развитии. Значит, есть дополнительные проблемы, которые определяются специалистами. Значит, только если у ребенка нет каких-либо заболеваний и ребенок развивается нормально, то да, создание условий для занятий лепкой благотворно влияют на развитие мелкой моторики.
- Важную роль в процессе овладения навыками и умениями в лепке играет педагог (аксиома)
Педагог всегда играет важную роль в развитии, обучении и воспитании ребенка.
- Лепка – очень важное занятие для ребенка дошкольного возраста (теорема)
Можно предположить, что важнее рисование, аппликация и т. д. Но в данном случае, нужно определить те вопросу детского развития, в которых лепка важна (развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов, благотворно влияет на нервную систему в целом и т. д.)
- Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях (аксиома)
Дети осваивают материал легче и проще, если им интересно, то есть, если на занятиях педагог использует различные способы мотивации детской деятельности, предоставляет возможность работать в не традиционных техниках, применяет новые образовательные технологии и т. д., то ребенок более успешно развивается и осваивает программный материал, что в свою очередь указывает на эффективность педагогического воздействия.
Вот мы и подобрались, уважаемые педагоги к сути нашего мастер-класса. Рассмотрим новые образовательные технологии и предположим и докажем их педагогическую эффективность.
2. Непосредственно новые образовательные технологии в лепке.
2.1. Пластилиновые сказки
Мы как педагоги всегда помним о том, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образный тип мышления. В связи с чем мы с вами всегда озабочены визуализацией рассказа, сказки, истории и т. д. Ребенок понимает и запоминает лучше именно эмоционально воспринятую наглядность. И сегодня я покажу вам как можно визуализировать сказку с помощью обычного пластилина и вместе с тем закрепить навыки в лепке у детей, а также обыграть сказку и вызвать интерес к рассказыванию, тем самым проследить связь с речевым развитием.
Педагоги берут заготовленные кусочек пластилина. Педагог-мастер начинает читать сказку «Колобок» и по тексту предлагает участником быстро слепить героев сказки, видоизменяя имеющийся кусочек пластилина. Так, вначале скатывается шарик – это Колобок, затем у шарика вытягиваются ушки – это Зайка, затем вытягивается мордочка и лепятся маленькие ушки – это Волк и т. д. Так, у детей появляется интерес к сказке, они играя закрепляют навыки лепки, обыгрывают сказку и т. д. Данный метод можно применять уже с младшей группы, учитывая навыки и умения детей в лепке при визуализации сказки с помощью пластилина.
2.2. Использование шаблонов в лепке.
Следует отметить, что лепка с применением шаблона может быть достаточно разнообразной. Выбор шаблонной техники зависит от целей и задач, которые преследует педагог в образовательной деятельности детей. Изначально, шаблон призван помочь облегчить процесс достижения цели, то есть лепки заданного предмета, заготовки и т. д., например, обычный картонный шаблон можно использовать для лепки снежинки, листочка или для получения другой нужной формы. Здесь важно объяснить ребенку как правильно использовать шаблон и лепной материал (соленое тесто, пластилин, глина). Рассмотрим по отдельности техники работы с шаблоном в лепке.
- Вырезание по шаблону.
Детям раздаётся готовый картонный шаблон, имеющий определённую форму, например, кленовый листочек. В данном случае удобнее работать с соленым тестом, так как его легче обрезать стеком и правильно приготовленное тесто не прилипнет к шаблону. Итак, по шаблону из соленого теста вырезается кленовый лист и далее по технологии изготовления конкретного предмета лепки.
- Выкладывание на шаблоне.
Детям раздаётся шаблон, который может использоваться многократно или одноразово в зависимости от предмета лепки. Например, возьмём картонный шаблон снежинки. Детям четко указываются приемы работы. В данном случае снежинку можно выложить в виде накатанных колбасок и прикрепить к шаблону по его форме, а можно выложить скатанными мелкими шариками плотно касающихся друг друга. Каждый ребенок может дополнить свою работу и применить и способ выкладывания и шариками, и колбасками.
- Шаблоны-заготовки «Долепляйки».
Данный вид шаблонов мы рассмотрим практически. Педагогам раздаются различные шаблоны, и каждый педагог должен не только заполнить «долепляйку», но и рассказать в какой возрастной группе можно использовать данный шаблон, какую мотивационную историю можно придумать, какой приём лепки нужно использовать.
Примеры «долепляек».
Итак, данные шаблоны можно использовать с младшего возраста, как только у детей сформировано умение скатывать маленькие шарики. Работа с данными шаблонами вызывает интерес у детей, особенно при наличии интересной мотивационной истории. Ребенок закрепляет умение скатывать шарики нужного цвета и размещать их в определенном месте, прикрепляя к шаблону путем прижатия к шаблону. Прослеживается взаимосвязь с сенсорным развитием: цвет, величина, форма.
Работа с представленными выше шаблонами состоит в том, что ребенку предлагается долепить по своей фантазии недостающий элемент и сделать это он может так, как видит он. Соответственно, можно долепить цветочки, украшения или свечи на праздничный торт. В данном случае всё зависит от фантазии ребенка. Прослеживается взаимосвязь с ознакомлением с окружающим, речевым развитием.
- Контурные шаблоны «долепляйки»
Контурные шаблоны рекомендуется использовать со среднего возраста, когда у ребенка уже значительно лучше развита мелкая моторика, он лучше владеет своими руками, лучше развита фантазия и уже есть опыт применения различных приёмов в лепке, в данном случае, приём раскатывания.
- «Математические» шаблоны – «долепляйки»
Как видно, в данных шаблонах прослеживается взаимосвязь с познавательным развитием (формирование элементарных математических представлений). Задание состоит в том, что ребенку предлагается украсить изображения вылепленными фигурками определенного цвета согласно таблицы снизу. В зависимости от сложности подбираются задания по возрасту детей.
Все представленные шаблоны достаточно легко изготовить: необходимо распечатать нужный шаблон на картоне и заламинировать. Данные шаблоны можно использовать не один раз.
2.3. Техника «Миллефиори»
Миллефиори (от итальянского «milli» – тысяча и «fiori» – цветы) – старинная техника итальянских стеклодувов, при которой рисунок на стекле формируется по всей длине стеклянного цилиндра. Из разноцветного стекла формируется узор (чаще несложные цветы, затем получившийся широкий цилиндр нагревают и вытягивают до нужной толщины в тонкий стеклянный прутик или палочку так, что на каждом срезе сохраняется одинаковый рисунок.
В 1981 Эстер Олсон (Esther Olson) впервые применила аналогичную технологию в работе с полимерной глиной. В мире полимерной глины эта техника получила название «caning» (кэнинг) от английского «cane» («кЕйн» – трость). На русском эти брусочки с рисунком внутри стали называться колбасами. И действительно, форма, принцип расположения узора и способ нарезки брусочков с рисунком очень напоминают это мясное изделие.
С начала 80-х годов «колбасная» техника (или миллефиори) бурно развивалась и превратилась в одну из основных при работе с пластикой. Но не только с пластикой можно творить такие чудеса! Колбаски миллефиори можно делать и из пластилина!
Эту технику можно применять работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дети очень любят делать интересные, красочные поделки. Но так как эта техника немного сложна для дошколят, ее можно упростить. Заготовки для работ в технике «миллефиори» можно делать тремя способами.
Первый способ: из пластилина разного цвета катаем колбаски одинаковой длины. Затем соединяем их друг с другом, скатываем и нарезаем стекой на тонкие кружочки.
Второй способ: одну колбаску заворачиваем поочередно в пластины (лепешки) из пластилина разного цвета, скатываем и нарезаем стекой на тонкие полоски.
Третий способ: изготавливаем пластины, накладываем их друг на друга, заворачиваем в трубочку и разрезаем.
Практическая часть: предлагается украсить «долепляйку» цветами в технике «миллефиори».
3. Заключительная часть.
В заключение мастер-класса хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими детьми.
Подвести итог нашей встречи хочу словами Жан-Жака Руссо:
«Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума»
Спасибо всем, я получила огромное удовольствие от общения с вами!
Желаю Вам творческих успехов!
Рефлексия: метод «Свободного микрофона». Участникам предлагается поделиться мнением о мастер-классе, высказать пожелания и, возможно, предложения.