Залина Дзгоева
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Интеллектуальная карта как средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Интеллектуальная карта как средство развития речи дошкольников»
Слайд 2. Актуальность.
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Одной из инновационных технологий, позволяющих наиболее успешно развивать познавательные и речевые способности дошкольников, является использование, так называемых, интеллект-карт.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Интеллектуальная карта как средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный метод помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
Слайды 3,4. Автор метода.
Понятие «интеллект-карты» (mind maps) ввел психолог из Великобритании, автор методик запоминания, креативности и организации мышления Тони Бьюзен. В своей практике педагога он выделял два направления деятельности: изучение и понимание возможностей мозга и его потенциала (память, мышление, творчество, навыки чтения и т. д.) и разработка методик по улучшению функций головного мозга у пожилых людей.
Использовать карты ума в работе с дошкольниками предложила кандидат педагогических наук Валентина Акименко.
Интеллект-карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач. Другими словами, mind maps – это представление информации в рисунках. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином.
Слайд 5. Преимущества использования интеллект-карт в ДОУ.
Правое полушарие головного мозга отвечает за эмоции, интуицию, помогает охватывать картину мира целиком (создавая образ из разных явлений и деталей). У детей развито именно правополушарное мышление.
Левополушарное мышление позволяет изучать мир последовательно, пошагово (сначала одно, потом второе, а лишь потом третье). Такое линейное восприятие растянуто во времени.
Правополушарное мышление доминирует у детей примерно до 10-летнего возраста. Поэтому большинство дошкольников относится к художественному типу, а не мыслительному. Однако, для полноценного развития всех психических процессов, важную роль играет именно развитие обоих полушарий. Достичь этого помогают, в том числе, и интеллектуальные карты.
Когда ребенок составляет или изучает интеллект-карту, у него активны оба полушария головного мозга. К тому же карта ума выглядит красиво, активизирует творческие начала (поиски ассоциаций и изображений при составлении, легко запоминается после зрительного изучения и устного проговаривания, предоставляет возможность корректировки. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия легкими и увлекательными.
К тому же, совместное составление и изучение карт мышления помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Использование интеллект-карт также помогает развить :
• мелкую моторику рук;
• любознательность;
• способность к творческой самореализации.
Слайд 6.
Интеллект-карта напоминает клетку головного мозга (нейрон) с ответвлениями. Человек мыслит не линейно, а структурно и разветвленно. Каждое понятие ассоциативно связано с другим понятием. Поэтому именно интеллект-карты с разветвленной структурой помогают качественно изобразить материал, отразить связи между понятиями и, соответственно, усвоить новую информацию.
Слайд 7. Для чего создают интеллект-карты в ДОУ?
Цель составления mind maps – собрать информацию о предмете, объекте или явлении. Во время составления карты педагоги с дошкольниками рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения.
Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал.
В зависимости от возраста карта может и должна усложняться.
Задачи интеллект-карты :
1. Развивать связную речь, совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
2. Развивать социально-коммуникативную компетентность детей.
3. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
4. Развивать основные психические процессы – память, внимание, образное мышление, воображение и речь.
5. Развивать мелкую моторику рук при составлении интеллект-карты.
6. Развивать творческие способности детей.
Слайд 8. Полезные свойства интеллект-карт :
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Слайд 9. Общие требования к составлению любой интеллект-карты.
• Главная идея обводится в центре страницы.
• Лист располагается горизонтально.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры обязательно разных цветов.
• Каждая мысль обводится.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
• Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.
• Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.
Слайд 10. Интеллект-карты в речевом развитии детей.
В работе по развитию речи интеллект-карты применяются нами в нескольких направлениях:
1. Сбор материала о предмете или объекте.
Создание интеллект-карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.
2. Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения.
3. Развитие связной речи.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится более точным и разнообразным.
А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам создать свои собственные интеллектуальные карты. Для этого нам нужно поделиться на три команды. Каждая команда будет составлять, а затем и презентовать другим командам, свою карту. Но тема у всех будет одна – Северная Осетия. Таким образом, мы с вами увидим три разных подхода к одной и той же теме. Тем интереснее будет оценивать конечный результат.
Для эффективной работы вам предоставляются листы ватмана большого формата и цветные карандаши.