Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Интеллектуальная карта как средство развития речи дошкольников»

Залина Дзгоева
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Интеллектуальная карта как средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Интеллектуальная карта как средство развития речи дошкольников»

Слайд 2. Актуальность.

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Одной из инновационных технологий, позволяющих наиболее успешно развивать познавательные и речевые способности дошкольников, является использование, так называемых, интеллект-карт.

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Интеллектуальная карта как средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный метод помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

Слайды 3,4. Автор метода.

Понятие «интеллект-карты» (mind maps) ввел психолог из Великобритании, автор методик запоминания, креативности и организации мышления Тони Бьюзен. В своей практике педагога он выделял два направления деятельности: изучение и понимание возможностей мозга и его потенциала (память, мышление, творчество, навыки чтения и т. д.) и разработка методик по улучшению функций головного мозга у пожилых людей.

Использовать карты ума в работе с дошкольниками предложила кандидат педагогических наук Валентина Акименко.

Интеллект-карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач. Другими словами, mind maps – это представление информации в рисунках. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином.

Слайд 5. Преимущества использования интеллект-карт в ДОУ.

Правое полушарие головного мозга отвечает за эмоции, интуицию, помогает охватывать картину мира целиком (создавая образ из разных явлений и деталей). У детей развито именно правополушарное мышление.

Левополушарное мышление позволяет изучать мир последовательно, пошагово (сначала одно, потом второе, а лишь потом третье). Такое линейное восприятие растянуто во времени.

Правополушарное мышление доминирует у детей примерно до 10-летнего возраста. Поэтому большинство дошкольников относится к художественному типу, а не мыслительному. Однако, для полноценного развития всех психических процессов, важную роль играет именно развитие обоих полушарий. Достичь этого помогают, в том числе, и интеллектуальные карты.

Когда ребенок составляет или изучает интеллект-карту, у него активны оба полушария головного мозга. К тому же карта ума выглядит красиво, активизирует творческие начала (поиски ассоциаций и изображений при составлении, легко запоминается после зрительного изучения и устного проговаривания, предоставляет возможность корректировки. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия легкими и увлекательными.

К тому же, совместное составление и изучение карт мышления помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Использование интеллект-карт также помогает развить :

• мелкую моторику рук;

• любознательность;

• способность к творческой самореализации.

Слайд 6.

Интеллект-карта напоминает клетку головного мозга (нейрон) с ответвлениями. Человек мыслит не линейно, а структурно и разветвленно. Каждое понятие ассоциативно связано с другим понятием. Поэтому именно интеллект-карты с разветвленной структурой помогают качественно изобразить материал, отразить связи между понятиями и, соответственно, усвоить новую информацию.

Слайд 7. Для чего создают интеллект-карты в ДОУ?

Цель составления mind maps – собрать информацию о предмете, объекте или явлении. Во время составления карты педагоги с дошкольниками рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения.

Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал.

В зависимости от возраста карта может и должна усложняться.

Задачи интеллект-карты :

1. Развивать связную речь, совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

2. Развивать социально-коммуникативную компетентность детей.

3. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

4. Развивать основные психические процессы – память, внимание, образное мышление, воображение и речь.

5. Развивать мелкую моторику рук при составлении интеллект-карты.

6. Развивать творческие способности детей.

Слайд 8. Полезные свойства интеллект-карт :

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Слайд 9. Общие требования к составлению любой интеллект-карты.

• Главная идея обводится в центре страницы.

• Лист располагается горизонтально.

• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры обязательно разных цветов.

• Каждая мысль обводится.

• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

• Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.

• Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.

Слайд 10. Интеллект-карты в речевом развитии детей.

В работе по развитию речи интеллект-карты применяются нами в нескольких направлениях:

1. Сбор материала о предмете или объекте.

Создание интеллект-карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.

2. Закрепление и обобщение материала.

Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения.

3. Развитие связной речи.

Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится более точным и разнообразным.

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам создать свои собственные интеллектуальные карты. Для этого нам нужно поделиться на три команды. Каждая команда будет составлять, а затем и презентовать другим командам, свою карту. Но тема у всех будет одна – Северная Осетия. Таким образом, мы с вами увидим три разных подхода к одной и той же теме. Тем интереснее будет оценивать конечный результат.

Для эффективной работы вам предоставляются листы ватмана большого формата и цветные карандаши.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» Мастер-класс для педагогов: «Су-Джок терапия, как средство здоровьесбережения дошкольников».Блог. Лариса Гацко. Сохранение и укрепление.

Мастер-класс для воспитателей «Чудо-пальчики. Нетрадиционное средство развития речи — Су Джок терапия» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Вступление -Здравствуйте, уважаемые коллеги! - Скажите громко и хором, друзья, Помочь.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Создание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУСоздание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУ Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто, как детский сад, а как организация, которая оказывает образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Интеллектуальная карта как средство развития речи дошкольников»
Опубликовано: 9 июня 2022 в 13:20
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ «Интеллектуальная карта как средство развития речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Залина Дзгоева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД