Наталья Куделькина
Мастер-класс для педагогов ДОО «Использование техники «друдлы» в развитии речи и творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОО
«Использование техники «друдлы» в развитии речи и творческих способностей дошкольников»
Цель: передача коллегам профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности через использование техники «друдлы» в совместной деятельности с детьми.
Задачи:
- познакомить педагогов с техникой «друдлы» как способом развития речи и творческих способностей детей дошкольного возраста;
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОО „Использование техники „друдлы“ в развитии речи и творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- познакомить участников мастер-класса с различными методами использования техники;
- способствовать созданию условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.
Содержание мастер-класса
В современных условиях развитие связной речи детей – одна из самых актуальных проблем дошкольного образования. Образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. Между тем овладение связной речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение. Игровая деятельность - наиболее доступный ребенку способ переработки и выражения впечатлений и знаний. Эффективным средством развития связной речи может стать игра в друдлы, главная цель которой - развивать умение видеть необычное в обычном и уметь рассказывать об этом.
Предлагаю вашему вниманию картинку. Как вы думаете, что на ней изображено? Предлагайте любые варианты.
Варианты ответов:
- буква Я, которую написал ребёнок,
- столб освещения с фонарём;
- циркач на ходулях.
На самом деле это один из первых в мире друдлов. Картина итальянского художника Агостино Карраччи (1557 1602) «Слепой нищий на углу улицы».
Друдл – это чёрно-белая картинка, которую можно интерпретировать как угодно. Слово «друдлы» в переводе с английского означает «загадочные каракули». Оно стало известно известно в 1950-х годах благодаря американскому автору-юмористу Роджеру Прайсу и продюсеру Леонарду Стерну. Изначально друдлы носили исключительно развлекательный характер, но постепенно распространились и в другие сферы, в том числе и в образование.
Подобная методика встречается в трудах великого Леонардо да Винчи. Когда ему требовалось освежить творческую энергию, он садился и долго вглядывался в облака или скалы. Художник мог открыть для себя на старой стене, покрытой грязью, на иной причудливой поверхности, испещренной извилистыми прожилками целые картины, пейзажи, битвы, людей, узоры.
Друдлы обладают удивительной способностью развивать речь и воображение.
Плюсы этой технологии:
- простота использования, ведь понадобятся только чёрный карандаш или фломастер и листок бумаги;
- подойдёт как для индивидуальной, так и групповой работы;
- способствует созданию атмосферы дружеской непринуждённости на занятии.
Что даёт ребёнку применение техники «друдлы»?
1. Возможность проявить фантазию и воображение.
2. Ребёнок учится видеть необычное в обычных вещах.
3. Объясняя нарисованное, ребёнок тем самым развивает свою речь и мышление.
4. Ребёнок учится оперировать символами.
5. Кроме всего перечисленного друдлы, придуманные ребёнком самостоятельно, помогают ему запоминать информацию, то есть могут быть использованы как мнемонический приём. Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Использовать технику «друдлы» целесообразно с четырёх с половиной - пяти лет.
Этапы использования техники «друдлы»
Выделяются условно, связаны с возрастом детей: от 4,5 до 7 лет. Использование технологии следует принципу «от простого к сложному».
Первый этап. Знакомство с игрой.
Используются заранее заготовленные картинки-друдлы. Стоит отметить, что друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятен для развития воображения и фантазии.
На этом этапе могут быть использованы игры «На что похожа геометрическая фигура?», «Придумай название друдлу», где в процессе игры постепенно дорисовываются и оговариваются дополнительные детали. В ходе подобных игр с детьми, когда обговариваются линии, фигуры, формулируются вопросы («На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?») происходит невольное и ненавязчивое общение. Как только дети достаточно хорошо освоят подобные задания, то можно усложнить. Предложив придумать не один вариант, например, 3-5 разных вариантов описания того, что изображено на рисунке. На самом деле для каждого изображения возможно не менее 20-30 различных толкований. Также можно играть в компании. Смысл игры подобрать как можно больше версий. Описания не должны повторяться. В результате дети отвечают, проговаривают слова. И с каждым разом их предположения и высказывания становятся более креативными и развернутыми. В результате к пяти годам дети обладают значительным запасом слов, активно используются простые предложения, начинают появляться и сложноподчинённые, в их речи появляются абстрактные понятия.
Второй этап. Дорисовываем, превращаем, объясняем.
В старшей группе игровые задания постепенно усложняются. Теперь детям предлагается не просто описывать готовые друдлы, а дорисовывать и оговаривать самим. Например, игра «Дорисуй геометрическую фигуру» позволяет придумывать и превращать во что-либо геометрические фигуры. В игре «Что за зверь?» необходимо объяснить, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. При необходимости картинку можно перевернуть вверх ногами и фантазийные высказывания ребенка продолжатся.
Подобные игры способствуют развитию речевого планирования у ребят. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то теперь слова выходят на первый план. Дети сначала продумывают и рассказывают о том, что они намереваются дорисовать.
Третий этап. Придумываем самостоятельно, составляем рассказ.
К более сложному, творческому этапу переходим в подготовительном к школе возрасте. На данном этапе ребенку предлагается самостоятельно нарисовать друдл (игра «Придумай и нарисуй друдл», придумать название, никому при этом не сообщая. Отгадать друдл и описать его предлагается другим детям или взрослым (педагогам, родителям). После заслушивания возможных вариантов озвучивается авторская версия. Это позволяет развить у ребят не только воображение, но и умение вести диалог. Таким образом, с помощью друдлов можно расширить словарный запас, тренировать воображение, мелкую моторику, развить умение вести диалог, заставить работать мозг и получить эмоциональный эффект.
Для разнообразия в друдлы можно играть парами. Например, детям предлагается нарисовать на листе бумаги что-то свое. То, что они сами хотят. Далее дети обмениваются рисунками. На рисунках партнера дорисовываются линии своим карандашом. И так чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка соседа. Теперь снова происходит обмен рисунками. Каждый ребенок берет в руки уже свой дорисованный рисунок. Затем происходит обмен версиями. Чем их больше и чем они необычнее, тем лучше.
В результате происходит общение на тему, которая интересна обоим детям. Прекрасное занятие как для того, чтобы развлечься, так и для того, чтобы подумать. Данный вид игры способствует не только развитию речи, воображения, но и развитию партнерских отношений, доброжелательности
Также детям предлагается соединить несколько друдлов, определить, что в них зашифровано, и составить небольшой рассказ.
Задания для педагогов:
1. Придумай название друдлу.
2. Угадай сказку по друдлу.
3. Придумайте свой друдл.
Таким образом, речевые навыки поднимаются на новый уровень, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит развитая во всех аспектах речь. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Таким образом, мы видим, что игры друдлы помогают стимулировать речевую активность ребёнка. И дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Высказывания детей напоминают короткий рассказ, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.