Камендова Марина
Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста (из опыта работы)»
Дидактические игры и коррекционные приемы работы с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста (из опыта работы).
Как правило, у детей с ОВЗ имеются трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии. Основная задача коррекционной работы - создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
1. Игра «Подарок»
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Дидактические игры для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста (из опыта работы)“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2021
Эта игра направлена на сплочение коллектива, формирование коммуникативных навыков, а также навыков звукового анализа и синтеза и может быть использована на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
Дети встают в круг. Каждый ребенок получает по картинке с изображением подарка. Название подарка должно начинаться на тот же звук, что и имя ребенка. Но свой подарок ребенок должен не назвать, а показать с помощью жестов, мимики и звукоподражаний. Подарок дарят тому, кто отгадает его название.
Слова: «Меня зовут Марина, и я подарю свой подарок тому, кто его угадает».
2. Игра «Листочки и ветер»
У большинства детей с ОВЗ снижен уровень понятийного мышления. Воспитанники испытывают трудности в обобщении и классификации предметов. С целью развития умения группировать предметы по определенному признаку можно использовать эту игру.
У каждого ребенка в руках один осенний листочек. Листочки отличаются по цвету, форме, размеру. (Форма листочка зависит от того, с какого дерева этот листочек.)
Воспитатель говорит: «Подул ветер». Дети с листочками произвольно двигаются по групповой комнате. Далее воспитатель дает второй сигнал: «Ветер стих. Листочки разделились по цвету». Дети собираются в группы, образуя множества, отличающиеся по цвету. Если кто-то из детей выбрал не то множество, воспитатель спрашивает: «Вы какие листочки?» Дети: «Зеленые» Воспитатель: «Есть ли среди вас лишний листочек?» Дети: «Да. Желтый».
Игра повторяется 2–3 раза. При повторении изменяется второй сигнал воспитателя: «Ветер стих. Листочки разделились по форме (по размеру)».
3. Игра «Пройди по камешкам»
Эта игра способствует развитию логического мышления, умению понимать и выполнять слуховую инструкцию.
Дети выстраиваются в колонну. Воспитатель говорит: «Прошел сильный дождь и кругом лужи. Пройти через лужи мы сможем по камешкам. Но наступать можно не на все камешки, а только на те, которые я назову.
- прыгаем на камешки без углов;
- прыгаем на камешки, у которых 3 угла и 3 стороны;
- прыгаем на не желтые камешки;
- прыгаем на круглые не красные камешки.
4. Задания с использованием логических блоков Дьенеша
Подобную работу с усложнением можно проводить с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» за столами. Схема поможет вам найти свое место за столом.
Воспитатель говорит: «Возьмите фигуры:
- прямоугольную, не желтую и не синюю (красный прямоугольник);
- круглую, не синюю и не красную (желтый круг);
- треугольную, большую, не желтую и не красную (большой синий треугольник);
- квадратную, маленькую, не красную и не синюю (маленький желтый квадрат);
- круглую, толстую, не желтую и не синюю (толстый красный круг);
- прямоугольную, тонкую, не красную и не желтую (тонкий синий прямоугольник);
- большую, желтую, не круглую и не квадратную (большие желтые треугольник, прямоугольник);
- маленькую, синюю, не треугольную и не прямоугольную (синие круг, квадрат).
А теперь давайте наведем порядок и поселим наши фигуры в окошки». Дети раскладывают фигуры на карточки.
5. Игра «Угадай, кто я»
На занятиях по развитию речи при составлении описательных рассказов часто встает вопрос: Как повысить познавательную активность детей?. Составлять описательные загадки. Необходимо учитывать, что в педагогической работе с детьми с ОВЗ очень важно подключать как можно больше анализаторов. Пособие «Волшебная коробка» поможет решить коррекционные задачи. Используется прием психогимнастики.
Воспитатель говорит: «С помощью этой волшебной коробки вы превратитесь в один из фруктов или овощей. Кто вы нам не говорите, а опишите: какой вы по цвету, форме, на вкус, на ощупь».
6. Игра «Мой любимый фрукт»
Очень эффективный прием для развития тактильного восприятия, воображения, стимуляции работы головного мозга – это рисование пальцем на спине партнера.
Задание: «Напишите первую букву названия вашего любимого фрукта (овоща). А партнер должен угадать и назвать слово целиком».
7. Игра «Вкусные парочки»
Согласно ФГОС одной из задач педагогического сопровождения детей с ОВЗ является формирование навыков сотрудничества и умения взаимодействовать не только со взрослыми, но и со сверстниками. Поэтому в своей работе педагоги нашего детского сада часто используют игру «Парочки» - формирование пар по определенному признаку. Например, игра: «Вкусные парочки».
Детям раздаются картинки с изображением кондитерских и хлебобулочных изделий. Задание: «Найди свою пару по количеству слогов в слове. 1, 2, 3 – свою парочку найди!».
8. Игра «Скоро Новый год»
Игру «Парочки» можно использовать на занятиях по развитию речи при составлении предложений по двум опорным словам. Детям раздаются предметные картинки. Воспитанники ищут себе пару и по двум картинкам составляют одно на двоих предложение. (Снеговик – елка; снег – подарок и т. д.).
Очень важно создавать условия, в которых ребенок с ОВЗ может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и упражнения должны выбираться с учетом индивидуальных особенностей детей. Важным условием организации занятий должна являться игровая форма проведения.