Белова Наталья
Мастер-класс для педагогов «Аппликация соломкой в детском саду как один из видов декоративно-прикладного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе как в общем по России, так и в Краснодарском крае, происходит постепенная утрата традиционной культуры, что обусловлено естественным уходом носителей народного искусства. К большому сожалению, современная культура вытесняет и разрушает сложившуюся ранее традиционную культуру на Кубани. Народное искусство, как концентрированная мудрость веков, положительно влияет на все сферы деятельности человека. Всё начинается в детстве. Мы, воспитатели, стоим у истоков нравственности.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Аппликация соломкой в детском саду как один из видов декоративно-прикладного творчества“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Решая ряд годовых задач по художественно- эстетическому воспитанию детей в дошкольном учреждении, хочу обратиться к декоративно- прикладному творчеству. В погоне за новомодными западными техниками мы, порой, упускаем самое важное: знакомство детей с отечественной культурой, традициями и умение видеть природную красоту глазами русских людей, создавать её своими руками.
Кубань - житница России, богатейший край, в котором такого доступного и необыкновенного материала, как соломка, в изобилии.
С учётом того факта, что живём мы с вами в сельской местности, на Кубани, хочу предложить вашему вниманию одну из техник работы с соломкой : аппликацию. Издавна люди ценили не только хлебный колос, но и соломенный стебель - прекрасный поделочный материал.
Сначала только в утилитарных целях: соломой крыли крыши, утепляли дом, изготавливали постель, обувь, головной убор, хозяйственную утварь. Это был незаменимый пластический материал для создания атрибутов и украшений, которые применяли в традиционных народных праздниках и обрядах.
Искусство аппликации соломкой, по всей вероятности, произошло от маркетри- это техника мозаичной отделки древесины.
Технология
Заготавливают соломенные стебли вручную, срезая серпом или острым ножом в июле. Сушат в тени, затем удаляют при помощи ножниц, междоузлия и листья. Такие соломенные трубочки могут храниться годами в сухом месте.
Перед тем, как превратить их в ленты для аппликации, необходимо прокипятить трубочки в воде. Мастера зачищали от волокон каждую соломенную ленту при помощи ножа. Есть более быстрый способ обработки сырья: воду слить, а трубочки разрезать вдоль и просушить горячим утюгом с обеих сторон до полного высыхания. Готовые соломенные ленты наклеивают на кальку при помощи клея ПВА глянцевой стороной вверх способом настила (вплотную друг к другу, кладут под пресс. Когда заготовки подсохнут, на кальке по шаблонам обводят детали будущей аппликации (листья, бутоны, лепестки цветов и т. д.). Аккуратно вырезают по контуру. Эффектно смотрятся цветочные композиции из соломки на темном фоне : бордовый, фиолетовый, синий, зелёный, черный. Для детей старшего возраста можно использовать бархатную бумагу. Излишки клея промокнуть салфеткой. Положить изделие под пресс до полного высыхания.
Ещё один необычный способ аппликации- соломенной крошкой, который дети выполняют с удовольствием со средней группы. Воспитатель нарезает соломку по длине волокон, а затем поперек- получатся мелкие квадратики. Дети смазывают клеем ПВА рисунок или его часть и посыпают соломенной крошкой (по типу рисования песком и солью). Лишнюю крошку аккуратно стряхнуть на лист бумаги. Промакивать не нужно.
Для первых работ с соломкой можно предложить детям украсить праздничную тарелочку либо коврик геометрическими фигурами, размещая их в центре, по сторонам и углам прямоугольного или квадратного фона. Дать волю детскому творчеству, фантазии, воображению, не предлагая образец. Дети старшего возраста самостоятельно выберут и нарежут нужное количество различных фигур способом, который им покажет воспитатель. Оформляя со средней группы поздравительные открытки к праздникам, предложите детям частично применить золотую соломку : лучи солнышка, мачта корабля, метла у снеговика, дорожка и т. д.
Целесообразно перед началом аппликации соломкой провести предварительную беседу о происхождении этого природного материала, связать с той местностью, в которой мы продолжаем и сделать акцент на неповторимой красоте простой золотой соломки. Обязательно продемонстрировать детям натуральный стебель с колосков пшеницы, овса, ржи. Рассмотреть и назвать его части. Подчеркнуть, что Кубань- житница России и природа щедро делится с нами своими чудесными дарами. Нам очень повезло родиться на такой богатой и плодородной земле, которую будем любить и беречь.